Ответственность родителей за жестокое обращение с детьми
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность родителей за жестокое обращение с детьми». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общественная опасность преступления заключается в том, что ребенок не может в полной мере воспользоваться всем комплексом прав воспитательного, образовательного, материального свойства, принадлежащих ему по закону.
Второй комментарий к Ст. 156 УК РФ
1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей означает либо полный отказ от выполнения лежащих на виновном обязанностей по воспитанию ребенка, возложенных на него нормативными правовыми актами, либо такое их выполнение (не в полном объеме, периодически и т.д.), которое не обеспечивает достижение целей воспитания.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего преступно не само по себе, а лишь в том случае, если это соединено с жестоким обращением с ребенком.
2. Жестокое обращение — это система поведения виновного по отношению к потерпевшему, которое характеризуется причинением ребенку мучений и страданий в результате применения к нему физического или психического насилия, издевательства над потерпевшим. Оно может проявляться в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, угрозах расправы, глумлении, лишении пищи, воды, тепла, света и т.д.
3. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.
4. Субъект преступления — специальный: родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, педагоги, а также другие работники образовательных, воспитательных или иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Другой комментарий к статье 156 Уголовного Кодекса РФ
1. Общественная опасность преступления заключается в том, что ребенок не может в полной мере воспользоваться всем комплексом прав воспитательного, образовательного, материального свойства, принадлежащих ему по закону.
Гарантии прав детей имеют конституционную основу. Так, в п. 1 ст. 39 Конституции РФ закреплено положение об охране их прав в области социального обеспечения, п. 4 ст. 43 закрепляет обязанность иных лиц, заменяющих родителей, по обеспечению получения детьми основного общего образования.
2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступают интересы несовершеннолетнего в получении нормального физического развития и нравственного воспитания. Потерпевшим признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, чьи интересы были нарушены.
3. Объективная сторона заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновным лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению надзора за ним, если это деяние сопряжено с жестоким обращением.
Для привлечения к уголовной ответственности должно быть установлено: 1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное лицо; 2) что именно из их числа не выполнено или выполнено ненадлежащим образом; 3) имело ли данное лицо реальную возможность (объективно или субъективно) для надлежащего исполнения возложенных обязанностей. К объективным факторам относятся, в первую очередь, внешние условия, создание которых не зависит от данного лица. К субъективным относятся личные особенности данного лица: опыт и квалификация, уровень образования, возможность обеспечить полный объем обязанностей и их должное качество и т.п.; 4) сопровождаются ли действия (бездействие) лица жестоким обращением с несовершеннолетним.
Выявление любого из объективных или субъективных факторов, свидетельствующих о фактической невозможности выполнения либо ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию или осуществлению надзора за несовершеннолетним, и отсутствие признаков жестокого обращения с ним исключают уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ.
Неисполнение представляет собой несовершение действий по воспитанию несовершеннолетнего, непринятие мер, которые виновное лицо должно было принимать в силу своих обязанностей. Нельзя вменять в вину неосуществление тех действий, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица.
Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, неполное их осуществление.
Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть однократным и систематическим, т.е. характеризовать определенную линию поведения виновного.
Под жестоким обращением понимается определенная линия поведения виновного, выражающаяся как в его активных действиях в отношении несовершеннолетнего (лишение свободы, нанесение побоев, издевательства, избиение, истязание и т.п.), так и в бездействии (непредоставление пищи, одежды и т.п.), приносящих физическое или душевное страдание потерпевшему.
Если в результате жестокого обращения был причинен вред здоровью (умышленный легкий, средней тяжести или тяжкий), а также истязание, действия виновного подлежат дополнительной квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК и соответствующими статьями УК.
Побои, любое неосторожное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего охватываются признаком «жестокое обращение» и дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК не требуют.
4. Субъект преступления — специальный. Речь идет о вменяемом лице, достигшем 16-летнего возраста и являющемся родителем или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Под надзором понимается как непосредственный надзор за действиями несовершеннолетнего в данном конкретном случае, так и его воспитание вообще.
5. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — умышленное преступление: виновный осознает, что путем жестокого обращения грубо нарушает обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, и желает эти действия совершить.
6. Должностные лица образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения при превышении должностных полномочий подлежат ответственности по ст. 286 УК.
7. Деяние, предусмотренное ст. 156 УК, следует отличать от подобного, предусмотренного административным законодательством (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях), где возможность привлечения к административной ответственности не связывается с жестоким обращением.
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные Услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, связанные с обеспечением необходимого физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития несовершеннолетнего. Дополнительным объектом может выступать здоровье несовершеннолетнего.
