Минфин планирует изменить Единый план счетов для госучреждений с 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин планирует изменить Единый план счетов для госучреждений с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
Формирование первичных документов на бумажном носителе
При установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов.
Формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам документов, утвержденным Приказом № 52н, допустимо в следующих случаях (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091):
-
при обеспечении соблюдения требований законодательства РФ о защите обрабатываемых персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
-
при отсутствии технической возможности (при условии представления в бухгалтерию электронного образа такого документа).
* * *
В заключение определим основные мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения успешного перехода на применение Приказа № 61н с 1 января 2023 года:
1. Привести учетную политику автономного учреждения в соответствие требованиям Приказа № 61н, в том числе внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов (определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для их отражения в бухгалтерском учете).
2. Обеспечить наличие в программном продукте, используемом автономным учреждением для ведения бухгалтерского учета, реализованных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые обязательны к применению с 1 января 2023 года.
3. Обеспечить техническую возможность обмена электронными документами.
4. Определить список лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.
5. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы, простой ЭП или ЭЦП в соответствии с полномочиями на подписание и утверждение документов, определенных Приказом № 61н.
6. Обеспечить всех должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы, ЭЦП.
7. Провести мероприятия по синхронизации справочников ГИИС «Электронный бюджет» и программного продукта, используемого в автономном учреждении для ведения бухгалтерского учета.
Обращаем внимание на то, что Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н вносятся изменения в Приказ № 61н.
В перечень форм электронных первичных учетных документов добавят формы:
-
0510448 – акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов;
-
0510450 – накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов;
-
0510451 – требование-накладная;
-
0510452 – акт приемки товаров, работ, услуг;
-
0510453 – извещение о трансферте, передаваемом с условием;
-
0510521 – заявка – обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо.
В перечень электронных регистров бухгалтерского учета добавят формы:
-
0509211 – карточка учета капвложений;
-
0509214 – карточка учета права пользования нефинансовым активом.
Регистры аналитического учета
ОБЪЕКТ | РЕГИСТРЫ УЧЕТА | ОСОБЕННОСТИ |
---|---|---|
Виды МЗ | Карточки количественно-суммового учета | Ведут ЦМО по наименованию, сорту и количеству |
Продукты питания | Накопительная ведомость по приходу и расходу, оборотная ведомость | Оборотная ведомость заполняется на основании накопительной ведомости. В конце месяца выводятся остатки |
Разбитая посуда | Книга регистрации | Ведут ЦМО |
Молодняк животных, животные на откорме | Книга учета | По видам и возрастным группам(только молодняк) |
Лекарственные препараты и медицинские изделия
При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Поэтому многие учреждения здравоохранения при приобретении таких изделий, применяемых в медицинских целях, используют счет 0 105 06 341, а не 0 105 01 341.
Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).
В Методических рекомендациях приведены следующие корреспонденции счетов по поступлению и списанию материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение медикаментов и медицинских материалов, в том числе медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемых в медицинских целях |
0 106 34 341 |
0 302 34 73х |
Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства» |
0 109 х0 272 |
0 105 31 441 |
- О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
- О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.
- Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
- Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
- Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 190н.
- Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты: Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.
- Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
- О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
- Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
- О библиотечном деле: Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ.
- О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.
- Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
- Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 190н.
- Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
- О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
- Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении: Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н.
- Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94: Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
- О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР: Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072.
Поступление материальных запасов: типовые проводки
Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Приобретение за плату |
||
Приняты к учету |
0 105 ХХ 340 |
0 302 34 730 |
Произведена оплата поставщику |
0 302 34 830 |
0 201 11 610 Оборот по забалансовому счету 18 |
Безвозмездное получение |
||
МЗ приняты к учету от головного учреждения |
0 105 ХХ 340 |
0 304 04 340 |
МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 194 |
Изготовление готовой продукции |
||
Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости |
0 105 Х7 340 |
0 109 60 2ХХ |
Данный стандарт можно не применять в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. К примеру, если канцелярские принадлежности покупаются и сразу используются офисными работниками, их можно не учитывать на сч. 10, а сразу списывать проводкой:
Дт 26 (44) Кт 60
Однако при этом мелкий инструментарий или приспособления, не расходуемые сразу (например, калькулятор), надо учитывать и после списания их стоимости.
По запасам добавили новый вид инвентаризации — оценка резерва под обесценение материальных ценностей. Она проводится аналогично, как и иные виды инвентаризации — в конце года, при смене материально ответственных лиц и т.д.
