Реализация металлолома и макулатуры

15.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация металлолома и макулатуры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры, полученных при переработке имущества, являющегося государственной (муниципальной) собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный п. 8 ст. 161 НК РФ, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного имущества – налоговые агенты. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

При этом согласно абз. 2 п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец (государственное учреждение) этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре также должна быть сделана соответствующая запись.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, № 03-07-11/26184, от 30.08.2019 № 03-07-11/66759.

При продаже металлического лома нужно ли платить НДФЛ

Уплачивается ли налог на сдачу металлолома физ лица, рассматривается в статьях 228, 217 НК.

Уплата НДФЛ осуществляется при невозможности доказать факт владения от трех лет.

НДФЛ не платится в следующих случаях:

  • если продавец — резидент РФ;
  • право на собственность подтверждено документально (чеки, акты приема-передачи, договоры отчуждения);
  • владение от 3 лет.

Право на собственность может фиксироваться актом приема-передачи в месте сбора металлических отходов (п.10 №369 «Об утверждении правил обращения с ломом»).

Налогообложение операций по реализации металлолома в 2022 году

До 2022 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2022 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.

Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.

Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».

Декларация по налогу на прибыль за июль 2021 года

До 2018 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2018 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.

Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.

Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 10

Предприятия черной и цветной металлургии имеют дело с ломом металлов. Причем помимо собственных отходов производства используются и отходы потребления, сдаваемые на пункты приема металлолома. Как их классифицировать и отразить в бухгалтерском учете предприятия? Что нужно знать о налогообложении прибыли и НДС? Возникает ли облагаемый доход у сдатчика лома черных и цветных металлов?

Отходы производства подлежат бухгалтерскому учету, если соответствуют признакам объектов бухучета, например признакам материально-производственных запасов, установленным ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Для отражения такого имущества в дополнение к названному бухгалтерскому стандарту следует применять Методические указания по учету МПЗ , а также действующий План счетов и Инструкцию по его применению. Согласно последнему документу отходы производства учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет 10-6 «Прочие материалы». Данное указание применимо к отходам, которые образуются в процессе производства, так как согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.), неисправимого брака, материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы или запасные части (металлолом, утильсырье).

Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

А как быть с тем металлоломом, который не образуется в процессе производства, а приобретается у физических и юридических лиц для дальнейшей переработки и использования в качестве сырья для производства продукции? Можно ли такой металлолом отразить на субсчете 10-1 «Сырье и материалы», на котором учитывается наличие и движение сырья и основных материалов (в том числе строительных — у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении? Автор не сторонник применения этого субсчета к закупаемому у населения металлолому: он требует дополнительных действий (переработки), что больше отвечает использованию в производственном цикле возвратных отходов, а не «готового» сырья и материалов.

В то же время не следует ставить знак равенства между рассматриваемым металлоломом со стороны и возвратными отходами. Причина в том, что они имеют разный источник получения и формирования цены. Если обратиться к п. 111 Методических указаний по учету МПЗ, в нем сказано, что стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи). Первый вариант оценки предполагает сравнение отходов с МПЗ, которые используются в производстве продукции, а сами отходы являются возвратными и их стоимость относится в уменьшение оценки материалов, отпущенных в производство. Второй вариант оценки применяется к невозвратным отходам, но используемым вне производства .

Курсовые разницы: учет и налогообложение

Автор: Екатерина Горбачева, специалист отдела аудита Alinga Consulting Group

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая инспекция напомнит (Пьер Данинос).

В условиях экономической нестабильности компании, желая обезопасить свои средства от риска обесценения рубля, все чаще прибегают к установлению цены на свои услуги (продукцию) в валюте и условных единицах. Такая возможность — установить обязательства по оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах, предусмотрена п. 2 ст. 317 ГК РФ. Однако, учитывая норму ст. 12 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» о ведении бухгалтерского учета в рублях, стоимость активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли. Если платеж осуществляется в иностранной валюте, или же если платеж производится в рублях, в сумме эквивалентной определенной сумме иностранной валюты (далее – «условные единицы» или «у.е.»), то в бухгалтерском учете и в налоговом учете возникают курсовые разницы.

Выбор системы налогообложения

Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.

Налоговый учет металлолома в 2019 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль. Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов. Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.

Что изменилось у продавцов и покупателей металлолома (ломовиков)

Основное изменение — переход обязанности по уплате НДС при реализации металлолома от продавцов к покупателям. Это означает, что с 01.01.2018 покупатели лома признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исполнять все обязанности в связи с этим (по уплате налога и подаче декларации).

Сразу возникает два вопроса: почему это коснулось продавцов металлолома (а не какого-то другого материала или товара) и почему это произошло именно с 01.01.2018?

Читайте также:  Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Прямых ответов на эти вопросы законодательство не содержит, но выводы можно сделать и по косвенным признакам:

  • По мнению законодателей (основанном на анализе практики), в сфере оборота металлолома происходит значительное количество нарушений уплаты НДС на всех этапах работы с этим видом материала.
  • Дата внедрения новшеств связана с последовательными мероприятиями законодателей, связанными с борьбой за полноценное поступление НДС в бюджет.

При каких обстоятельствах принимающая лом сторона будет выступать в качестве налогового агента?

Выполнить агентские функции по НДС придется экономическим субъектам — приобретателям лома, но лишь если продавцы находятся на общем режиме и не применяют никаких освобождений по налогу. В подобных ситуациях совершенно неважно, является ли агент плательщиком НДС или нет.

ВАЖНО! Посредники, приобретающие металлолом и пр. для третьих лиц, налоговыми агентами не выступают. Все обязательства, связанные с подсчетом и уплатой налога, должны будут исполнить именно покупатели указанного товара — комитенты и принципалы.

Порядок действий при оформлении сделки будет следующим:

  1. При получении аванса или выписке отгрузочных документов продавец делает особую пометку на счете-фактуре «НДС исчисляется налоговым агентом».
  2. Принимающая лом сторона при получении приведенного выше документа от продавца высчитывает базу и начисляет налог к уплате.

Когда же лом приобретается у спецрежимников, лиц освобожденных от уплаты НДС, физлиц без предпринимательского статуса — одним словом, неплательщиков НДС, покупателю не нужно выполнять функции агента по НДС. Спецрежимники и «освобожденцы» выставляют счет-фактуру с отметкой «Без НДС». При его невыставлении данная отметка должна присутствовать в передаточном документе (накладной, закупочном акте) либо же в договоре прописывается отдельное условие.

Об особенностях выставления и оформления всей необходимой документации более подробно в каждой из приведенных ситуаций мы остановимся в разделах ниже, а далее расскажем о случаях, когда продающая металлолома сторона самостоятельно рассчитывает и перечисляет НДС в бюджет.

Кто должен платить НДФЛ с доходов, полученных гражданами за сданный ими металлолом?

На основании пп.2 п.1 статьи 228 Налогового Кодекса РФ (по тексту дальше – Кодекс) обязанность по уплате НДФЛ в бюджет возлагается на тех, кто сдает металлолом. Т.е. на физических лиц (обычных граждан). НДФЛ они должны исчислять из всех сумм, которые получены ими от продажи имущества (металлолома), принадлежащего им на праве собственности.

Исключение составляет тот металлолом, который был в собственности у физического лица 3 года и более. При сдаче такого металлолома его собственник на основании п.17.1 статьи 217 Кодекса полностью освобождается от обязанности платить НДФЛ, но при условии, что сам собственник данного актива является налоговым резидентом РФ. Т.е. сколько бы он не выручил средств от продажи лома, который был в его собственности 3 и более лет, платить НДФЛ ему не нужно. Но получить такое освобождение можно, если гражданин сумеет документально доказать срок владения таким активом и право собственности на него. Что касается доказательства права собственности, то налоговая инспекция считает: для этого достаточно приемосдаточного акта, который оформляется пунктом приема металлолома.

Однако даже если не удастся доказать право или срок владения металлолом, то есть еще одна льгота, которая позволяет не платить НДФЛ или существенно его уменьшить.

В соответствии с п.1 статьи 210 Кодекса налоговая база для расчета НДФЛ включает в себя все полученные физическим лицом доходы. В состав этих доходов входит денежная выручка, доходы в натуральной форме и материальная выгода. Но при формировании налоговой базы следует учесть, что согласно пп.1 п.1 статьи 220 Кодекса каждый налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета при продаже своего имущества, к которому относится и металлолом.

Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения

В случае принятия решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения уточненные декларации по нему, а также за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период сдают в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом:

  • в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» – код 223;
  • в верхней части – КПП по месту нахождения организации;
  • по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» – КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытой обособки.

В течение налогового периода руководство компании может принять решение закрыть ту или иную обособку.

Декларацию по закрытому подразделению, а также декларации по действующим подразделениям и по организации вы заполняете с учетом некоторых особенностей. Эти особенности связаны, в первую очередь, с порядком расчета налога при закрытии обособленного подразделения.

Заполнение раздела титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю» зависит от того, кто её заверяет.

КТО

КАК ЗАПОЛНЯТЬ

Руководитель организации Ставят 1 и построчно фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя полностью + личная подпись и дата подписания
Представитель налогоплательщика Ставят 2

Если это физлицо – построчно фамилия, имя, отчество представителя полностью + личная подпись и дата подписания, а также вид документа, подтверждающего полномочия.

Если юрлицо, то построчно полностью фамилия, имя, отчество физлица, уполномоченного в соответствии с документом от юридического лица удостоверять достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Наименование организации – представителя налогоплательщика, налогового агента Наименование юрлица – представителя налогоплательщика
Подпись Лица, сведения о котором указаны по строке «фамилия, имя, отчество полностью» и дата подписания

Налоговый агент заверяет декларацию по этим же правилам.

Указывают сведения о сумме налога к уплате в бюджет по данным налогоплательщика (налогового агента).

Организация, не уплачивающая налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, в Разделе 1 показатели приводит в целом по организации.

Как правильно заполнить декларацию по налогу на прибыль с первого раза?

Номер счета бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. В разрядах 1-17 номера счета (классификационный признак счета, далее — КПС) казенными учреждениями указывается с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов.

В пункте 2 Инструкции № 162н установлено, что «применение учреждениями… кодов бюджетной классификации РФ при формировании 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с приложением № 2 к настоящей Инструкции, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией».

Приложением 2 к Инструкции № 162н в редакции приказа Минфина России от 30.11.2015 № 184н установлено, что по счетам 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» применяется КПС вида «КРБ», то есть в разрядах 1-17 номера счета указываются разряды 4-20 кода расходов бюджета.

В общем случае в качестве КПС указывается полный код бюджетной классификации (без кода главы). Однако для счетов учета НФА сделано исключение. С 2017 года:

Выдержка из документа

«По счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 „Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 „Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 „Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 „Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 000 „Расходы текущего финансового года» (040120240, 040120250, 040120270), 0 304 04 000 „Внутриведомственные расчеты», в 5-17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества».

пункт 2 Инструкции № 162н

Учет реализации металлолома в 1С: Бухгалтерии 8 ред. 3.0

  1. Изменен порядок определения дохода от реализации имущественных прав (долей, паев) (пп. 2.1 п.1 ст. 268 НК РФ).

    С 01.01.2021 доходы при реализации, например, долей ООО, можно уменьшить не только на цену их приобретения и расходы, связанные с приобретением и продажей, но и на сумму денежного вклада в имущество этого ООО (за исключением полученной обратно суммы вклада по пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ), пропорционально реализуемым долям в общей величине долей, принадлежащих налогоплательщику. Учесть в расходах при определении налоговой базы от реализации долей после 01.01.2021 можно и денежный вклад, внесенный до данных изменений в НК РФ (Письмо Минфина РФ от 09.06.2021 N 03-03-06/1/45468).