Согласно ст. 27 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989 родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Статья 63 Семейного Кодекса Российской Федерации возлагает на родителей право и обязанность воспитывать своих детей, а также нести ответственность за их воспитание и развитие, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Согласно ст.
65 СК обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Как распознать насилие над ребенком?
Чем дольше несовершеннолетний подвергается насилию, тем тяжелее будет помочь ему в последствии. На ранних стадиях, при обнаружении насилия, пострадавшему можно будет помочь и восстановить его психическое здоровья. Но с годами проблема усугубляется, жертва не жалуется в соответствующие органы, а виновник остается ненаказанным.
Не всегда легко распознать насилие в семье. Чаще оно носит скрытый характер, в добавок к чему малых еще и запугивают и угрожают, не разрешая отвечать на вопросы знакомых о явных признаках агрессии и проявленного насилия.
Несмотря на сказанное выше, существуют особенности в поведении ребенка, которые указывают на проблему.
Итак, признаки насилия над детьми:
- отказ от нового из-за боязни совершить ошибку;
- запуганность, отсутствие привязанности к членам семьи, в частности, родителям, опекунам и др.;
- поведение изменчиво, постоянно проявляется одна из следующих черт — серьезность, агрессия, пассивность и др.;
- неуверенность в себе;
Заметив подобные проявления необходимо обратиться немедленно в правоохранительные органы. Помимо представленных выше характеристик, могут допускаться взрослым поколением нарушения против жизни и здоровья детей, половой неприкосновенности, пренебрежение воспитательными мерами и др.
Признаки физического насилия: побои, истязание. Выявить секусальное насилие можно благодаря поведению несовершеннолетнего. Не всегда признаки видны на теле пострадавшего. Признаки пренебрежения проявляются в наличии дистрофии, педикулезе и др.
Говоря о лечении такой комплексной проблемы, как проявление жестокости в семье и устранение последствий, стоит сказать, что множество случаев не выявлены. Лица, которые засвидетельствовали факт насилия и жестокости, не обращаются в правоохранительные органы. Поэтому, для помощи как ребенку, так и родителям, случай должен быть выявлен.
Далее схема действий такова:
- Проводится лечение травм.
- Гарантируется безопасность.
- Консультирование семьи (удаление пострадавшего из семейной ячейки при необходимости).
Непосредственно лечение подразумевает оказание первой помощи ребенку, в частности, направление его к врачу для осмотра на наличие побоев, венерических заболеваний и др. Далее ребенку предоставляется безопасность для дальнейшей работы с ним.
Для предоставления безопасности пострадавшему, должен быть выявлен факт совершения преступления. Это возможно в случае, если лица, ставшие свидетелями жестокости в семье, не будут молчать и обратятся в правоохранительные органы. Собрать и предоставить доклад на замеченное насилие можно в службу защиты детей или в другие организации по защите прав несовершеннолетних.
Работники соответствующих органов могут связаться с родителями, предупреждая их о том, что их семью посетят и начнут расследование по поступившей жалобе.
Далее центры по защите прав несовершеннолетних помогают врачам и уполномоченным лицам понять, возможен ли повторный случай насилия в данной семье. При положительном ответе, ребенку подыскивается соответствующее безопасное место для жительства.
Варианты лучшего места для ребенка могут быть следующими:
- разместить его у родных;
- временное жилье;
- госпитализация;
- помещение во временную семью;
- направление домой, но под контролем служб быстрого реагирования.
Итак, обеспечить ребенку первую помощь, медицинскую в том числе, важно. Но важнее всего следить за тем, как родители изменят свое отношение и благоприятная атмосфера начнет восстанавливаться.
Непрерывное предоставление помощи важно, но этому процессу может помешать переезды семьи. В связи с этим, сложно направить лечащего врача, психолога и специалиста службы по защите детей по конкретному адресу.
Последующее ведение ребенка, который пострадал от домашнего насилия, заключается в выполнении ряда действий уполномоченными лицами на протяжении установленного специалистами времени:
- Посещение врача для проверки состояния здоровья несовершеннолетнего, для предотвращения избиений, сексуальных домогательств и др.;
- Посещение семьи социальными работниками;
- Визиты сотрудников правоохранительных органов;
- Неформальная помощь родителям.
Заметим, что не всегда родители не обеспечивают должное детям по своей воле. Бывает, что взрослые не выстояли под тяжестью навалившихся проблем, а обратиться за помощью вовремя не смогли и не знали куда.
Узнав о похожей обстановке в семье, социальный работник может предложить родителям следующий выход из ситуации, без того, чтобы обращаться в правоохранительные органы:
- помощь собрать документы для получения государственной помощи;
- предоставить помощь в виду услуг домработниц, чтобы уставшие и находящиеся в состоянии стресса родители могли отдохнуть;
- предоставить практическую помощь — уборка, стирка, поход в магазин, оформление ребенка в школу и др.
Охрана и забота о психическом состоянии здоровья родителей поможет им по-новому взглянуть на обстановку в семье, и спровоцирует желание изменить отношение. Помощь родителям также важна, как и лечение несовершеннолетнего.
Если ребенок подвергался сексуальному насилию, предоставление помощи может значительно затянуться, так как дети не хотят и не могут обсуждать свершившееся со взрослыми по причине стыда и вины.
Удаление из дома в более безопасное место может быть частью лечения. Принять решение об удалении несовершеннолетнего из дома может служба по защите детей, конечной целью которой является обеспечить защиту пострадавшего и предоставить ему безопасность. В отдельных случаях удаления из дома будет недостаточно, тогда уполномоченные сотрудники инициируют процедуру лишения родительских прав. В суде родители будут давать показания, процедуру контролирует семейный врач.
Комментарии к ст. 156 УК РФ
1. В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. говорится (ст. 27), что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. В Конституции РФ подчеркивается: «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38). Эти положения конкретизированы в Семейном кодексе РФ.
2. Объектом преступления являются права и законные интересы несовершеннолетнего (в частности, на нормальное психофизическое и нравственное развитие).
3. Объективная сторона характеризуется неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей означает либо полный отказ от выполнения лежащих на виновном обязанностей по воспитанию ребенка, возложенных на него нормативными правовыми актами (так называемое чистое бездействие), либо такое их выполнение (не в полном объеме, периодически и т.д.), которое не обеспечивает достижение целей воспитания (так называемое смешанное бездействие).
Однако надо иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего преступно не само по себе (в этом случае наступают иные меры государственного реагирования, например, лишение родительских прав, принятие мер дисциплинарного воздействия и т.д.), а лишь в том случае, если это соединено с жестоким обращением с ребенком.
Жестокое обращение — это система поведения виновного по отношению к потерпевшему, характеризующегося причинением ребенку мучений и страданий в связи с применением к нему физического или психического насилия, издевательства над потерпевшим. Это может проявляться в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, угрозах расправы, глумлении, лишении пищи, воды, тепла, света и т.д.
При этом надо иметь в виду, что умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка образуют совокупность преступлений и требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 111, 112 и 117 УК.
Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения указанного в законе деяния.
4. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.
5. Субъект преступления специальный: родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, педагоги, а также другие работники образовательных, воспитательных или иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним.
В зависимости от вида выявленного жестокого обращения родителя по отношению к ребёнку, наступает административная либо уголовная ответственность.
Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации предусматривает наказание за невыполнение обязанностей родителя по обучению, воспитанию, защите прав, интересов несовершеннолетнего. Нормы кодекса регулируют выдачу предупреждения, наложение штрафа величиной от 100 – 500 рублей (ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ). Полный перечень обязанностей родителей прописан в статьях 63-64 Семейного кодекса РФ.
Уголовный кодекс РФ также защищает детей от противоправных действий:
- Статьи 106-136 – перечень статей, вводящих ответственность за физическое и сексуальное насилие над несовершеннолетними;
- Статьи 150-157 – предполагают уголовное наказание за преступления в отношении несовершеннолетних.
К примеру, статья 117 УК РФ предполагает лишение свободы сроком на 3-7 лет за регулярное нанесение побоев, а согласно ст. 156, родители могут потерять свои права на ребенка при неисполнении своих обязанностей, если это относится к одному из видов жестокого обращения с несовершеннолетними.
Если вам известен факт жестокого обращения с детьми, нужно обратиться в полицию, органы опеки и попечительства или суд.
Защита при обвинении по ст. 117 УК РФ
Практика показывает, что противоправные деяния, направленные на причинение вреда здоровью, совершаются более чем часто. Одним из преступлений, направленных против жизни и здоровья, является истязание. При этом опираясь на данные судебной практики, можно отметить, что рассматриваемое преступление совершается в основном в быту – то есть подпадает по категорию бытовых преступлений. Уголовная ответственность за совершение данного преступления, устанавливается ст. 117 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с которой, истязание представляет собой причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями. |
Иск о признании незаконным изъятие ребенка
. (дата изъятия) мой малолетний ребенок. (ФИО ребенка, дата рождения (далее – Ребенок) был изъят сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних отдела МВД России по району. города. (далее – Сотрудниками полиции).
Предлагаем вариант искового заявления в суд, которое может быть использовано самими родителями, если они не в состоянии нанять адвоката. Сразу совет: нанимая адвоката, следует убедиться, что он имеет опыт в делах подобного свойства.