При этом требуется выделять материальные ценности, которые:
- морально устарели;
- полностью или частично утратили первоначальные качества;
- стали стоить дешевле на рынке или их стало труднее продать.
Что нужно запомнить об изменениях порядка учета запасов
- Новый стандарт ФСБУ 5/2019 в общем случае распространяется на всех юридических лиц, кроме бюджетных организаций.
- Микропредприятия имеют право не использовать ФСБУ 5/2019, а малые предприятия — не применять его отдельные положения.
- Все компании, включая средний и крупный бизнес, могут не применять ФСБУ 5/2019 для учета управленческих запасов.
- Пользоваться правом полностью или частично отказаться от ФСБУ 5/2019 нужно с осторожностью. При этом не должна нарушаться достоверность учета и не должны возникать проблемы в управлении бизнесом.
- Перечень активов, которые относятся к запасам, расширен. К нему добавлено незавершенное производство, а также недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности, предназначенные для перепродажи.
- В перечень расходов, которые следует включать в стоимость приобретенных запасов, добавлены оценочные обязательства.
- При покупке запасов с длительной отсрочкой платежа разницу в цене следует учитывать как проценты по кредитам.
- В случае необходимости можно менять единицу учета запасов в процессе их использования.
- В стоимость готовой продукции и незавершенного производства в общем случае нужно включать прямые и косвенные расходы. Однако для массового и серийного производства допускается упрощенный учет только по прямым расходам.
- Если рыночная цена запасов стала ниже учетной, эти запасы нужно уценить, создав для этого резерв.
- Можно списывать запасы не только при выбытии, но и в случае, когда организация не предполагает в будущем получить от них экономическую выгоду.
Составление акта на списание малоценного имущества
Для того чтобы списать МБП, срок службы которых до года, используется стандартная форма МБ-8. Его целесообразно составить, когда недорогое имущество полностью износилось и стало непригодным для того, чтобы использовать его по назначение и дальше.
Форма БМ-8 сегодня не является обязательной. Но ее можно взять за основу для разработки на предприятии своей формы акта.
Решение о списании малоценки принимает ликвидационная комиссия. Она назначается руководителем и сотрудничает с работниками бухгалтерии. Малоценное имущество нужно отражать при списании по фактической себестоимости. Документ подписывается каждым членом комиссии, утверждается руководителем и отправляется в бухгалтерию. На его основании учетный работник списывает малоценку с учета.
Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях: нюансы
Стандарты бюджетного учета во многом обусловлены формой и деятельностью государственных учреждений. При организации учета нужно соблюдать, как минимум:
- действующее законодательство в отношении бухучета в целом;
- порядок, установленный для конкретной отрасли (медицина, образование и т.д.).
В ведении бухучёта некоммерческих компаний отталкиваются от нескольких принципов:
- организация учета в рамках КБК и КОСГУ;
- особое внимание исполнению статей по доходам и расходам;
- управление бюджетом по казначейской системе;
- классификация реальных и кассовых издержек.
Порядок бухгалтерского учёта бюджетных средств: проводки и федеральные стандарты
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом, одновременно по дебету одного счета и кредиту другого.
Счета бухучёта состоят из трех групп:
- активных — где отражаются активы предприятия;
- пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
- комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.
Для чего нужна расшифровка расчетного счета в банке?
Расчетные счета в банке открываются в соответствии с Положением от 27 февраля 2021 года № 579-П «О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (далее План счетов).
Обычно при открытии счета в кредитном учреждении (банке) заключается договор на открытие счета, в котором обычно указывается:
- Вид счета;
- на кого открыт счет;
- дату открытия счета;
- дату и номер договора;
- процентную ставку по вкладу или кредиту;
- цель, на которую выдан кредит;
- срок погашения кредита,;
- валюту вклада и другие данные.
Очень часто при проведении банковских операций и во многих других случаях нужна информация о расчетном счете и никаких источников получения ее у нас под рукой нет. Что же тогда можно сделать? В ответе на этот вопрос нам может помочь сам номер счета, который несет себе определенную информацию.
Учет побочного продукта
На практике нередки ситуации, когда в процессе производства или при проведении работ организация получает кроме основного еще побочный продукт. Например, грунт, оставшийся после обустройства площадки, или жмых, полученный при производстве масла. ФСБУ 5/2019 не регулирует порядок учета побочных продуктов.
Согласно МСФО (IAS) 2 побочные продукты могут оцениваться по чистой возможной цене продажи, которая вычитается из себестоимости основного продукта (п. 14 МСФО (IAS) 2).
Под чистой возможной ценой продажи понимается расчетная цена продажи в ходе обычной деятельности за вычетом расчетных затрат на завершение производства и расчетных затрат, которые необходимо понести для продажи (п. 6 МСФО (IAS) 2, п. 29 ФСБУ 5/2019). Например, стоимость грунта, которая исключается из себестоимости работ по устройству площадки, будет определяться по цене его возможной реализации (без учета НДС) за минусом предполагаемых расходов на подготовку к продаже. Как следствие, балансовая стоимость основного продукта незначительно отличается от его себестоимости (п. 14 МСФО (IAS) 2).
Этот аспект важно учитывать в преддверии вступления в силу для обязательного применения ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
По новым правилам, для правильного формирования стоимости капитальных вложений, а затем и основных средств, необходимо расчетную стоимость побочной продукции вычитать из величины капитальных вложений (п. 15 ФСБУ 26/2020).
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
Учет запасов в соответствии с их целевым назначением: разъяснения Минфина
Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Начиная с 2020 года при учете запасов следует применять положения ФСБУ «Запасы» и Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, в котором доведены Методические рекомендации по применению указанного стандарта (далее – Методические рекомендации). В данном документе разъяснены правила учета материальных запасов в соответствии с их целевым назначением. Подробнее об этом расскажем в публикации.
Cогласно п. 118 Инструкции № 157н материальные запасы учитываются по соответствующим аналитическим счетам:
-
105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
-
105 02 000 «Продукты питания»;
-
105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;
-
105 04 000 «Строительные материалы»;
-
105 05 000 «Мягкий инвентарь»;
-
105 06 000 «Прочие материальные запасы»;
-
105 07 000 «Готовая продукция»;
-
105 08 000 «Товары»;
-
105 09 000 «Наценка на товары».
Минфин пояснил, что если бухгалтеру не удается отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). К примеру, учреждение приобрело шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору они относятся к изделиям текстильным готовым (кроме одежды), то есть являются мягким инвентарем и учитываются на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».
Однако если невозможно точно определить счета аналитического учета, то их целесообразно учитывать в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».
В 24 – 26-м разрядах счета 0 105 хх 000 (последние 3 цифры) указывается соответствующая подстатья статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отнесение на которую осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
Согласно Порядку № 209н приобретение питьевой воды в бутылях может осуществляться по разным кодам КОСГУ в зависимости от целевого назначения:
1. Если в учреждении имеется система централизованного питьевого водоснабжения, но в его функции входит обеспечение питанием различного контингента (например, детей в дошкольных образовательных учреждениях, больных, находящихся в медицинских организациях), бутилированная вода приобретается по подстатье 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ.
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение бутилированной питьевой воды, предусмотренной нормативами обеспечения питанием, включенной в меню-раскладку |
0 106 34 342 |
0 302 34 73х |
Выбытие израсходованной бутилированной воды |
0 109 х0 272 |
0 105 32 442 |
2. В случае, если в учреждении отсутствует система централизованного водоснабжения (либо уполномоченным органом выдано заключение о несоответствии воды санитарным нормам), приобретение бутилированной воды следует отражать по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
Правило 4. Провести инструктаж комиссии и ответственных лиц
В то же время трудовое законодательство прямо предусматривает, что с виновника недостачи взыскивается причиненный им ущерб, сумма которого равна рыночной цене утраченного имущества. В данной ситуации бухгалтеру следует списать недостачу и отразить средства, причитающиеся к получению с виновного работника, в составе текущих доходов учреждения. Поскольку деньги дает страховая компания, то это не средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Это собственные доходы учреждения, как указано в пункте 21 Инструкции № 157н. Следовательно, поступление страховки следует отражать по коду финансового обеспечения «2».
В данной статье рассмотрены примеры отражения недостачи материальных ценностей и финансовых активов, числящихся в бюджетном учете как средства, полученные из бюджета.
Читайте про восемь основных правил, которые помогут упростить и систематизировать процесс инвентаризации в условиях пандемии.
В следующем году, после ослабления ограничительных мер по борьбе с распространением инфекции Covid-19, провести внеплановую инвентаризацию имущества.
Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2021 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.
Размер ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (сумма денежных средств, которая необходима для восстановления активов). Далее задолженность по ущербу должна учитываться на балансовых счетах бухгалтерского учета с момента возникновения и до полного погашения.