Ремонт автомобиля по КАСКО: сроки по закону
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт автомобиля по КАСКО: сроки по закону». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если КАСКО у вас оформлено с опцией «ремонт на неофициальном дилере», скорее всего машина старше 3-х лет. Или если включена опция «направление на ремонт по направлению страховщика», то машина старше 3-х лет, автоматически СК вас направит на неофициальный дилер. Но не стоит опасаться этого. Также, как и на официале, здесь есть примерно те же плюсы и минусы по взаимодействию СТОА с клиентом.
Как происходит ремонт по КАСКО
Если автомобилю требуется ремонт, владелец обращается в страховую компанию за направлением на станцию технического обслуживания. Стандартный порядок действий выглядит так:
- Владелец пишет заявление о наступлении страхового случая.
- Сотрудники страховой компании проводят экспертизу транспортного средства, чтобы оценить ущерб.
- Владелец получает направление на СТО и доставляет машину в сервис. Новые автомобили обычно отправляют в официальные дилерские центры, потому что у них еще действует гарантия. Остальные могут быть направлены в СТО по выбору страховой.
- СТО и страховая компания согласуют сроки и стоимость работ.
- Автомобиль ремонтируют.
- Владелец забирает транспортное средство и подписывает акт выполненных работ.
Каждый из этапов занимает определенное время. Действия владельца тоже влияют на итоговые сроки. Важно быстро предоставить авто для экспертизы и отвезти его на ремонт по КАСКО сразу же при получении направления. В остальном все зависит от того, насколько качественно выстроено взаимодействие между страховой и СТО.
Почему сроки могут быть нарушены
Специально затягивать сроки ремонта по КАСКО не выгодно ни одной из сторон. Страховая не хочет получать негативные отзывы от клиентов, а автосервису не нужно, чтобы машины просто так занимали место на станции. На сроки устранения неисправностей влияют несколько факторов, которые нужно учитывать:
- объем работ. Понятно, что замена разбитой фары не должна занимать месяц. Но если авто повреждено на 60-70%, его невозможно отремонтировать за пару дней;
- наличие деталей. Если марка транспортного средства редкая, скорее всего, запчасти придется заказывать. Ожидание поставки увеличит срок ремонта, но повлиять на это сложно. Проблема особенно актуальна в текущих геополитических условиях, когда все автосервисы сталкиваются с нехваткой оригинальных запчастей;
- очередь на СТО. Такое возможно, когда у страховщика заключен договор только с одной станцией. Очереди могут возникать в традиционные периоды высокой нагрузки – например, когда на дорогах гололед;
- взаимодействие между страховой и СТО. Если коммуникация налажена плохо, сроки могут затянуться во время согласования стоимости работ по восстановлению авто. Также возможны задержки из-за ожидания перечисления аванса в счет ремонта.
Конечно, все эти причины – не повод нарушать сроки. Водитель хочет получить свое транспортное средство скорее, и закон устанавливает допустимое время выполнения работ. При оценке разумных сроков важно учитывать все факторы, влияющие на длительность ремонта по КАСКО. Это поможет понять, адекватны ли причины, или дело в непрофессионализме СТО.
Страхование для транспортного средства на гарантии
Основной объем машин, застрахованных в добровольном порядке по КАСКО — это новые авто, сроком прозводства до 3 лет, находящиеся на сервисном обслуживании в дилерском центре. Возмещение ущерба при этом производится разными способами. К ним относятся:
- Денежная компенсация, рассчитанная по факту выполненных услуг;
- Восстановление ТС на СТО, с которым есть договорные отношения у СК. Это самый экономичный вариант;
- Починка транспорта производится в автосервисе официального представителя компании производителя авто. Именно такой вариант применяется для объектов, находящихся на гарантии, но он считается наиболее дорогостоящим, так как сервис на них по наибольшим ценам.
Ремонт по КАСКО без ДТП в 2023 году
Не всегда в ДТП участвуют два автомобиля. Нередко возникает ситуация, когда столкновение произошло, а участник аварии только один. Или же ущерб был причинен третьими лицами, стихийными бедствиями, в результате падения или попадания молнии или града. В этом случае необходимо четко следовать определенному алгоритму действий, чтобы обойтись без протокола ДТП:
- Не трогать авто и максимально четко описать повреждения.
- Осуществить фото и видеосъемку, где особое внимание уделить характеру повреждений, а также окружающим предметам.
- Записать показания свидетелей, а также их контактные данные.
- Вызвать на место происшествия представителя правоохранительных органов. Он составит протокол, который станет основанием для выплаты компенсации по данному страховому случаю.
- Известить СК о случившемся.
- Подготовить и передать представителю СК пакет документов для оформления страхового случая.
Что делать, если в ремонте не отказывают, но и не делают?
Если сроки, прописанные в договоре КАСКО уже прошли, а СК не выдает направления на ремонт, но и не отказывает в выплате возмещения, то собственнику необходимо обратиться к руководителю страховой компании. В случае отказа или затягивания сроков следует готовиться к подаче заявления в суд. Только таким образом владелец машины сможет получить положенную ему по закону компенсацию или направление на СТО.
Хорошим решением станет проведение независимой экспертизы. Она позволит оценить реальный ущерб, который в 90% случаев будет серьезно отличаться от данных, представленных страховой компанией. Приложить заключение независимой экспертизы следует к ходатайству в суд. А также попросить о возмещении расходов на ее проведение за счет страховой компании по КАСКО.
Деньги по КАСКО вместо ремонта, когда это возможно
Есть три способа компенсации ущерба по КАСКО:
- ремонт, или натуральное возмещение. В этом случае страховая отправляет его в СТО или владелец самостоятельно выбирает автосервис, если это прописано в условиях договора. Сумму ремонта оплачивает СК после его завершения. При наличии франшизы, ее сумму выплачивает сам водитель до того, как получит направление на ремонт;
- замена утраченного имущества на аналогичное — возможно в случае, если авто украли или оно не подлежит восстановлению и это прописано в договоре, в противном случае ущерб будет возмещен деньгами.
- денежная выплата — ее размер определяется после проведения экспертизы повреждений. Также владелец может предоставить квитанцию об оплате ремонта на СТО. Деньги будут переведены на банковский счет или выданы наличными. Срок выплаты должен быть указан в договоре.
Можно ли по КАСКО получить деньги, а не ремонт — да, если подобное прописано в тексте договора со страховой. Тогда вы должны:
- Передать сведения о ДТП в компанию вовремя, желательно в день происшествия.
- Заняться оформлением документов: собрать справки и выписки, данные своего счета для выплаты и отдать их сотруднику страховой компании.
- Предоставить свой транспорт для проведения экспертизы с СК.
- Дождаться выплаты одновременным платежом — единой суммой.
Когда страхователь указал единственным вариантом возмещения восстановительные работы, компенсацию удастся получить лишь в судебном порядке. Заручиться поддержкой опытного юриста и иметь надежную доказательную базу. Хороший повод требовать выплаты по КАСКО вместо ремонта — если вследствие происшествия авто было полностью уничтожено.
Как получить направление на ремонт
Если в полисе КАСКО прописано возмещение возможного ущерба страховщиком в виде восстановительного ремонта, вам необходимо получить от него соответствующий документ — направление на ремонтные работы за счет страховой компании. Быстро решить этот вопрос вы сможете при строгом соблюдении алгоритма фиксации страхового случая, установленного страховщиком.
При обнаружении повреждений в автомобиле (ДТП, стихийное бедствие, угон, уничтожение машины и т. п.), вам необходимо:
- сразу же позвонить в страховую компанию по телефону и вызвать эксперта;
- желательно зафиксировать факт аварии и получение автомобилем серьезных повреждений (фото, видео, показания свидетелей);
- вызвать сотрудников полиции (протокол полиции + справка с описанием полученных повреждений);
- дождаться приезда сотрудника страховой компании, который должен провести осмотр машины и зафиксировать понесенный ущерб.
Важно! Если вы попали в ДТП, вам желательно вызывать инспекторов ГИБДД, если машина угнана, повреждена третьими лицами или упавшим деревом — сотрудников ОВД. При необходимости вызова автоэвакуатора, обязательно сохраняйте чеки оплаты услуг, чтобы предъявить их страховщику. Не предпринимайте никаких действий по ремонту машины, пока не будет вынесено окончательное решение страховой компанией!
После получения направления на ремонт, вам предстоит доставить автомобиль на СТО для технического осмотра, оценки понесенного ущерба и составления сметной стоимости восстановительного ремонта. Документы работники СТО сами отправят страховщику для согласования денежного возмещения работ.
Далее вам следует представить страховщику пакет обязательных документов на согласование. Строгих сроков рассмотрения документов в законе не указано, но обычно процедура занимает до 7 дней. Если сотрудники страховщика подтверждают наступление страхового случая и получение повреждений в результате него, они выдадут вам направление на ремонт в СТО за счет страхового возмещения (в бумажном или электронном виде). Такой документ не имеет ограничений по времени — он действителен в любое время, и вы сами выбираете время обращения в автосервис.
Можно ли выбрать СТО самостоятельно?
Да, законодательство (ФЗ №04015-1) это не запрещает — особенно, если ваш автомобиль уже не новый. Вы можете получить от страховщика возмещение деньгами и заплатить на ремонтные работы на СТО, которое выберете сами. Если ваша машина имеет возраст старше 3-х лет, страховая компания может сама внести в договор пункт о «ремонте на автосервисе неофициального дилера».
С одной стороны, это даст вам возможность выбора станции техобслуживания с удовлетворяющими вас качеством ремонта и стоимостью услуг. Для страховщика размер возмещения также может оказаться меньше, особенно, если вы готовы согласиться на установку, например, аналоговых комплектующих вместо оригинальных.
Следует помнить при этом, что качество ремонта на самостоятельно выбранной СТО может оказаться ниже, решение спорных вопросов сложнее, а сроки выше.
Франшиза по КАСКО — сумма денежных средств, на которую уменьшается компенсация по страховке. Использование услуги регламентирует договор, который заключается между организацией и клиентом. Франшиза может составлять до 10% от максимальной величины компенсации. Особенности проведения ремонта по КАСКО в этом случае напрямую зависят от размера возмещения и франшизы.
Так, если величина франшизы по КАСКО составляет 10000 руб, а стоимость повреждений оценена в 7000 руб, клиент ничего не получит. Он должен будет оплатить ремонт самостоятельно. Если в той же ситуации стоимость повреждений составит 30000 руб, организация выплатит 23000 руб. Машина будет направлена на ремонт только после того, как клиент выплатит компании сумму франшизы. В ином случае клиент получит выплату по калькуляции страховщика за вычетом франшизы.
Ответственность страховой компании
Страховая компания обязана не только предоставлять компенсацию, но и четко соблюдать АТП в установленные сроки. За их нарушение организация несет ответственность. Закон «О защите прав потребителей» позволяет клиентам взыскать неустойку в размере 3% от цены работы за нарушение установленных сроков. Дополнительно гражданин имеет право забрать автомобиль, отказавшись от услуг СТО, затягивающей починку, осуществить работы самостоятельно, а затем предъявить требования страховой компании о выплате компенсации.
Важно четко понимать момент начала исчисление срока, в течение которого должен быть произведен ремонт по КАСКО в 2023 году. Обычно это момент передачи клиентом автомобиля организации.
Сроки ремонта по КАСКО
Согласно правилам страхования, сроки ремонта по каско могут составлять 15-45 дней. Точная продолжительность проведения работ зависит от множества различных факторов.
Гарантийные автомашины направляются к официальным дилерам. Здесь работы обычно выполняются быстро: за 2-4 недели.
Если в страховом договоре срок ремонта не прописан, то в силу вступают нормы, установленные законом о защите прав потребителей.
Поскольку обслуживание у официальных дилеров дорогое, то машины с истекшим гарантийным сроком направляются в другие СТОА.
Неофициальные дилеры работают так же качественно и добросовестно, но денег за услуги берут меньше. Если в договоре срок проведения ремонтно-восстановительных работ не указан, то, согласно действующему законодательству, его длительность не должна превышать 45 дней.
На продолжительность восстановительных работ могут оказать влияние следующие факторы:
- Сложность или многочисленность повреждений. Замена стекол, бампера, двигателя и прочих элементов требует больше времени, чем покраска поцарапанного крыла. Чем сложнее ремонт или больше работы, тем дольше ваше авто будет находиться в сервисном центре. При повреждении более чем 75% автомобиля восстановление считается нецелесообразным. В этом случае страхователю выплачивается компенсация.
- Затруднения при поиске и приобретении эксклюзивных запчастей. Порой деталей к иномаркам нет в наличии, их приходится заказывать за рубежом, что занимает много времени.
- Очередь на проведение восстановительных работ. Это явление достаточно редкое, поскольку крупные страховые компании работают с достаточным количеством СТОА. Но если очередь все же существует, а ждать некогда, возьмите компенсацию деньгами и отремонтируйте автомобиль в другом месте.
- Специфика взаимодействия страховой компании и СТОА. При отлаженном механизме сотрудничества все операции проходят быстро и беспроблемно. Если же страховщик затягивает с предоплатой, не может договориться с автосервисом, то любой мелкий недочет может сказаться на сроке проведения ремонта.
Что делать, если СТОА задерживает ремонт
В случае затягивания ремонтных работ напишите жалобу на имя руководителя сервисного центра, в ней надо изложить ваши претензии.
Одновременно вы можете обратиться к страховщику и в письменной форме потребовать завершения ремонта и выплаты компенсации.
Если реакции со стороны страховщика не последовало, вы имеете право забрать свой автомобиль из сервиса и отремонтировать его за свой счет в другом месте.
Далее вы должны предъявить страховщику счет за ремонт авто по каско и потребовать возмещения расходов, в случае отказа это можно будет сделать через суд.
Что делать, если ремонт сделан некачественно
В случае если вы остались недовольны произведенным ремонтом, ни в коем случае не подписывайте акт. Предъявите свои претензии автосервису и потребуйте исправления недочетов.
Даже если вы подписали акт, а дефекты были обнаружены позже, в течение 2 лет вы имеете право обратиться в СТО с претензией.
Вы можете потребовать следующее:
- бесплатно устранить обнаруженные недостатки,
- уменьшить стоимость работ,
- компенсировать ваши затраты на самостоятельное исправление ошибок автосервиса.
В случае отказа СТОА обращайтесь в суд. Законодательство о защите прав потребителей будет на вашей стороне. Но помните: нельзя ремонтировать авто и исправлять обнаруженные дефекты, пока не будет проведена судебная экспертиза.
Итак, теперь вы знаете:
- как себя вести при страховом случае,
- какие варианты компенсации при повреждении авто можно выбрать,
- когда выгоднее ремонтировать транспортное средство у партнера страховщика,
- когда брать компенсацию деньгами,
- можете ли вы рассчитывать на получение подменной автомашины,
- что делать в случае проблем во время ремонта в автосервисе.
Как получить деньги вместо ремонта
Определить что лучше: деньги или ремонт легче при страховом случае и в зависимости от особенностей полученных повреждений. Если урон незначительный, значит лучше выбрать деньги. Чтобы получить их свои требования нужно указать в заявлении на возмещение. Согласно условиям некоторых договоров, выплата денег может быть не предусмотрена. В таком случае о своем требовании можно написать, но будет оно одобрено или нет, будет зависеть от решения страховщика.
Некоторые компании предлагают более выгодные предложения по полисам, предоставляя возможность ремонтироваться в СТО, с которым у него заключен договор. Идеальным решением будет предоставление альтернативы, когда клиент будет иметь право выбора в отношении определения варианта выбора между ремонтом и деньгами на него.
По данному вопросу есть документ – Постановление Пленума Верховного Суда РФ №20 от 27.06.2013г. в соответствии с которым пострадавший при таких обстоятельствах может доверить ремонтировать машину другим людям (третьим лицам) или сделать самому, а после этого востребовать нужную сумму в пределах страхового покрытия на восстановление машины.
Ремонт будет целесообразным в таких ситуациях:
- Автомобиль гарантийный и восстанавливаться будет в центре от официального дилера.
- В договоре значится выплата денег с учетом износа.
Деньги преимущественнее в таких случаях:
- Машина на ходу, повреждения не существенны.
- Между СК и СТО есть недоразумения, конфликт, неоплаченные счета, нет согласования в перечне необходимых работ.
Таким образом, ремонт транспортного средства по КАСКО зависит от особенностей случая и Правил, организации деятельности конкретной страховой компании. О том, как может производиться выплата или восстановление машины собственник должен узнавать еще на стадии оформления договора. Причина – возможные ситуации, которые не предполагают наличие выбора. Доверяя СК, не следует забывать о бдительности, так как на сколько быстро, правильно, квалифицировано будет выполнены обязательства страховщика, зависит состояние и товарная стоимость ТС.
Направление на ремонт
А теперь несколько слов о том, сколько действует направление на ремонт и как оно выдаётся. На практике страховая компания сотрудничает с несколькими СТО и предоставляет своим клиентам возможность выбора организации. Единой формы направления на ремонт по страховке не существует, поэтому каждая компания использует свой шаблон, в котором должны быть указаны следующие сведения:
- Ф.И.О. страхователя;
- номер полиса КАСКО;
- наименование страховщика;
- номер и дата акта о наступлении страхового случая;
- данные автомобиля – марка, модель, год выпуска, госномер и VIN-код;
- сумма ремонта по результатам оценки;
- наименование СТО;
- размер франшизы, если она предусмотрена по договору страхования;
- перечень повреждений и необходимых работ (составляется в виде таблицы);
- приложения (калькуляция размера компенсации, отчёт экспертизы и т. п.);
- подпись ответственного лица и штамп компании.
Сроки обращения при некачественном ремонте
Довольно часто основной проблемой при урегулировании убытка по КАСКО может стать некачественная починка авто. Помимо того, что плохо отремонтированная автомашина теряет свою стоимость, ездить на таком транспортном средстве иногда просто опасно для жизни водителя, участников дорожно-транспортного движения и пешеходов.
Претензии потерпевшая сторона предъявляет в письменном виде сервисному центру, при отказе – страховой компании. Если же и организация отказывается проводить повторный ремонт, владелец полиса имеет полное право обратиться в суд.
При обнаружении недостатков или некачественного выполнения ремонтных работ сервисным центром, важно иметь заключение независимых экспертов об этом. Оно будет несомненным доказательством этого факта, если потерпевшая сторона обратится в суд.
В качестве компенсации по решению суда страхователю причитаются:
- отплата расходов за устранение последствий некачественно выполненных ремонтных работ;
- проведение работ по устранению последствий некачественных ремонтных работ;
- оплата услуг сторонних лиц или организаций – юристов, независимых экспертов;
- в некоторых случаях моральная компенсация.
Претензию за низкокачественные ремонтные работы по КАСКО можно подать в течение двух лет после их проведения. Если же недостатки имеют более существенный характер, срок подачи претензии увеличивается до десяти лет.