Итак, законодатель заложил в определение безнадзорного две составные части. Первая основная часть: безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует. Необходимо обратить внимание, что контроль должен отсутствовать вовсе, т. е. не быть плохим, удовлетворительным, а именно отсутствовать.
Статья за избиение несовершеннолетнего ребенка
Наказание ужесточается, если противоправное деяние совершается группой лиц, гражданами, от которых несовершеннолетний зависит материально или морально. Наивысшая мера ответственности – семилетнее лишение свободы.
Это постоянное причинение несовершеннолетнему ребенку моральных или физических страданий.
В иске об избиении, подаваемом в суд, должно присутствовать следующее: По факту получения заявления полицейские проводят предварительную проверку. Через 10 дней они обязаны возбудить уголовное дело или дать обоснованный отказ.
На последний можно подать жалобу в Прокуратуру. Срок давности по избиению с нанесением легкого вреда – два года. В России все преступления, связанные с избиением несовершеннолетних, можно условно разделить на три группы. Они различаются тем, какая ответственность грозит нарушителю.
Распространенные стереотипы
Профилактические меры по предотвращению насилия в семье будут невозможны, если не знать, как обстоят дела на самом деле. Часто люди заблуждаются в вопросе жестокости, проявляемой в семье, и имеют неправильное представление о реальной картине, происходящей там.
Ниже описаны распространенные стереотипы, связанные с насилием в семье, и методы их разоблачения:
- Распространено мнение о том, что дети страдают непосредственно от физического насилия. Эта информация не оправдана, так как психика малолетнего еще не сформировалась, и он страдает от оскорблений и пренебрежения в такой же степени, как и от физического насилия;
- Следующий миф заключается в том, что страдают только те, кто растет в неблагополучных и социально незащищенных семьях. Исходя из этого, во внешне благополучных семьях дети страдают, и этого никто не видит из-за сложившегося стереотипа о том, что у них все хорошо;
- Некоторые думают, что только те могут обижать несовершеннолетних, кто сам прошел через страдания и кого в детстве ранили. Якобы, объясняется факт тем, что их психика покалечена. Но, существует ряд доказательств того, что люди, которыми в детстве пренебрегали или которых обижали, становятся теми, кто хочет защитить подрастающее поколение и предоставить необходимую поддержку.
Таким образом, проблема насилия и жестокости в семье требует комплексного подхода и внимания со стороны общественности. Только совместными усилиями семьи, органов защиты детей, правоохранительных органов и сотрудников образовательных учреждений, эта проблема не будет такой актуальной. Многим семьям достаточно вовремя протянуть руку помощи, чтоб они могли реабилитировать отношения с детьми.
По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!
Как распознать насилие над ребенком?
Чем дольше несовершеннолетний подвергается насилию, тем тяжелее будет помочь ему в последствии. На ранних стадиях, при обнаружении насилия, пострадавшему можно будет помочь и восстановить его психическое здоровья. Но с годами проблема усугубляется, жертва не жалуется в соответствующие органы, а виновник остается ненаказанным.
Не всегда легко распознать насилие в семье. Чаще оно носит скрытый характер, в добавок к чему малых еще и запугивают и угрожают, не разрешая отвечать на вопросы знакомых о явных признаках агрессии и проявленного насилия.
Несмотря на сказанное выше, существуют особенности в поведении ребенка, которые указывают на проблему.
Итак, признаки насилия над детьми:
- отказ от нового из-за боязни совершить ошибку;
- запуганность, отсутствие привязанности к членам семьи, в частности, родителям, опекунам и др.;
- поведение изменчиво, постоянно проявляется одна из следующих черт — серьезность, агрессия, пассивность и др.;
- неуверенность в себе;
Заметив подобные проявления необходимо обратиться немедленно в правоохранительные органы. Помимо представленных выше характеристик, могут допускаться взрослым поколением нарушения против жизни и здоровья детей, половой неприкосновенности, пренебрежение воспитательными мерами и др.
Признаки физического насилия: побои, истязание. Выявить секусальное насилие можно благодаря поведению несовершеннолетнего. Не всегда признаки видны на теле пострадавшего. Признаки пренебрежения проявляются в наличии дистрофии, педикулезе и др.
Комментарий к ст. 156 УК РФ
1. Объектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК, выступают общественные отношения, связанные с обеспечением необходимого физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития несовершеннолетнего. Дополнительным объектом является здоровье несовершеннолетнего.
Согласно ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Статья 63 СК возлагает на родителей право и обязанность воспитывать своих детей, а также нести ответственность за их воспитание и развитие, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Согласно ст. 65 СК обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
2. Объективная сторона преступления выражается в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными актами, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, указанных в диспозиции данной статьи (родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним).