Что такое повышающий коэффициент на коммунальные услуги?

05.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое повышающий коэффициент на коммунальные услуги?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Размер квартплаты при отсутствии приборов учета зависит от установленных тарифов, умножаемых на ПК. Если коэффициент единый для всех субъектов, то тарифы в каждом регионе разные. Причем они еще и регулярно повышаются.

Повышающий коэффициент к коммунальным услугам в Москве, СПб, других городах

Самые высокие расценки традиционно в Москве. За электричество москвичи платят от 6 руб. 72 коп. за кВт/ч. За холодную воду 45 руб. 61 коп. за куб (по счетчикам, не считая водоотведение), за горячую – 202,63 руб. Кстати, если ежемесячно на квартплату уходит больше 10 % бюджета, то жители столицы имеют право на субсидию.

В Санкт-Петербурге в 2023 году жители СПб за холодную воду платят 36,54 руб., за горячую – 126,68. Электроэнергия в домах с газовыми плитами стоит 5,7 р. за кВт*ч.

И в других городах России ситуация не радужная. По информации Института естественных монополий из 15 городов-миллионников в 10 превышен предел для услуг ЖКХ. Во главе списка – Омск. Здесь во второй половине 2022 года тарифы выросли на 9%. Среди других городов в список вошли Ростов-на Дону, Воронеж, Екатеринбург.

Превышение не зафиксировано в 5 городах: Москва, СПб, Нижний Новгород, Пермь и Уфа.

Эти данные говорят о том, что Постановление Правительства о сокращении злоупотреблений и превышении предельных темпов роста за ЖКУ, принято очень вовремя.

Когда применяется коэффициент

На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Если его нет, следует применять норматив. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.

Пункт 42 Правил №354 определяет порядок расчёта платы за ресурс при отсутствии счётчика. То есть если водомер отсутствует,плата будет исчисляться не по его данным, а исходя из норматива потребления, помноженного на повышающий коэффициент.

Нормативы потребления утверждаются отдельными нормативными актами для каждого ресурса отдельно в каждом регионе. Например, на москвича по норме полагается 6,935 кубов холодной воды и 4,745 горячей. Пермяку же придется платить меньше – за 5,6 и 3,4 куба соответственно.

Что такое повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета

В связи с последними изменениями статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.

Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2022-м году он остается тем же самым.

Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.

Как применяется повышающий коэффициент

Согласно нормам действующего закона, повышающий тариф применяется для расчета оплаты за электроэнергию и водоснабжение для жильцов, не оборудовавших квартиры учетными приборами. Коэффициент также применяется в случаях, если счетчики расхода коммунальных услуг имеются, но неисправны.

Читайте также:  Оформление государственной земли под домом в частную собственность

Учитываются повышенные тарифы и для потребителей, не поменявших своевременно учетные приборы. В силу требований нормативов счетчики холодного водоснабжения рекомендовано менять каждые 6 лет, а ГВС – каждые 4 года. Приборы могут эксплуатироваться и больший срок, но предельный срок службы составляет не более 12-ти лет.

Применение коэффициента связано со следующими обстоятельствами:

  • обнаружение факта неустановки счетчика потребления холодной, горячей воды или электроэнергии;
  • истечение трех месяцев с того, дня как прибор учета сломался (и не был заменен или отремонтирован);
  • не подтверждение абонентом достоверности показаний счетчика и недопуск сотрудника управляющей компании (или ТСЖ) к его осмотру.

Вода горячая и холодная учитывается отдельно, как и затраты на водоотведение. Тарифы формируются на местах.

Счётчики тоже устанавливаются отдельно на холодную воду, отдельно на горячую. По показаниям тех же счётчиков производится расчёт оплаты за водоотведение.

Для квартиры без счётчика расход воды считается по нормативу на 1 человека в месяц. Норма, выраженная в кубометрах, умножается на количество прописанных в квартире лиц, а затем – на тариф.

Если речь идёт о МКД, то в них стали повсеместно устанавливать общедомовой счётчик. Если учесть показания ИПУ всех квартир и расходы на ОДН, то можно выявить такие моменты:

  • утечки;
  • манипуляции со счётчиками (занижение показателей);
  • наличие граждан, проживающих в доме, но не зарегистрированных (то есть, получающих услугу бесплатно, если в квартире нет счётчиков расходования воды).

Формулировка «применить повышающий коэффициент» уже устоялась, но все же стоит уточнить: применить в рассматриваемом нами случае — значит умножить. Умножать нужно норматив потребления той или иной КУ на повышающий коэффициент.

Повышающий коэффициент применяется только к утвержденному нормативу потребления КУ.

Формула расчета платы за ХВС и ГВС с применением повышающего коэффициента Формула утверждена подпунктом «а» (1) пункта 4 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг:
Pi = ni x Nj x KПОВ x Tкр, где: ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj — норматив потребления j-й коммунальной услуги;
KПОВ — повышающий коэффициент;
Tкр — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Так, для семьи из трех человек, зарегистрированных в квартире стандартного девятиэтажного МКД г. Уфы, не оборудованной ИПУ холодной воды, плата за ХВС за один расчетный период составит:
3×4,3161 x 1,5×26,452 = 513,71 руб.

Сноска 1 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 № 120.
Сноска 2 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 19.12.2018 № 741.

О применении повышающего коэффициента при начислении платы за воду

С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

Установление и применение повышающих услуг используется при подсчете цифр за потребление горячей и холодной воды. Такой же метод применяется и в ситуации с потреблением электроэнергии. Однако, правительством России было предусмотрено и в дальнейшем, отменено начисление повышающих коэффициентов по отношению оплаты тепла. Суть нововведений заключена в следующем:

  1. Если в жилом здании не установлен учетный прибор энергии тепла, то жильцам квартир не выставляется оплата с повышающим коэффициентом.
  2. Однако, жилищно-коммунальный трест, который не учел постановку прибора потребления тепла, должен оплачивать на 10 процентов выше, чем то суммарное значение, которые они выставляют собственникам квартир.

Поставщик выставляет счет управляющей организации уже с подсчетом повышающего коэффициента.

Читайте также:  Как стать приемными родителями

Внедрение повышающих коэффициентов применимо в том случае, когда в жилом объекте технически допустима установка учетного аппарата.

ВНИМАНИЕ! По каждому жилому зданию составляется документ по обследованию. Если счетчик тепла не установлен, а его отсутствие никак не подтверждено документом обследования, то коэффициент повышения обязателен к применению.

Однако, повышающий коэффициент применим даже при установленном аппарате учета в следующих вариантах:

  • Когда произошел сбой прибора и его дальнейший выход из строя.
  • Истек срок проверочной даты аппарат учета.
  • Отказ сотрудникам управляющей организации или поставщику к допуску узла учета с проверочной целью снятия показаний и верной передачи данных.

Принципы расчета стоимости услуг РСО по водоотведению

Как было справедливо замечено выше, Правила предоставления коммунальных услуг напрямую не регулируют взаимоотношения между РСО и исполнителем коммунальных услуг. На этот счет есть специальный документ — Правила, обязательные при заключении договоров ресурсоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

В п. 21 данных Правил содержится императивное предписание, согласно которому при отсутствии в доме ОПУ объем коммунального ресурса, поставленного в дом, определяется по формуле путем сложения потребления в помещениях дома (объем исчисляется исходя из показаний ИПУ и нормативов потребления и т.д.), а также потребления ресурса на ОДН исходя из норматива потребления. Таким образом, ввиду того, что норматив на водоотведение на ОДН отменен, объем сточных вод в отсутствие ОПУ определяется только исходя из потребления водоотведения в помещениях дома (Определение ВС РФ от 25.08.2015 по делу N 307-ЭС15-8761). РСО не вправе учитывать объем потребления холодной и горячей воды, зафиксированный соответствующими ОПУ. А это фактически прямая отсылка к изложенному выше порядку исчисления платы за водоотведение для потребителей. Вот почему при расчете стоимости услуг по водоотведению в отсутствие ОПУ сточных вод так важно знать объем потребления холодной и горячей воды в помещениях дома.

Выходит, что объем сточных вод, приобретенный УК у РСО, и объем, реализованный УК потребителям, полностью совпадают, значит, у УК не возникает никакой разницы, которая может быть направлена на финансирование мероприятий по энергосбережению во исполнение требования пп. «у(1)» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг. Такой вариант вполне допустим, с точки зрения Минстроя России, именно в ситуации, когда дом не оснащен ОПУ (см. Письма от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, от 18.03.2015 N 7288-ач/04).

Коэффициенты индексации

Последний раз цену коммуналки пересматривали 01.07.22, в результате чего население РФ в зависимости от региона проживания стало платить на 2,9 – 6,5% больше. При этом официально средний по России размер индексации составил 4%.

Важно! С 01.12.22 анонсировано увеличение стоимости ЖКУ на коэффициент, который не должен превышать 9%.

Традиционно цены ЖКХ в регионах будет устанавливать правительство каждого субъекта РФ, и сколько предстоит оплачивать за декабрь, можно будет узнать уже с 1 января 2023 на официальных сайтах обслуживающих компаний.

В Минэкономразвития рассчитали, что среднее хозяйство после того, как будет произведено повышение услуг ЖКХ в размере до максимальных 9%, будет обходиться владельцам в 2023 году на 324 рубля дороже, чем во второй половине 2022 года до повышения.

Когда применяется повышающий коэффициент при расчете за воду

В соответствии с законом оплачивать за потребленный ресурс нужно по показаниям счетчика. Но если его нет, то применяется специальный норматив. Кроме этого добавляется повышающий коэффициент.

Значения указываются в нормативных актах для всех ресурсов отдельно по регионам. Например, в Москве норма холодной воды 6,935 и 4,745 кубов горячей. В других регионах значение может быть больше или меньше.

Повышающий коэффициент применяется только в том случае, если не установлен индивидуальный счетчик в квартире. Это необходимо для того, чтобы все владельцы жилых помещений установили водяные приборы учета.

Если установить счетчик не хочет собственник, а техническая возможность есть, то применяются повышающий коэффициенты на воду.

Если же произвести монтаж нельзя, то должно быть предоставлен документ подтверждающий это. В таком случае повышающий коэффициент не применяется, а расчет производится по установленному нормативу.

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Читайте также:  Классификатор причин несчастных случаев и видов происшествий 2022 года

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

К чему готовиться собственникам квартир

С марта 2023 года в силу вступит федеральный закон, согласно которому Росреестр не будет публиковать сведения из ЕГРН о собственниках по запросу третьих лиц. Нельзя будет получить выписку из ЕГРН с личными данными собственника без его согласия. После вступления в силу поправок Росреестр больше не будет указывать ФИО собственников недвижимости, если выписку заказывает посторонний человек.

Кроме того, с 1 марта также изменится порядок приемки работ по капремонту многоквартирных домов. Вступят в силу изменения в статье 190 Жилищного кодекса РФ. Согласно новой редакции, акт приемки выполненных работ по капремонту должен быть согласован с органами местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников (если ремонт проводится по их решению).

Юристы говорят, что обычно, когда в силу вступают какие-то изменения в законах в сфере ЖКХ, то растет число нарушений. Нередко они связаны с тем, что управляющие компании не сразу вникают в изменения правил расчета за коммунальные услуги.

Что такое повышающий коэффициент и его применение при отсутствии приборов учета

Повышающий коэффициент – это некое числовое значение, на которое будет умножен тариф за предоставленную коммунальную услугу в случае несоблюдения требований нормативного акта, а именно отсутствие счетчика.

Значение коэффициента устанавливается в законодательном порядке и служит штрафной мерой для нарушающих выполнение актов об обязательной установке приборов учета.

Можно ли избежать повышения тарификации без установки счетчиков?

Можно, если применение приборов невозможно по причинам:

  • жилье признано аварийным или ветхим;
  • для установки требуется ремонт сетей;
  • трубы или проводка неисправны;
  • если окружающие условия не подходят для эксплуатации счетчика (влажность, температура, электромагнитное излучение).

Приборы учета применяются к коммунальным услугам:

  • горячее водоснабжение;
  • холодное водоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергия.


Похожие записи: