Субсидии: бухгалтерские проводки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии: бухгалтерские проводки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.
В целях налогообложения прибыли бюджетная субсидия на создание НИОКР учитывается в составе внереализационных доходов
05.02.2018Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Галимарданова Юлия
Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, получила из федерального бюджета субсидию на осуществление НИОКР — создание основного средства (здания). Каков порядок бухгалтерского и налогового учета получения организацией данной бюджетной субсидии? Можно ли списать стоимость материалов и спецоборудования на счет 08?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете организации средства целевого финансирования отражаются в доходах будущих периодов по мере формирования стоимости объекта НИОКР на счете 08 в размере учитываемых расходов.
На момент подписания отчета о целевом использовании бюджетных средств соответствующая отчету сумма увеличивает финансовые результаты деятельности организации в составе прочих доходов.
В целях налогообложения прибыли организации бюджетная субсидия на создание НИОКР учитывается в составе внереализационных доходов организации по мере признания расходов, осуществленных за счет этих средств.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ (применительно к рассматриваемой ситуации) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в том числе в целях возмещения финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.п. 6 и 7 ст. 78 БК РФ) — производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Бухгалтерский учет
Порядок бухгалтерского учета целевых бюджетных средств регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000). На основании п.п. 1, 4 ПБУ 13/2000 данное ПБУ применяется при формировании в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставленной, в частности, в форме субсидий (именуемых также бюджетными средствами).
Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Нормы ПБУ 13/2000 подразделяют бюджетные средства на:
— средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
— средства на финансирование текущих расходов.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование».
Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определено, что бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете первоначально либо:
— как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств. При таком варианте полученные из бюджета средства отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
— по мере фактического получения ресурсов. В таком случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п., что может отражаться проводкой, в частности, по дебету счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование».
Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике организации.
Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
При этом порядок отражения в бухгалтерском учете использования бюджетных средств определяется тем, когда произведены расходы, на которые выделены бюджетные средства: до или после получения субсидии.
Как следует из текста вопроса, в рассматриваемом случае речь идет о получении бюджетной субсидии с последующим ее расходованием на создание объекта НИОКР.
Согласно п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
— суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы;
— суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске МПЗ в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Также в силу абз. 4 п. 9 ПБУ 13/2000, если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
Как происходит учет расходов по выделенной субсидии
Списание полученной от государства финансовой помощи происходит поэтапно, по мере выполнения условия, заявленного для предоставления субсидии. Если деньги были выделены на приобретение материальных средств, то при списании финансирования с восемьдесят шестого счета на счет доходов будущих периодов происходит начисление амортизации.
Пример получения и списания субсидирования на приобретение станков для цеха:
- Дт 76 Кт 86 — отражает готовый пакет документов для получения финансовой господдержки;
- 51 76 — поступила сумма пособия;
- 86 98 — сумма зачислена на доходы будущих периодов;
- 20 02 — начисление амортизации на установленные станки;
- 98 91 (субсчет 1) — полученное пособие списано на счет доходов предприятия за текущий период.
Если финансирование выплачено в счет уже произведенных в прошлом налоговом периоде расходов, то в бухгалтерском учете отражение операции будет выглядеть следующим образом:
Дт 76 Кт 91 — произведены расходы в счет будущего субсидирования.
Национальные правила учета
В российском законодательстве учет субсидий регламентирован федеральным стандартом — ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» . Оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной:
- с государственным регулированием цен и тарифов;
- с применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
- с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (осуществлением бюджетных инвестиций юридическим лицам).
Целевое назначение субсидий
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
- Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
- Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
- средства выделены бюджетом;
- организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Целевое назначение субсидий
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
- траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
- затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).
ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.
Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).
Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре
Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.
Условие | Коммерческая организация | Бюджетное учреждение | НКО |
Назначение гранта | Согласно установленному перечню направлений проектов | Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности | Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре |
Форма сметы | Составляется по статьям | В статьях сметы указывается КБК | Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности |
План счетов | Коммерческий | Бюджетный | Коммерческий |
Период расходования средств | 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом | 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу | Соответствует коммерческому
учету |
Нюансы налогового учета субсидии
Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.
В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.
В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.
И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.
Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:
- у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).
Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.
Кому и на что предоставляется
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
- проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
- возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
- компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
- обеспечение выполнения государственного задания.
Пакет документов для получения субсидии
Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.
Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.
Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:
- перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
- программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
- информация о планируемом к приобретению имуществе.
Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.
К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай[5]. В качестве обоснования может выступать:
- информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков;
- либо информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.
Какие основания для начисления
Субвенция на возврат затрат, которые понесло предприятие в результате своего развития, реализуется на основании соглашения. Последнее имеет свои особенности.
Оно должно включать в себя информацию о размере субвенции и о величине затрат для частичного возмещения средств, заложенных предпринимателем. Также в этом документе указывается, на что именно пойдет выданная субсидия (предмет субсидирования).
В обязательном порядке должны быть выполнены следующие требования и предоставлены:
- заключенное правоотношение с местными органами самоуправления. Здесь важно, чтобы было учтено условие, что выплаты предоставляются только субъектам РФ средствами, выделенными на финансирование одноименных программ по возмещению затрат мелкому или среднему бизнесу;
- данные о возможном субсидировании ранее;
- дата и схема выдачи документации, отчетности, которые подтверждают выполнение обязательств уполномоченными организациями;
- выписка-подтверждение того, что в бюджете заложены денежные средства на выдачу субвенции;
- отчеты о расходах, которые были понесены предприятием и на которые оно планирует получить субсидирование (в обязательном порядке должны быть обговорены Министерством РФ);
- отчет, который подтвердит, что запланированное предприятием развитие было достигнуто путем использования кредитных средств.
Субсидия от государства: пример проводки
Компания получила по коронавирусу на расчетный счет:
Всю полученную в мае субсидию она направила на покрытие расходов по зарплате за апрель. Часть полученной в июне субсидии в сумме 100 000 рублей — на арендную плату за июнь, а оставшуюся часть (118 340 рублей) — на оплату счетов за материалы, которые были приобретены и списаны в производство в мае.
Как отразить это в бухучете? Проводки по начислению зарплаты работникам, начислению арендной платы, по приобретению и оприходованию материалов, а также их списанию в производство в бухучете надо делать как обычно. А на сумму расходов, профинансированных за счет субсидии, нужно признать прочий доход.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма в рублях |
Получена субсидия (25 мая) | Счет 51 | Счет 86 | 242 600 |
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на зарплату за апрель | Счет 86 | Счет 91-1 | 242 600 |
Получена субсидия (19 июня) | Счет 51 | Счет 86 | 218 340 |
Признан доход в сумме субсидии, потраченной на оплату материалов, списанных в производство в мае | Счет 86 | Счет 91-1 | Счет 118 340 |
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на арендную плату за июнь (30 июня) | Счет 86 | Счет 91-1 | 100 000 |
Возьмем условия из примера 1. За два месяца компания получила субсидию в общей сумме 460 940 рублей (242 600 руб. 218 340 руб.). Она 25 июня приобрела основное средство (ОС) за 600 000 рублей (в том числе НДС 100 000 рублей). И часть стоимости ОС она решила покрыть за счет субсидии — 460 940 рублей, а оставшуюся часть — 139 060 рублей (НДС в сумме 100 000 рублей и часть стоимости ОС в сумме 39 060 рублей) — за счет своих средств. Срок полезного использования ОС — 36 месяцев.
Порядок учета субсидии на иные цели (целевой субсидии)
Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:
Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов — это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера — она относится к субсидии текущего характера.
Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.
В соответствии п. 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, принимаются к учету в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов. Основанием отразить в учете доходы будущих периодов является соглашение, заключенное между учредителем и учреждением. По мере реализации условий предоставления субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) доходы будущих периодов признаются доходами текущего года.
Порядок отражения субсидии на иные цели в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0, аналогичен порядку отражения субсидии на выполнение государственного задания. Рассмотрим основные бухгалтерские записи по учету субсидии на иные цели:
1. Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:
07060000000000000150.5.507.10.152 (162) — 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)
2. Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии на иные цели:
07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) — 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)
3. Получена субсидия на лицевой счет учреждения:
00000000000000000000.5.201.11.510 — 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)
4. Исполнение плана текущего финансового года по доходам
07060000000000000150.5.508.10.152 (162) — 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)
5. Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года:
07060000000000000150.5.401.40.152 (162) — 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Общие правила возврата сумм целевых субсидий
Согласно положениям п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (в этом абзаце говорится о средствах целевых субсидий), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
С учетом изложенного перечислению в бюджет подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), не принято решение о наличии потребности в указанных остатках.
Возврат целевой субсидии в доход бюджета осуществляется при нецелевом ее расходовании. Обычно в положении о предоставлении из бюджета целевой субсидии устанавливаются правила ее возврата. Например, может быть указано, что в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между учредителем и учреждением, как получатель субсидии учредитель вправе принимать участие в проверках выполнения условий предоставления субсидий и осуществлять контроль за целевым использованием субсидий. В случае выявления нарушений условий предоставления субсидий, в том числе нецелевого использования субсидий получателем субсидий, учредитель составляет акт о нарушении условий предоставления субсидий и (или) нецелевом использовании субсидий, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения. На основании обозначенного акта учредителем принимается решение о возврате в бюджет сумм субсидий, составляется требование о возврате целевой субсидии и устанавливается срок возврата .
При возникновении такой ситуации учреждение, в отношении которого проводилась проверка и был установлен факт нецелевого использования средств целевой субсидии, может обратиться в суд и в судебном порядке доказать правомерность своих действий, опровергнув факт нецелевого расходования сумм субсидий.
Проведение учредителем проверки правильности расходования средств целевых субсидий является его полномочиями, обусловленными нормами ст. 160.2-1 БК РФ. Из положений названной статьи следует, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:
- на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
В рамках мероприятий внутреннего финансового контроля учредитель и проводит проверку правильности использования средств субсидий.
Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:
- До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
- При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.
Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.
В проверочных актах указывается комплекс данных:
- обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
- тематика проверки;
- круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
- сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
- общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
- перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
- нормативная база;
- направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
- список фактических расходов по субсидии;
- сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
- оценка эффективности осуществленных мероприятий;
- признание использования денег целевым или нецелевым.
При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.