Упрощенная система налогообложения (УСН) «Упрощенка» в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Упрощенная система налогообложения (УСН) «Упрощенка» в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все организации и ИП, на которых зарегистрированы любые виды транспортных средств (машины, катера, моторные лодки, воздушный транспорт и т.п.), являются плательщиками транспортного налога. Платить налог также должны предприниматели и фирмы, использующие упрощенный режим налогообложения.
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Какие налоги входят в ЕНП
С помощью Единого платежа можно закрывать:
- налоги;
- авансовые платежи;
- страховые, кроме взносов на травматизм;
- штрафы;
- недоимки;
- пени и проценты;
- торговый сбор.
Как на ЕНП, так и на конкретный КБК можно заплатить:
- налог на профессиональный доход;
- сборы за пользование объектами животного мира;
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- утилизационный сбор;
- страховые взносы за периоды до 01.01.2017.
На конкретные КБК по-прежнему уплачиваются:
- взносы на травматизм;
- НДФЛ с выплат иностранцам с патентом;
- различные виды пошлин;
- административные штрафы.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Применять УСН без уведомления о переходе или с нарушением критериев использования спецрежима
Переход на УСН носит уведомительный характер (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Подать уведомление о начале применения УСН нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода. Для вновь созданных ИП и ООО — не позднее 30 дней с момента регистрации.
Бывает, что уведомление подают позже срока или вовсе забывают о нём. Как правило, это вскрывается только через несколько лет работы, например при налоговой проверке. А затем следует принудительный перевод на ОСНО, доначисление налогов, штрафы и пени.
Пример из судебной практики
Вновь образованное ООО «Т.Б.М.-Слободской ДОК» в срок подало заявление о применении УСН. Однако после окончания первого квартала получило сообщение о том, что оно не вправе применять спецрежим, поскольку доля участия в нём сторонней организации составляет более 25 %. Обществу насчитали налоги по ОСНО, штрафы за несданные декларации и пени. Верховный Суд РФ признал законными действия налоговиков и оставил решение ФНС в силе (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 301-ЭС19-13144 по делу № А28-10065/2018).
Еще один пример. ООО «АДС-Дизайн» применяло УСН на протяжении двух лет без направления уведомления. Об этом просто забыли. Общество исправно сдавало декларации и платило налоги. Через два года ему приостановили операции по счетам за несдачу отчётности по ОСНО.
Другие федеральные налоги для НКО
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
- Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
- финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
- государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
- НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
- спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
- Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Что выбрать для грузоперевозок — ООО или ИП
Универсальной методики, позволяющей выбрать наиболее выгодную организационную форму бизнеса не существует. Тем, кто решил открыть бизнес по грузоперевозке, прежде, чем выбирать, нужно обратить внимание на множество факторов: размер своего стартового капитала, его источник, предполагаемый доход, возможность выполнять требования к отчетности, а также на число участников бизнеса и количество имеющихся в их распоряжении работников и единиц транспорта. Можно дать лишь общие рекомендации. Для личного бизнеса на начальном этапе лучшим вариантом будет открытие ИП. Оптимальный вариант для создания несколькими предпринимателями более крупного бизнеса с привлечением больших финансовых средств, использованием автопарка и перспективами расширения — лучше выбрать ООО.
Упрощенная система налогообложения в ОЭЗ
ОЭЗ (особая экономическая зона) – территория, которая имеет особый юридический статус по отношению к остальной территории страны и льготные экономические условия для предпринимателей.
По закону резиденты любой из этих зон могут использовать упрощенный режим налогообложения. Исключением являются только резиденты ОЭЗ в Калининградской области.
В остальных случаях применение «упрощенки» в ОЭЗ не ограничено и не имеет других особенностей. Более того, иногда система УСН устанавливает пониженную ставку по налогу для этих территорий (например, на территории Томской области, где налоговая ставка составляет всего 5 %).
Большинство предпринимателей предпочитают выбирать УСН в качестве налогового режима, поскольку он позволяет сократить время на работу с бухгалтерскими и отчетными документами, и больше усилий сосредоточить на решении задач по развитию бизнеса.
С 2023 года таких собственников станет еще больше, что вполне можно назвать приятной новостью, в условиях-то нынешних обстоятельств.
Обновленные ставки в регионах
Областям, краям и федеральным округам постепенно дают больше автономии. В 2023 году планируют позволить самостоятельно определять направление развития бизнеса. Раньше губернаторы и мэры должны были все делать с оглядкой на Москву: что и куда направлять, как привлекать инвесторов и советоваться с тем, как вообще тратить деньги.
Первым серьезным звонком стала возможность автономно менять заработные платы для бюджетников. В рамках эксперимента были запущены разные программы. По итогу, это себя полностью окупило. Есть шансы, что ряд областей, как, например Адыгея, будут самостоятельно определять налоговые ставки.
Что это значит для предпринимателей: в России появятся отдельные области, где сумма налога будет варьироваться от 1 до 3%. Бизнес будет платить в казну меньше. С учетом повышения уровня инфляции, предприниматели смогут значительно сэкономить и подвергать себя меньшему риску. Это всего лишь прогноз.
Скорее всего, большинство областей оставят максимальные тарифы, но, возможно, кто-то из губернаторов захочет развивать предпринимательство у себя в регионе. Тогда появятся хорошие условия для открытия компании или регистрации в качестве ИП.
Новых событий по УСН в 2023 году произойдет много. Упростят подачу отчетности, изменят дату подачи заявлений и порядок уплаты налогов. Взносы за ИП теперь тоже можно платить одной платежкой, как этого и хотели предприниматели. Эксперимент по переходу на автоматизированную упрощенку продолжается, и теперь новые компании из экспериментальных регионов могут принять в нем участие. Для ювелирного бизнеса теперь недоступно применение режима.
Можно ли в 2023 году платить налоги по старым правилам
Если коротко ответить на данный вопрос, то нет, нельзя. С 1 января 2023 года порядок уплаты налогов и страховых взносов будет изменен для всех без исключения организаций, ИП и физлиц. С указанного момента все налоги и прочие обязательные платежи, кроме единичных случаев, нужно будет платить единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счет (ЕНС). ЕНП и ЕНС станут безальтернативным способом уплаты налогов, обойти который не получится.
Уплата налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов будет осуществляться на ЕНС, открытый налогоплательщику, путем перечисления на него ЕНП (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Деньги будут накапливаться на ЕНС и списываться оттуда налоговиками по мере наступления сроков уплаты того или иного налога. Списание и зачет средств, накопленных на ЕНС, будут производиться на основании уведомлений об исчисленных суммах налогов, которые организации и ИП станут направлять в ИФНС не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов или страховых взносов, а также деклараций и расчетов.
Отмена дорожного налога на транспорт в России – тема, актуальная для большинства автовладельцев. Действующая сегодня модель расчета ТН подвергается множественной критике со стороны не только владельцев ТС, но и представителей экспертного сообщества. Основной претензией считается несовершенство привязки размера платежей и дифференциации ставок в зависимости от мощности двигателя самых распространенных видов транспорта. В контексте этого на протяжении последних нескольких лет в правительстве РФ активно обсуждался ряд идей, касающихся:
- заложения транспортного налога в стоимость топлива или введения акциза на топливо;
- замены ТН на экологический налог, привязанный к объему вредных выбросов;
- привязки ставок по ТН к классу экологичности авто по евростандартам;
- привязки ставок по ТН к объему двигателя;
- введения возрастных повышающих коэффициентов;
- полной отмены налога в целях снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Расчета транспортного налога при УСН
Давайте подробнее разберем систему оплату транспортного налога при упрощенной схеме налогообложения. Система работы при УСН можно изучить в главе №26 Налогового кодекса РФ. Статья № 346 подробнее расскажет о понятии налоговой базы, в которую в том числе включаются объекты для оплаты транспортного налога при УСН.
Пункт 12 статьи № 346 | Этот пункт рассказывает о категориях налогоплательщиков, включая ООО и ИП. Рассмотрим эти юридические формы в подразделах ниже |
Пункт 14 | Здесь уточняются общие требования к объектам налогообложения, которые необходимо изучить перед формированием налоговой декларации |
Пункт 18 | Вместе с 14-м пунктом эта часть расскажет о важных аспектах формирования налоговой базы |
Пункт 19 | Рассказывает о налоговых периодах и отличиях в этой части от других форм налогообложения |
Пункт 23 | Требует изучения для правильно понимания требований к налоговой декларации |
Порядок расчета транспортного налога
Расчет транспортного налога производится по каждому объекту налогообложения отдельно. А сам порядок расчета традиционен — следует перемножить налоговую базу и ставку. Для разных автомобилей (в зависимости от их средней цены и возраста) устанавливается еще и повышающий коэффициент. Размеры этих коэффициентов для разных объектов налогообложения перечислены в п. 2 ст. 362 Налогового кодекса.
База для налогообложения — это мощность по техпаспорту двигателя транспортного средства, измеряемая в л. с. Для воздушного транспорта с реактивным двигателем база для исчисления налога — это статическая тяга движка, указанная в техпаспорте. Для водного транспорта без двигателей базой является грузовместимость в тоннах.
Ставки для уплаты транспортного налога в каждом регионе устанавливаются отдельно. В п. 1 ст. 361 Налогового кодекса указаны размеры налоговых ставок за расчетную единицу налоговой базы.
Субъекты Федерации в региональных законах могут предусмотреть уменьшение/увеличение налоговых ставок для уплаты транспортного налога, но это значение не должно отличаться от указанного в Налоговом кодексе более чем / менее чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 Налогового кодекса). Если в региональных законах не установлены налоговые ставки, то они признаются равными тем, что указаны в НК РФ.
Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения, избравшие объектом «доходы минус расходы», могут уменьшить налогооблагаемую базу на сумму уплаченного транспортного налога. Данный налог может быть отнесен к расходам, если транспортное средство используется для хоздеятельности, которая облагается УСН.
Когда налогоплательщик, являющийся физическим лицом, не получает специального уведомления от ИФНС, ему нужно самостоятельно прийти в отделение налоговой службы. И предъявить необходимые документы на транспортное средство. Такая обязанность была введена не так давно. В нормативных актах она появилась в 2020 году. Также гражданин должен показать документы, подтверждающие его статус владения имуществом и доказывающие факт его государственной регистрации.
Данные сведения должны быть предоставлены до конца текущего года. Но только в том случае, если от контролирующей службы не поступало соответствующих уведомлений. Таким образом, налог будет исчисляться с того момента, когда должно было поступить такое уведомление.
Транспорт, получивший «амнистию» от налогов
Законодательство России регламентирует солидный перечень ТС, свободных от налогового бремени:
- это моторная лодка, имеющая двигатель менее пяти лошадиных сил, и все весельные лодки;
- морское и речное судно, предназначенное для рыбного промысла;
- комбайн, трактор, спецмашина для сельскохозяйственной работы. Но тут есть одно условие: надо, чтобы этот транспорт был зарегистрирован непосредственно на тех, кто занимается производством сельской продукции;
- воздушное, морское и речное судно. Но тут есть условие: надо, чтобы данный транспорт был зарегистрирован на ИП либо компанию, чьим видом деятельности является осуществление грузовых и пассажирских перевозок.
Важная информация! У производителей сельхозпродукции, применяющих для своей работы с/х технику, должна быть определённая доля прибыли от продажи своей продукции, никак не ниже 70% от всего имеющегося у них дохода, за каждые двенадцать месяцев работы.
Полный перечень ТС и с/х техники, не подлежащих транспортному налогу, приводится в тексте ст. № 358 НК РФ.
Несправедливо будет обойти вниманием огромную прослойку индивидуальных предпринимателей, использующих для работы зарегистрированное на себя авто. Они освобождаются от бремени транспортного налога лишь тогда, когда это предписано НК РФ, а именно:
- если это инвалиды;
- если это участники ВОВ и участники боевых действий;
- если это ИП, которые осуществляют доставку своих работников до места работы; и иные случаи, указанные в НК РФ.