  2. Уточнен порядок определения финансового результата от реализации НМА, в ст. 268 НК РФ внесена ссылка на порядок определения остаточной стоимости НМА, который с 1 января 2021 года прописан в п. 3. ст. 257 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, п.3 ст. 257 НК). Ранее порядок определения остаточной стоимости амортизируемого имущества в виде НМА не был прописан в НК РФ, что приводило к неоднозначным трактовкам при определении финансового результата их реализации.
  3. Изменены правила определения дохода в виде дивидендов при выходе из организации (при ликвидации организации и распределении ее имущества) — см. п.1 ст. 250 НК РФ, п.2 ст. 277 НК РФ. На суммы денежного вклада в имущество организации (за исключением изъятой обратно суммы вклада по пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доход, полученный при выходе из общества или его ликвидации.
  4. Изменился порядок определения расходов при реализации или ином выбытии ценных бумаг (п.3 ст. 280 НК РФ). Доходы при реализации ценных бумаг можно уменьшить не только на цену приобретения ценных бумаг и сумму затрат, связанных с ее приобретением, но и на сумму денежного вклада в имущество АО (за исключением полученной обратно суммы вклада по пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
  5. Дополнены правила определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение в случае, если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от общих (3 и 17 процентов) налоговые ставки. В этом случае определение указанной доли прибыли по ОП осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе (абз. 1 п. 2 ст. 288 НК РФ).
  6. Установлены особенности при формировании резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (п.6, п.7 ст. 324.1 НК РФ). В ст. 324.1 НК РФ уточнено, что инвентаризация резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляется до момента представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период. Напомним, что декларация по налогу на прибыль 2021 должна быть представлена — не позднее 28 марта 2022 г. При определении суммы фактически начисленного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не учитываются расходы, списанные за счет резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде.
  7. Не признается доходом сумма уменьшения уставного капитала в случае, когда его величина стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года. Такое освобождение введено с 02.07.2021 в пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ, но оно распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2021 (пп «а» п. 32 ст. 2, ч. 1 ч. 8 ст. 10 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
  1. Для организаций, выпускающих печатные СМИ и книжную продукцию повышен с 10% до 30 % тиража норматив списания на расходы бракованной, испорченной и морально устаревшей продукции (пп. 44 п.1 ст. 264 НК РФ).
  2. Для некоммерческих организаций (НКО) необлагаемыми целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ). Ранее эта льгота применялась НКО только в отношении государственного и муниципального имущества.
  3. НКО не имеют права распределять между уставными и предпринимательскими видами деятельности расходы, покрываемые за счет необлагаемых целевых средств (п. 1 ст. 272 НК РФ). В письме Минфина РФ от 21.09.2021 N 03-03-06/3/76443 сделан вывод, что если НКО ведет предпринимательскую деятельность, полученные доходы от которой направляет на осуществление расходов, относящихся к уставной некоммерческой деятельности, то указанные расходы не подлежат распределению в порядке, установленном п.1 ст.272 НК РФ.
  4. Организации культуры, осуществляющие творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры с соответствующими кодами ОКВЭД в ЕГРЮЛ на 31.12.2020 освобождены от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль по налоговым периодам 2020 и 2021 годов. Также они имеют право налог на прибыль за 2020 и 2021 годы уплатить не позднее 28 марта 2022. Кроме того, указанные налогоплательщики, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации за отчетные периоды 2020 и 2021 годов, т.е. за первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Но за налоговый период (по итогам года) декларацию представить необходимо.

    Такие изменения были внесены в ст. 286 НК РФ (новый п. 3.1) и в статью 287 НК РФ (новый п.6), в п. 1 ст. 289 НК РФ с 2 августа 2021 (п. 44, п. 46, п.47 ст. 2 Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

  5. Для общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в целях развития физкультуры и спорта пп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен положением о том, что не включаются в доходы для целей налога на прибыль средства, полученные этими налогоплательщиками от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 244-ФЗ, либо от публично-правовой компании, обеспечивающей реализацию норм законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, в виде целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 493-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр». Такие средства не учитываются в доходах при условии их использования в сроки и на цели, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Это «летние» поправки в НК РФ, но данная норма распространяется на отношения с 01.01.2021 (пп. «б» п. 32 ст. 2, ч. 1 ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
  6. Согласно новому пп.61 п. 1 ст. 251 выведены из-под налога на прибыль доходы организаций, получающих поддержку как субъекты среднего и малого предпринимательства или как экспортеры в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных безвозмездно от органов государственной власти, органов местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», также от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в случае, если выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляются в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Норма распространяется на отношения с 01.01.2019 (пп. «в» п. 32 ст. 2, ч. 16 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
  1. Для резидентов Арктической зоны РФ (АЗРФ) с 01.01.2021 установлена льготная налоговая ставка (п.1.8 ст.284 НК РФ, ст. 284.4 НК РФ) для налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в размере 0%, по налогу на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ для организаций-резидентов АЗРФ — субъекты РФ вправе устанавливать пониженные ставки.
  2. Установлена пониженная налоговая ставка для компаний IT-отрасли и электронной индустрии (п. 1.15, 1.16 ст. 284 НК РФ) в размере 3% в федеральный бюджет, в региональный бюджет 0%. Данная льгота действует для российских организаций, которые осуществляют деятельность:
  • в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных;
  • по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Данные категории налогоплательщиков должны удовлетворять требованиям:

  • о наличии у них соответствующей государственной аккредитации (о включении их в специализированный реестр),
  • о доле доходов от осуществления указанных видов деятельности по данным налогового учета на уровне не ниже 90% (с некоторыми особенностями),
  • о среднесписочной численности работников за отчетный (налоговый) период не менее семи человек.

Для целей применения льготных ставок доходы определяются по данным налогового учета организации по правилам ст. 248 НК РФ. При этом в нее не включаются доходы, указанные в п. 2 и п. 11 ст. 250 НК РФ (курсовые разницы), а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании «профильных» доходов.

Если организация любой из этих двух категорий по итогам отчетного (налогового) периода не выполнит условия по доле доходов или численности работников либо лишится аккредитации (будет исключена из реестра), то налог с начала года придется заплатить по общим, т.е. непониженным ставкам.

Мы рассказали об особенностях подготовки декларации по налогу на прибыль за 2021 год. Узнать о всех важных нюансах отчетности за 2021 год вы можете из нашей шпаргалки «Отчетность за 2021 год: бухгалтерская и налоговая».

В соответствии с приложением 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279) к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относится частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов (несмотря на «древность» документа, по мнению Минфина именно им следует руководствоваться при определении термина «капитальный ремонт» — см. письмо Минфина РФ от 23.11.2006 года № 03-03-04/1/794). Таким образом, металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль является имуществом, полученным при ремонте основных средств.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 250 НК РФ. В самой же статье 250 НК РФ не поименовано имущество, полученное при ремонте основных средств, но есть пункт 13, который гласит, что стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств в целях исчисления налога на прибыль признается внереализационным доходом. Минфин РФ в своем письме от 15.09.2005 года № 03-03-04/1/189 разъяснил, что материалы, полученные при ремонте, хотя и не поименованы в статье 250 НК РФ как внереализационные доходы, но имеют экономическую тождественность с доходами в виде материалов, полученных при разборке основных средств, поэтому они также должны признаваться внереализационными доходами. Таким образом, материалы, полученные при ремонте основных средств признаются внереализационными доходами, при этом их стоимость признается равной признанному доходу.

Металлолом, появившийся на балансе организации в результате разбора пола, в целях исчисления прибыли будет считаться имуществом, полученным безвозмездно, на основании статьи 2 пункта 248 НК РФ, т.к. у организации не возникает задолженности перед кем-либо за оприходованный металлолом. В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученного имущества определяется исходя из рыночной цены, под которой понимается возможная к получению выручка (возможная цена продажи). Возможной ценой продажи в данном случае будет являться стоимость металлолома, согласованная с покупателем (им, как правило, выступает специализированная организация).

Таким образом, операция по продаже металлолома, полученного при разборе пола, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли должна выглядеть следующим образом:

  • Металлолом приходуется на основании первичных документов, подтверждающих его количество, по стоимости возможной продажи
  • Одновременно с оприходованием металлолома отражается внереализационный доход на ту же сумму
  • При реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома

В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Сдача металлолома физ лицом какие налоги платить указано в Законе РФ. Все торговые сделки с ломом попадают под действие закона о налоге на прибыль (ФЗ №11 от 10.01.1997 г.). Сдал металлолом нужно платить налог, если имуществом (отходами) владели менее 3 лет или нет возможности доказать обратное.

Уплачивается ли налог на сдачу металлолома физ лица, рассматривается в статьях 228, 217 НК.

Уплата НДФЛ осуществляется при невозможности доказать факт владения от трех лет.

НДФЛ не платится в следующих случаях:

  • если продавец — резидент РФ;
  • право на собственность подтверждено документально (чеки, акты приема-передачи, договоры отчуждения);
  • владение от 3 лет.

Право на собственность может фиксироваться актом приема-передачи в месте сбора металлических отходов (п.10 №369 «Об утверждении правил обращения с ломом»).

Частному лицу при сдаче металлолома надо ли платить налог поясняет п.1 ст.210 НК. Вся прибыль физлица включена для расчета НДФЛ:

  • выручка в денежных средствах;
  • доход в натуральной форме;
  • выгода материальная.

Формируется база с учетом вычета по имуществу (ст.220 п.1 пп. 1 НК РФ). Налог за сдачу металлолома попадает под это правило.

До 31 декабря 2017 года НДС не уплачивался при покупке отходов. Сбором на добавочную стоимость облагались доходы полученные от сдачи металлолома продавца. С 01.01.2018 года с покупки металлоотходов пошлина на добавленную стоимость взимается (ст.161 п.8 НК).

Смысл в том, что оплачивать НДС стали покупатели (налоговые агенты). ИП, организации рассчитывают и выплачивают пошлину в казну, если приобретение делается у организации, которая платит взнос по НДС.

Декларация по налогу на прибыль

Целесообразно списание понесенных затрат на увеличение стоимости переработанного вторсырья, которое в дальнейшем будет задействовано на производстве или реализовано. Максимально удобный вариант – сотрудничество со специализированными пунктами приема лома, выстроенное так, чтобы производственное предприятие оплачивало стоимость отходов, их заготовку и транспортировку.

В этом случае расходы включают в закупочную стоимость, не выделяя отдельно при оценке металлического лома. Расходы, сопряженные с переработкой, записывают на счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». При этом затраты не повлияют на стоимость металлолома, который отражен в виде материально-производственных запасов.

В январе 2018 года признано утратившим силу положение о предоставлении льготы по НДС при реализации металлического лома. Подпункт 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ недействителен в соответствии с Федеральным законом № 335 от 27 ноября 2017. Поэтому учет реализации металлолома и расчеты налоговой базы теперь производят по новым правилам.

Сумму НДС удерживают с налоговых агентов, которыми согласно со ст. 161 НК РФ признаются всех покупателей металлического лома, за исключение физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, пункты приема – налоговые агенты, которые рассчитывают и уплачивают НДС в бюджет, вне зависимости от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость и прочих обязательств, установленных гл. 21 НК РФ. Подобный налоговый учет металлолома обязателен даже для плательщиков, применяющих специальный режим (ст. 26 НК РФ).

Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.

Налоговый учет металлолома в 2019 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль. Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов. Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.

Основные преимущества «упрощенки»:

  • простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
  • предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
  • УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.

Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

До 2021 года продажа лома черных и цветных металлов являлась операцией, освобожденной от начисления и уплаты НДС. Однако начиная с 01.01.2018 подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ был упразднен, вследствие чего реализация лома подпала под обложение НДС.
Произошло это с введением в действие закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Его положения не только отменили льготу по лому, но и определили совершенно новую категорию налоговых агентов. Теперь таковыми выступают те, кто приобретает металлический лом, будь то цветной металл или черный, алюминий вторичный и его сплавы, а также сырые шкуры.

ВАЖНО! Операции, связанные с продажами сырых шкур животных, ранее не льготировались. НДС с них исчислял и уплачивал продавец в обычном порядке.

Далее разберем, каким образом на приобретающего лом хозсубъекта лягут функции налогового агента по НДС и как ему с ними справиться.

Основное изменение — переход обязанности по уплате НДС при реализации металлолома от продавцов к покупателям. Это означает, что с 01.01.2018 покупатели лома признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исполнять все обязанности в связи с этим (по уплате налога и подаче декларации).
Сразу возникает два вопроса: почему это коснулось продавцов металлолома (а не какого-то другого материала или товара) и почему это произошло именно с 01.01.2018?

Выполнить агентские функции по НДС придется экономическим субъектам — приобретателям лома, но лишь если продавцы находятся на общем режиме и не применяют никаких освобождений по налогу. В подобных ситуациях совершенно неважно, является ли агент плательщиком НДС или нет.

ВАЖНО! Посредники, приобретающие металлолом и пр. для третьих лиц, налоговыми агентами не выступают. Все обязательства, связанные с подсчетом и уплатой налога, должны будут исполнить именно покупатели указанного товара — комитенты и принципалы.

Порядок действий при оформлении сделки будет следующим:

  1. При получении аванса или выписке отгрузочных документов продавец делает особую пометку на счете-фактуре «НДС исчисляется налоговым агентом».
  2. Принимающая лом сторона при получении приведенного выше документа от продавца высчитывает базу и начисляет налог к уплате.

Когда же лом приобретается у спецрежимников, лиц освобожденных от уплаты НДС, физлиц без предпринимательского статуса — одним словом, неплательщиков НДС, покупателю не нужно выполнять функции агента по НДС. Спецрежимники и «освобожденцы» выставляют счет-фактуру с о. При его невыставлении данная отметка должна присутствовать в передаточном документе (накладной, закупочном акте) либо же в договоре прописывается отдельное условие.

Об особенностях выставления и оформления всей необходимой документации более подробно в каждой из приведенных ситуаций мы остановимся в разделах ниже, а далее расскажем о случаях, когда продающая металлолома сторона самостоятельно рассчитывает и перечисляет НДС в бюджет.

Налоговый агент – это агент, на которого возлагается обязанность за удержание у налогоплательщика и перечисления налога в бюджет государства.

Налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.

Обязанности налогового агента у покупателя возникают только тогда когда покупается лом или цветной металл у плательщиков НДС.

Для того, что бы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавец в обязательном порядке должен сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога НДС» или хотя бы поставить такую отметку.

Продавец должен оплачивать НДС в следующих случаях:

  • При продаже металлолома физическому лицу;
  • Отправка металлолома за границу, то есть на экспорт;
  • Продавец теряет право на специальный налоговый режим или освобождается от НДС.

Налоговый учет операций по реализации основных средств

Отражение операций по реализации (выбытию) основных средств (ОС) в налоговом учете осуществляется в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Статьей 323 НК РФ установлены особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом, заключающиеся в особых правилах определения прибыли или убытка от реализации (выбытия) амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода или расхода.

  • Аналитический учет по каждому объекту должен содержать информацию о:
  • — первоначальной стоимости амортизируемого имущества, реализованного (выбывшего) в отчетном (налоговом) периоде;
  • — изменениях первоначальной стоимости таких ОС при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;
  • — принятых организацией сроках полезного использования ОС;
  • — способах начисления и сумме начисленной амортизации по амортизируемым ОС за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло);
  • — цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;
  • — дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;
  • — дате передачи имущества в эксплуатацию, дате исключения из состава амортизируемого имущества, дате расконсервации имущества, дате окончания договора безвозмездного пользования, дате завершения работ по реконструкции, дате модернизации;
  • — понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, в частности расходах на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходах на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы.

К расходам, связанным с реализацией (выбытием) ОС, могут быть отнесены расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества. В соответствии со ст. 265 НК РФ все перечисленные расходы квалифицируются в налоговом учете как внереализационные.


Похожие записи: