Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

06.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Такое осуждение значит, что преступник не «извлекается» от общества и продолжает в нем находится, однако, в период течения условной судимости, осужденный должен на деле показать, что поведение его соответствует нормальному, и, он не планирует более нарушать закон, а в совершенном ранее правонарушении кается и полностью исправился.

Организационно-структурное построение исправительных учреждений

Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия.

Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов, поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом необходимости решения задач, стоящих перед ним.

Возглавляет исправительное учреждение начальник (исправительная колония, тюрьма, воспитательная колония, колония- поселение), который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов.

В его ведении находятся: подбор, расстановка и воспитание подчиненных сотрудников и персонала; общая организация охраны и надзора; воспитательная работа с осужденными, производственно-хозяйственная деятельность учреждения и тыловое обеспечение.

Начальник ИУ несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации.

У начальника ИУ имеются: заместитель по оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.

В ИУ создаются отделы: оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах — отделы охраны и надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы, финансовой деятельности, маркетинга, специального учета, хозяйственного и интендантского обеспечения, коммунально-бытового обеспечения, организационноаналитические отделы (или группы).

В ИИУ организованы следующие службы: дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны.

Почти все перечисленные структурные отделы, части и службы курируются соответствующими заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые из них напрямую подчинены начальнику учреждения.

Контроль представляет собой систему деятельности уполномоченных органов международного сообщества, государства и общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений.

Объектом контроля в указанной сфере являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе служебной деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Предмет контроля – это состояние объекта контроля, его соответствие Конституции РФ, международным правовым актам, законодательству о федеральной государственной службе, уголовно-исполнительному законодательству и иным нормативным правовым актам.

Субъекты контроля за исполнением уголовных наказаний установлены в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а соответственно и осуществлять контроль, без специального на то разрешения имеют право: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий; Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; должностные лица вышестоящих органов; судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий.

Кроме того, согласно ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правом контроля этих учреждений наделены представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека.

В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.

Международный контроль предусмотрен международными правовыми актами о правах человека, в первую очередь Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток.

Выделяют четыре формы международного контроля: периодическое представление Российской Федерацией докладов о соблюдении прав человека, в том числе и об исполнении уголовных наказаний; сообщения иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или взыскания; индивидуальные жалобы осужденных и лиц, отбывших уголовное наказание, на нарушение их гражданских и политических прав во время отбывания наказания; посещение членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, включает в себя несколько видов. Это президентский контроль, осуществляемый Президентом РФ и его представителями; парламентский контроль, осуществляемый Федеральным Собранием Российской Федерации и его палатами, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы; контроль Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Минюста России, ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы); судебный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, арбитражными судами; правозащитный контроль, осуществляемый Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ; прокурорский надзор, осуществляемый органами прокуратуры РФ; финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ и подведомственными ему федеральными службами.

Организация и порядок осуществления различных видов государственного контроля, а также его формы определены в ст. 19 – 22 УИК РФ и в других законах, регламентирующих деятельность перечисленных государственных органов, например в УПК РФ, ГПК РФ, Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральном конституционном законе от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.

Общественный контроль – это контроль институтов гражданского общества за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Он предусмотрен ст. 23 УИК РФ. Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести Общественную палату РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, общественные наблюдательные комиссии, комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан. Основным направлением контрольной деятельности общественных структур является наблюдение и проверка соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Читайте также:  Налоговый вычет на ребенка: размеры, лимиты, документы, как рассчитать

Таким образом, современная система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, закрепленная в ст. 16 УИК РФ, предусматривает исполнение всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Центральное место в ней отводится уголовно-исполнительной системе. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает разностороннюю систему контроля за исполнением уголовных наказаний. В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.

Принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду осужденных, отбывающих лишение свободы, сформулированы в международных правовых актах по обращению с осужденными. В ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) подчеркивается, что работа или служба лиц, находящихся в местах лишения свободы по законному приговору суда, не относится к принудительному или обязательному труду. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отмечается, что труд заключенных не должен приносить им страданий, на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть по мере возможности такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Европейские пенитенциарные правила (2006 г.) в п. 26.3 устанавливают, что характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения.

Указанные положения позволяют сформулировать следующие международные принципы организации труда осужденных к лишению свободы:

1) обязательность труда;

2) общественная полезность труда;

3) труд не должен приносить осужденным физических страданий;

4) сочетание труда и профессионального обучения;

5) признание труда в качестве средства исправления;

6) использование осужденными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения.

Большинство из них закреплены в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве как в нормах Общей части УИК РФ (ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 12), так и в специальных нормах гл. 14 УИК РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяющих основания и формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы (на собственных производствах исправительных учреждений; на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их; по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и СИЗО; в форме предпринимательской деятельности: индивидуальной трудовой деятельности, общества с ограниченной ответственностью), а также условия и оплату их труда, а также деятельность администрации исправительных учреждений по его организации.

Обязательность труда осужденных к лишению свободы зафиксирована в ч. 1 ст. 103 УИК РФ. Исключение здесь составляют осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II групп, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и законодательством о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Принцип обязательности труда реализуется и в ч. 6 ст. 103 УИК РФ, которая запрещает осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Вч. 1ст. ЮЗ УИК РФ подчеркивается обязанность администрации исправительного учреждения привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Общественно полезный труд означает выполнение осужденным различной социально значимой, полезной для других людей работы, процесс и результаты которой приносят удовлетворение самому осужденному и востребованы обществом. К сожалению, в последнее десятилетие в условиях экономической нестабильности в стране проблема обеспечения осужденных таким трудом становится все более острой.

Принцип сочетания труда и профессионального обучения нашел закрепление в ч. 1 ст. 108 УИК РФ, где подчеркивается, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. Эта установка получила развитие в ч. 5 ст. 103 УИК РФ, в которой определяется, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных, а также в ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», констатирующей, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

В настоящее время наиболее остро стоит вопрос переориентации производства органов и учреждений, исполняющих наказания, на решение проблем трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных. В этих целях Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“» скорректированы формы организации труда осужденных к лишению свободы. Теперь осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Данные положения конкретизированы в ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которой исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду. Согласно этой норме исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (рис. 8).

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Читайте также:  В 2023 году размеры пенсий неработающих граждан повысят на 4,8%

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

Взаимодействие социума с деятельностью УИС

Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

  • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
  • контролирование объектов и их функционирование;
  • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
  • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
  • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
  • защита прав и гражданских интересов;
  • помощь в приобретении общего и специального образования;
  • привлечение к культуре и экономике страны;
  • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
  • предоставление медицинской помощи.

Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации.

Правовую основу организации и деятельности УИС составляют Конституция, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» и УИК РФ, принятый 8 января 1997 г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г.

В соответствии с Концепцией реорганизации УИС (пенитенциарной системы) МВД России (на период до 2005 г.), одобренной Президентом РФ 13 января 1996 г. предусмотрено пересмотреть место ее в системе правоохранительных органов. 8 октября 1997 г. принято решение о поэтапном реформировании УИС в целом с передачей ее в ведение Минюста РФ. В связи с этим в составе Минюста образовано Главное управление исполнения наказаний как центральный орган управления единой УИС в РФ, призванное обеспечить исполнение всех уголовных наказаний в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

Статья 24. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания

1. При исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления — в пределах соответствующих территорий;

б) Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

в) должностные лица вышестоящих органов;

г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

д) депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены — в пределах соответствующих территорий;

е) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий — учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений;

ж) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации — в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 172, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

3. Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

4. Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

5. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура

Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.

К отраслевым принципам относят:

  • индивидуализацию и дифференциацию исполнения наказания;
  • корректное применение мер принуждения, методов исправления осуждённых и стимулирование в них уважительного отношения к закону;
  • связь наказания с исправительным воздействием.

Что такое уголовно-исполнительная инспекция?

Адрес и телефон уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) каждый условно-осужденный должен помнить, как «Отче наш», потому что именно УИИ – это орган, исполняющий условное наказание и контролирующий поведение условно осужденного!

Уголовно-исполнительные инспекции входят в состав ФСИН – Федеральной службы исполнения наказаний России. На территориальном уровне они подчиняются Управлениям ФСИН по субъектам РФ (областям, краям, республикам). Работники инспекций имеют специальные звания сотрудников внутренней службы и льготную выслугу для приобретения права выхода на пенсию (на сегодняшний день она составляет 20 лет).

Главная функция уголовно-исполнительной инспекции – это исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества. При этом, речь идет не только об условном лишении свободы (хотя, именно «условники» составляют основной контингент УИИ – более 80% от общего числа состоящих на учете), но и о некоторых других видах наказаний: исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, запрет заниматься определенной деятельностью. Кроме того, в обязанности УИИ входит контроль за соблюдением меры пресечения в виде домашнего ареста.

Основным законом, регламентирующим деятельность УИИ, является Уголовно-исполнительный кодекс России (УИК РФ). Более детально порядок работы УИИ по исполнении наказаний прописан в различных ведомственных приказах и инструкциях по линии ФСИН России.

Структура и численность отдельно взятой инспекции, как правило, зависит от количества осужденных, проживающих на территории обслуживания.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: инструкция по НДФЛ

Наиболее тесно в вопросах контроля за условно осужденными УИИ взаимодействует с полицией, особенно, со службой участковых уполномоченных.

Полномочия УИИ в рамках исполнения конкретных видов наказаний

В зависимости от разновидности карательной меры, возложенной на человека, действия и полномочия инспекторов будут несколько отличаться. При этом начальный этап предусматривает порядок, тождественный для всех ситуаций.

В первую очередь в исполнительную инстанцию поступает приговор, содержащий пояснения относительно установленных судом санкций. После вступления вердикта в силу – спустя 10 дней после оглашения – нарушителю закона следует явиться в учреждение для постановки на учет.

Обращаться необходимо по месту жительства осужденного, а найти актуальный адрес можно на копии приговора. В момент его озвучивания суд также должен предоставить необходимые пояснения, потому как подразделений исполнительного органа в конкретном населенном пункте может быть несколько. Данные их не всегда совпадают.

Так, например, в Московской области функционирует 41 филиал. Соответственно адрес инспекции, например, по Ленинскому району, будет отличаться от контактов учреждения, действующего в Дмитровском районе. Для сравнения – в Москве работает 27 УИИ.

Для поиска сведений стоит посетить официальный сайт ФСИН. Во вкладке «Территориальные органы» потребуется выбрать нужный федеральный округ. Затем, найти необходимую область и перейти на региональный портал инспекции. Здесь можно увидеть адреса, телефоны филиалов по конкретным районам и округам.

Обязанности и права УИИ

Сотрудники УИИ выполняют не только особые функции надзора, но также воспитательные.

Основной задачей УИИ является отслеживание факта исполнения назначенного наказания, но также оказание положительного влияния на осужденного с целью снижения возможных рецидивов.

Среди основных обязанностей УИИ можно отметить следующие:

  1. Ведение учета всех нарушителей.
  2. Пояснение им правил и порядка положенного наказания.
  3. Согласование с местными специальных мест для отбывания наказаний.
  4. Организации воспитательной работы с преступниками.
  5. Подача запросов в суд, как о замене наказаний на более суровые или на полное освобождение от них.
  6. Обнаружение причин, которые могли бы стать причиной рецидива.

Наряду с определенными обязанностями у сотрудников УИИ есть некоторые права. Вот самые основные:

  • Профилактические беседы с осужденными;
  • Обнаружение причин в нарушении соблюдения отбывания наказания;
  • Пояснение правил отбывания наказаний;
  • Посещение осужденных по месту их проживания;
  • Привод нарушителей в полицию, если они уклоняются от явки;
  • Контроль за перечислением средств, положенных по исполнению наказания.

Это самые основные права и обязанности сотрудников УИИ, но далеко не полный перечень.

Жалоба на сотрудников УИИ

Инспекторы организации контроля должны тщательно контролировать арестанта и исполнение им положенного наказания. УИИ обязана действовать в рамках доверенных полномочий и стараться не допускать нарушения прав всех участников. Если инспектор превышает полномочия, осужденный имеет право обжаловать его действия.

Среди основных нарушений, которые часто совершают сотрудники УИИ, можно отметить:

  1. Принуждение к труду при наличии определенных медицинских противопоказаний.
  2. Запрет на разрешенные прогулки в радиусе 1 км при домашнем аресте.
  3. Желание заставить арестованного сделать что-то непредусмотренное законом и выходящее за рамки приговора.
  4. Проверка места проживания в ночное время.
  5. Необоснованный отказ по просьбам и ходатайствам осужденных.
  6. Незаконное разглашение личной информации об осужденном.

Грамотно составленная жалоба подается в районную прокуратуру. Она адресуется главному прокурору. В документе требуется подробно расписать все зафиксированные нарушения со стороны инспектора, проставить ссылки на нормативные требования. Рассматривается жалоба около 30 дней. За этой время проводятся все возможные необходимые проверки.

Комментарий к статье 16 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Исполнение уголовных наказаний является прерогативой государства, для осуществления которой созданы государственные уголовно-исполнительные органы и уголовно-исполнительные учреждения.

2. Уголовно-исполнительные органы осуществляют руководство и контроль за уголовно-исполнительными учреждениями. Уголовно-исполнительными органами являются Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) и ее территориальные органы в федеральных округах и субъектах РФ.

3. Уголовно-исполнительные учреждения непосредственно исполняют уголовные наказания либо выполняют обеспечительные функции.

4. В России нет единой структуры в рамках государственного механизма, в которой были бы сосредоточены все уголовно-исполнительные органы и учреждения.

5. К исполнению уголовных наказаний имеют отношение Минюст России, Минобороны России и суд.

6. Большинство учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, входят в уголовно-исполнительную систему Минюста России.

Что такое уголовно-исполнительная инспекция

Инспекция выполняет, как контрольные и надзорные функции, так и воспитательные. Смысл ее работы заключается не только в том, чтобы следить за исполнением наказания, но и положительно влиять на осужденного, снижая вероятность наступления рецидивов.

Исправительные работы можно по закону отбывать на основном месте труда или в другой организации, которая будет назначена УИИ.

Инспектор в процессе осуществляет функции обвинения, в то время как прокурор защищает права осужденного.

  • Ведение учета осужденных;
  • Разъяснение им порядка отбывания назначенного им наказания;
  • Согласование с местными властями мест для отбывания наказаний;
  • Проведение воспитательной работы с осужденными;
  • Подача представлений в суд, как о замене наказаний на более строгие, так и на освобождение от наказания;
  • Выявление причин, которые могли бы способствовать рецидиву преступлений.

Подать жалобу на действия или бездействия инспектора уголовно-исполнительной инспекции необходимо в районную прокуратуру. 3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.1 — 6. Исполнение наказания преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Наказание всегда связано с ограничениями прав, свобод и законных интересов лиц, его отбывающих.

Поэтому деятельность, связанная с исполнением наказания, должна быть не только урегулирована государством на законодательном уровне (причем, как устанавливает ст. 71 Конституции РФ, это законодательство является исключительно федеральным), но и осуществляться государственными органами. Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются по требованию приговора суда соответствующими должностными лицами (УИК РФ – глава IX, ст. 61). ограничение свободы – исправительными центрами (УИК РФ – глава VIII); Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению указанных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества определен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» и Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества».6. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи наказание в виде лишения свободы на определенный срок исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а также следственным изолятором в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.


Похожие записи: