19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.
Чем отличаются штатные светодиоды от нештатных
Защитить себя от штрафных санкций и лишения водительского удостоверения поможет легальная установка светодиодной оптики в соответствии с Техническим регламентом и правыми нормами КоАП РФ. Для наглядного понимания посмотрите сравнительную таблицу, которая позволяет четко разграничить понятие штатных и нештатных светодиодов:
Законная установка (отвечает стандартам ГОСТа) | Незаконная установка (игнорирует стандарты ГОСТа) |
Фара содержит маркировку в виде буквы «Н» | Маркировка отсутствует |
Осветительный прибор оборудован омывателем | Омыватель не установлен |
Автоматическое регулирование рассеивания света. Обеспечивает хорошую освещенность, исключает ослепление встречных водителей | Светорассеивание в хаотичном режиме. Создает видимость мощной освещенности, но по факту освещаются ближайшие участки дороги. Встречный транспорт ослепляется. |
Если фары автомобиля со светодиодами не соответствуют утвержденным нормам и правилам, в любой момент вы можете получить штраф или же вовсе лишиться прав на срок до 12 месяцев.
Когда можно моргать фарами?
Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:
- для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
- если Вас ослепляет встречное транспортное средство.
При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.
Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.
Условия/свет | Светлое время | Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов | Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог | Тоннель | Недостаточная видимость |
---|---|---|---|---|---|
Ближний свет | + | + | + | + | + |
Дальний свет | — | — | + | + | + |
Противотуманные фары | +1 | — | +2 | — | +2 |
Дневные ходовые огни | + | — | — | — | — |
Задние противотуманные фонари | — | — | — | — | + |
Пользование внешними световыми приборами днем
Пункт 19.5 ПДД РФ гласит — при ясной погоде и хорошей видимости днем, на всех автомобилях должны быть включены фары ближнего света, а на прицепах и буксируемых ТС габаритные огни.
Согласно пункту правил 19.4 ПДД РФ — вместо фар ближнего света могут применяться противотуманные фары или дневные ходовые огни, если они имеются.
За невыполнение пункта 19.5 наказывают штрафом 500 рублей, но в большинстве случаев все обходиться устным предупреждением водителя от сотрудников ГИБДД.
Пункт 19.1 ПДД — проезд тоннелей. Вне зависимости от того, хорошо он освещен или нет, ПДД предписывает внутри него включать на въезде фары ближнего или дальнего (если нет встречных машин) света. Если перед въездом в туннель у вас горели лишь ходовые огни или «противотуманки» — переключитесь на ближние фары и выключите их лишь на выезде.
Какой свет использовать в тёмное время суток?
Тёмное время суток в ПДД определено как «промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек» (1.2 ПДД). Таким образом, в тёмное время суток входит полностью ночь, вечер от конца сумерек и утро до начала рассвета.
В тёмное время суток нужно включать:
- ближний или дальний свет фар в движении (см. ниже в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
- габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых автомобилях;
- противотуманные фары — только на неосвещённых участках дорог и только совместно с ближним или дальним светом фар.
Также в тёмное время суток можно включать при наличии специальную фару-прожектор при условии движения вне населённого пункта и при отсутствии встречных автомобилей.
В тёмное время суток запрещено использовать:
- дальний свет фар:
- в населённых пунктах, если дорога освещена,
- если встречный транспорт ближе 150 метров до Вас или даже если дальше и при этом моргает Вам фарами,
- в любых других случаях, когда есть возможность ослепить водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных машин;
- противотуманные фары — на освещённых дорогах или на неосвещённых без ближнего или дальнего света фар;
- дневные ходовые огни;
- задние противотуманные фонари.
Что может быть доказательством правонарушений
Доказать вину требуется обязательно. Для этого нужно, чтобы полицейский представил визуальные примеры нарушения. Это моет быть видеосъёмка, фотодокументы или свидетели и их показания. Иногда в качестве понятых привлекаются совсем посторонние лица, не имеющие к делу никакого отношения. Они подписывают протокол на «отвяжись», а вам приходится потом отвечать по всей строгости закона. Это не допустимо. Самое главное и несправедливое в том, судья руководствуется предоставленными бумагами и протоколами, и редко « влезает» в «шкуру» водителя. Если вы не согласны с постановлением суда, можно обжаловать решение. Сам протокол может быть обжалован, если вы считаете, что он не соответствует правде.
Казалось бы, не велика сумма. Что в наше время 500 рублей. Но дело не в потере денег, а в самом принципе. Всем на дороге хочется уважения и соблюдения прав, поэтому, когда на тебя начинают «давить» инспектора, не имея на то оснований, стоит побороться за правду.
- Можно, впрочем, объяснить полиции, почему во время движения произошла та или иная неполадка, это касается и не горящей фары. Следует вежливо сказать, что вы продвигаетесь на стоянку или на станцию тех. обслуживания для исправления поломки. Тогда возможно вас пожурят, и вы обойдётесь обычным предупреждением.
- Возможна и ситуация, при которой водитель самостоятельно сможет устранить поломку, тогда штрафные санкции не накладываются, они здесь не правомочны. Это касается всех огней. С одной фарой ближнего света движение разрешено только до места, в котором неисправность устранится.
- Тусклая фара может обратить на себя внимание инспектора, но, как правило, здесь водитель предупреждается до повторной остановки.
- Следует обращать внимание на чистоту осветительных приборов перед выездом на дорогу или трассу.
Все эти меры предосторожности помогут избежать конфликтных ситуаций и обезопасят вас на дороге. Мелочь иногда может спасти вам жизнь.
Как нужно применять противотуманные огни
Противотуманные осветительные приборы автомобилист может использовать в качестве основного освещения при езде в светлое время суток. Однако пункт 19.4 регламентирует, что противотуманки применяются также при ограниченной видимости пространства во время передвижения на ТС.
Использовать данное освещение можно совместно со светом основных фар, предназначенных для ближнего или дальнего освещения. Пункт 19.5 правил дорожного движения допускают использование противотуманных фонарей ночью на дорогах, не оборудованных освещением. Интересно заметить и тот факт, что данные приборы возможно использовать днем вместо фар, предназначенных для ближнего освещения.
Таким образом, использование автотранспорта днем при работающих противотуманных приборах не является санкционируемым проступком. По этой причине автомобилисты могут не беспокоиться о получении штрафа за огни.
Разрешен ли теперь «колхозный ксенон»?
Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.
Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Если установить вместо галогенных ламп ксеноновые в обычную оптику, то с этой точки зрения нарушения закона не будет. Газоразрядные лампы будут испускать свет белого цвета, который разрешен спереди. Лишение прав за это деяние не предусмотрено. Однако инспекторы ГИБДД теперь вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая имеет ужесточение внутренними приказами МВД.
Штраф составляет всего 500 рублей, но инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в 10-дневный срок устранить или узаконить переделки конструкции транспортного средства. Если этого не произошло, машина снимается с регистрации и ездить на ней запрещено.
Нештатный ксенон отлично виден издалека, и такие машины останавливаются в первую очередь. Такая же жесткая мера может применяться к машинам с нестандартными ДХО и не утвержденной подсветкой днища, колесных дисков и арок колес.
Наказание за нарушение правил
Санкции зависят от вида проступка, который был совершен автолюбителем.
В случае, если водитель нарушит любое положение Раздела 19 Правил, ответственность наступит по ст. 12.20. КоАП.
Согласно данной статье, санкции могут быть следующими:
- или предупреждение, выносимое в письменном виде согласно нормам ст. 3.4. КоАП;
- или денежное взыскание в сумме 500 рублей, взимаемое в соответствии со ст. 3.5. КоАП.
Как мы отметили выше, за любое нарушение п. 19.1. – п. 19.11. Правил, водитель понесет одну из указанных санкций, то есть за, к примеру:
- езду на противотуманных фарах ночью (без совместно включенного ближнего света);
- непереключение с дальнего на ближний при нахождении встречного автомобиля на расстоянии менее, чем 150 метров;
- езду днем без включенных ПТФ или ближнего света вообще;
- включение задних противотуманных фонарей в любых условиях, кроме недостаточной видимости и др.
Решать, что именно применить к водителю – предупреждение или штраф – придется инспектору ГИБДД сразу же на месте – при оформлении постановления (п. 6 ч. 2 ст. 23.3. КоАП). При выборе санкции инспектор должен руководствоваться требованиями ст. 4.1. КоАП, а также учитывать наличие у водителя смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств (см. ст. 4.2. и 4.3. КоАП).
Если инспектор наложит штраф, его можно оплатить с 50-процентной скидкой, если осуществить платеж в течение первых 20 суток после вынесения постановления (ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП).
Указанные виды ответственности справедливы в случае нарушения водителем именно правил пользования фарами и фонарями. За несоответствие световых приборов установленным требованиям ответственность куда жестче.
К примеру, если передние фары будут издавать красный свет, наказание наступит по ч. 3 ст. 12.5. КоАП. Санкции следующие:
- аннулирование водительского удостоверения на срок от полугода до 12 месяцев;
- + дополнительное наказание в виде конфискации не соответствующих требованиям фар.
Световые и звуковые приборы автомобиля и их расположение
Начать следует с основ, а точнее с того, какими видами фар и фонарей оснащены современные автомобили.
- Фары ближнего света – предназначены для освещения дороги и окружающего пространства на сравнительно небольшой площади.
- Фары дальнего света – мощные световые приборы, освещающие дорожное полотно достаточно большой площади. Из-за большой яркости дальний свет может ослепить встречных водителей.
- Передние противотуманные фары – устанавливаются ниже обычных фар, создают широкий пучок света, который хорошо освещает дорогу и прилегающее к ней пространство в условиях тумана, снегопада и дождя.
- Дневные ходовые огни – отдельный вид фар, включаемый днем вне зависимости от погоды и видимости и предназначенный для повышения заметности транспорта. Большинство моделей включаются сразу при запуске двигателя.
- Задние габаритные фонари – предназначены для обозначения автомобиля ночью или в условиях плохой видимости. Цвет ламп – красный.
- Стоп-сигналы – красные фонари, зажигающиеся при торможении транспортного средства. Горят значительно ярче габаритных огней. Некоторые автомобили дополнительно оборудованы центральным стоп-сигналом.
- Задние противотуманные фары – обозначают транспортное средство в условиях тумана, дождя или метели. Не следует путать со стоп-сигналами.
- Фонари заднего хода – белого цвета, предназначены для информирования пешеходов и других автомобилистов о том, что данное транспортное средство будет двигаться (или уже движется) задним ходом.
- Задние светоотражатели – используются с той же целью, что и габаритные огни, отражают попадающий на них свет от фар попутных машин. Также могут быть известны как световозвращатели.
- Освещение номерного знака – несколько белых лампочек, предназначенных для подсветки заднего номерного знака автомобиля.
- Указатели поворота, или «поворотники» — янтарные фонари, используются для информирования о повороте или ином маневре машины. Устанавливаются по углам и на бортах автомобиля.
Если вы собираетесь обгонять машину впереди вас – подайте сигнал не только поворотниками, но и «миганием» фар с ближнего на дальний свет. Если маневр совершается за городом, то допустимо подать и звуковой сигнал.
Ближний и дальний свет
Согласно ПДД, фары ближнего света в светлое время суток обязаны включать все водители. Это необходимо для обозначения транспортного средства на дороге. При несоблюдении этого требования водителю грозит штраф в размере 500 рублей.
Также фары ближнего света разрешено включать вместе с габаритными огнями при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости.
В тёмное время суток водитель сам решает, какие фары должны быть включены: ближнего или дальнего света. Это же касается случаев, когда автомобиль движется в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.
Однако здесь есть несколько оговорок. Правила указывают, что есть случаи, когда водитель обязан переключить дальний свет на ближний. Это необходимо делать:
- в населенных пунктах, если дорога освещена;
- при встречном разъезде транспортных средств на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства;
- при встречном разъезде на расстоянии больше 150 м, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
- в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
За несоблюдение этих требований КоАП предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Использование ближнего и дальнего света также разрешено для предупреждения об обгоне другого участника движения вне населенных пунктов. В этом случае перед началом манёвра можно подать световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет. Его можно использовать как совместно со звуковым сигналом, так и вместо него.
Габариты включают в себя следующие световые элементы:
- стоп-сигналы;
- габаритные огни (задние);
- сигнал хода;
- поворотники;
- противотуманный фонарь.
Часто красные и синие габариты комплектуются устройствами иллюминации. Они могут монтироваться с левой или с правой стороны. Для них законодательством предусмотрены специальные оттенки красного, белого и желтого.
Каждый автомобиль монтируется парой габаритных огней. Включить их можно с помощью специального рычажка, расположенного на передней панели. Обычно огни совмещены со стоп-сигналами. Они горят в случае, если вы жмете на тормоз. Конструктивно данные фонари могут быть:
- с линзой Френеля (здесь отсутствуют отражатели, свет идет на линзу);
- рефлекторные (состоят из рассеивателя и отражателя);
- комбинированные (используются элементы из обоих типов).
Какая ответственность предусмотрена за установку синих (или другого цвета) габаритных ламп?
В соответствии с действующим законодательством, установленным положениям ГОСТа, а также согласно требованиям по допуску транспортных средств к эксплуатации за использование в передней части красных габаритных ламп (вместо белых), а также других цветов (зеленый, красный и т. п.) предусмотрена ответственность по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Вот текст закона:
- Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
- влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».
В задней части габаритные огни должны быть красного цвета. Соответственно, использование ламп другого цвета также запрещено.
Так что, как видите, несмотря на появление дневных ходовых огней, которые в передней части начали вытеснять классические габаритные лампы, эпоха парковочных огней еще не закончена. По крайне мере в задней части всех автомобилей по-прежнему используются классические габаритные лампы, устанавливаемые в задние фары.
Все дело в том, что габаритные огни очень нужны. Ведь они помогают автолюбителям видеть другие автомобили на дороге.
Что учитывать во время подключения
Во время подключения учитывайте, что новые панели-приборки Газелей оснащены центральным переключателем, у которого есть положение отдельное для противотуманок, поэтому можно не врезать отдельную кнопку.
Ряд моментов регламентирует, где и как должны ставиться дополнительные осветительные приборы:
- Прежде всего, это высота, которая должна быть не менее 25 сантиметров от поверхности дорожного полотна.
- Устанавливать противотуманки следует таким образом, чтобы соблюдать симметрию с осью самого транспортного средства.
- За внешние габариты машины эти и любые другие приборы не могут выступать более, чем на 40 см.
- И в любом случае, поток света не может быть выше потока основных фар ближнего освещения.
В отдельных случаях ПДД позволяет установку противотуманных фар на крыше транспортного средства. Например, если речь идет о полноприводном автомобиле с высокой проходимостью. Или условия его эксплуатации настолько являются жесткими, что даже изготовление наклеек на фары не способно обеспечить их защиту от попадания камней.
Приборы системы освещения
Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал
главная☆советская военная энциклопедия☆военная техника☆военная наука☆военное обозрение☆история оружия☆форум
военная техника ☆ статьи по устройству ВАТ ☆
Система освещения предназначена для освещения пути следования в темное время суток, а также для освещения рабочего места водителя. В эту систему входят приборы наружного и внутреннего освещения.
К приборам наружного освещения относятся фары головного света, противотуманные фары, фара-прожектор; передние фонари, задние фонари, фонарь заднего хода, фонарь освещения номерного знака, боковые повторители указателей поворота, опознавательные фонари автопоезда, фонарь подкузовной подсветки, световозвращатели.
К приборам внутреннего освещения относятся потолочные плафоны (плафон), подкапотная лампа, блоки контрольных ламп со светофильтрами и символическими изображениями, патроны и лампы освещения приборов, плафон вещевого ящика.
Фары головного света освещают пространство впереди движущегося автомобиля. На рассматриваемых автомобилях применяется двухфарная система освещения, при которой каждая фара имеет ближний и дальний свет.
Рис. 84 Ход лучей ближнего света от отражателя: а — в фарах европейского типа; б — в фарах американского типа; 1 -отражатель; 2 — нить накала; 3 — экран.
По способу создания светового пучка при ближнем свете различают фары европейского и американского типов. В фарах европейского типа (автомобиль КамАЗ-43105) нить накала ближнего света помещена впереди фокуса отражателя (рис.84а) на оптической оси. Все лучи, отраженные от верхней половины отражателя, выходят под некоторым углом вниз и падают на дорогу. Чтобы лучи, отраженные от нижней половины отражателя, не слепили водителей встречных автомобилей, под нитью накала размещается металлический экран 3 специальной формы, увеличивающий силу света в направлении правой стороны дороги и правой обочины (европейский асимметричный свет).
В фарах американского типа (КамАЗ-4310, Урал-4320, Зил-131) нить ближнего света смещена вверх и влево относительно фокуса отражателя (рис.846). Все лучи от нити накала, падающие на отражатель до плоскости Х-Х, отражаются под некоторым углом и падают вниз на дорогу, все остальные лучи идут под некоторым углом вверх. Перераспределение этого слепящего потока осуществляется за счет рассеивателя. Фары американской системы имеют преимущество при движении по проселочным дорогам.
Дальний свет фар европейского и американского типов практически одинаковы. Нить дальнего света размещается в фокусе отражателя, и все лучи отражаются в виде параллельного пучка. Пройдя через рассеиватель, лучи, создают нужную видимость на расстоянии более 400 м.
Источником света в фарах и других приборах освещения являются лампы накаливания. Основными частями лампы являются цоколь, стеклянная колба и нить (или две нити). Один конец нити припаян к цоколю, т.е. к «массе», второй выведен к изолированному контакту на цоколе. Дампы изготовляются газонаполненными (3 Вт и более) и пустотными» Применяются также лампы, заполненные парами галогена. Эти лампы отличаются меньшими размерами колбы и повышенной сотовой отдачей (видимость при дальнем свете составляет около 400 м).
Правила пользования внешними световыми приборами ночью
Ночью, или темным временем суток в правилах называется промежуток времени между концом вечерних и началом утренних сумерек. В таких условиях обязательно включение передних фар и габаритных огней.
Выбор ближнего или дальнего света при этом зависит от следующих нюансов:
- Если вы движетесь по освещенным дорогам в населенном пункте – дальний свет использовать нельзя, только ближний.
- При сближении с транспортным средством, движущимся по встречной полосе, дальний свет следует переключить на ближний не менее чем за 150 метров – так вы не ослепите другого водителя. Еще лучше сделать переключение на 200-250 метрах.
- Если встречное транспортное средство подает сигнал переключением или миганием фар на большем расстоянии – выключите дальний свет. В таких ситуациях у вас, скорее всего, плохо отрегулировано направление фар, и они не столько освещают дорогу, сколько светят в глаза водителям на «встречке».
- Также переключать свет нужно и в других ситуациях, когда есть угроза ослепить других водителей, как встречных, так и попутных.
А что делать, если вас ослепили? Главное – не перестраивайтесь, иначе есть риск попасть в аварию, наехать на пешехода или свалиться в кювет. Правила предписывают в такой ситуации включать аварийную сигнализацию, постепенно снизить скорость и, если это нужно, остановиться.