Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета

02.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).

Основания для предоставления субвенции

Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.

Основанием для выделения субвенции являются:

— соответствующие законы и подзаконные акты;

— решения органов местного самоуправления;

— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:

  • научно-техническими;

  • экологическими;

  • социальными;

  • внешнеэкономическими;

  • производственно-техническими.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.

Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».

Прозрачность «Цифровой экономики»

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

Сметнобюджетное финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.

Принципы сметнобюджетного финансирования:

  • безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;

  • целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат;

  • финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями.

Смета — финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов.

Основная структурная единица сметы статья.

Законом установлен строго определенный список сметных статей, который не может быть произвольно изменен.

Виды сметных статей:

1) индивидуальные — статьи отдельных доходов и расходов;

2) укрупненные — заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения.

Основу сметных статей составляют нормы расходов — единые плановые показатели сметных расходов.

Этапы сметного процесса:

  • составление — смета составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: I квартал, полугодие, 9 месяцев и год).

Читайте также:  Упрощенное гражданство РФ для Украины

Действие утвержденных смет доходов и расходов начинается 1 января и прекращается 31 декабря соответствующего года.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

  • рассмотрение;

  • утверждение органом или должностным лицом, обладающим полномочиями по утверждению смет.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.

  • исполнение;

  • отчет по смете.

Бюджетная роспись -документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Структура:

В соответствии с Порядком сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Минфином России, включает бюджетные ассигнования:

  • по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;

  • по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Разница между субсидией и субвенцией

Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?

Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение, безвозвратность. К примеру, субсидия может выделяться определённым категориям граждан на строительство и реконструкцию жилья, юридическим лицам – на реализацию инновационных проектов, и так далее.

Субвенция – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов юридическим лицам или бюджету другого уровня. Главные особенности такой помощи – целевое расходование и срочность. Если нарушено какое-либо из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил. Субвенции могут полностью покрывать расходы на реализацию проекта и использоваться без привлечения собственных средств.

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Основные различия между видами денежных льгот и их характерные черты представлены в таблице:

Показатель Субсидия Дотация Субвенция
Целевое расходование Можно тратить только определенным способом Учреждение, выдавшее дотации, не контролирует их трату Средства выдаются на реализацию конкретных задач, выполнение которых одобрено вышестоящими органами
Форма Финансовая или натуральная Финансовая
Получатель Физические и юридические лица Бюджеты, уровень которых ниже того, откуда отправляются денежные средства
Возвратность Подлежит возмещению при нецелевом расходовании Не подлежит возврату Подлежит возврату при нецелевом расходовании и при невыполнении поставленной задачи
Объем Выдается только при софинансировании (получатель должен самостоятельно доплатить часть средств) Может выдаваться как для софинансирования, так и покрывать всю стоимость поставленной задачи

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

  • безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

  • целевой характер;

  • софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

  • субсидии выделяются на строго определенные цели (денежные средства, выделенные на определенную цель, не могут быть потрачены ни на что другое);

  • денежные средства предоставляются безвозмездно (то есть выдача субсидий не предусматривает возврата денежных средств или процентов за пользование субсидией. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

  • субсидия является софинансирующим инструментом (т. е. не полностью «закрывает» ту или иную финансовую «дыру», а выступает в качестве дополнительного финансирования).

  • выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

  • на покупку или строительство жилья;

  • на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

  • субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

  • помощь лицам с группой инвалидности;

  • многодетным семьям;

  • малообеспеченным слоям населения;

  • компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

И субсидия, и субвенция выделяются на определенные цели. В этом заключается их сходство. Чем отличается субсидия от субвенции? Возможные варианты дотаций из госбюджета связаны с общими тенденциями экономики страны. В соответствии с этим можно выделить определенные разновидности этих выплат. Виды субвенций различаются по целям, на которые их выделяют:

  • Осуществление органами местной власти своих полномочий.
  • Покрытие дефицита бюджета.

Денежная помощь на медицину, образование или строительство являются не видами субвенций, а софинансированием бюджета, который в дальнейшем будет распределен с учетом нужд субъектов.

Виды субсидий – это отражение главных направлений социальной политики в государстве:

  • Поддержка семьи, старости, детства.
  • Разделение ответственности по уходу за инвалидами.

Государство старается учитывать потребности граждан, поэтому субсидирование является одной из самых гибких систем. Каждые полгода законы, которые регламентируют процедуру назначения выплат, обновляются. На сегодняшний день субсидии выделяются на такие нужды:

  • Оплата жилищно-коммунальных услуг.
  • Приобретение жилья.
  • Открытие бизнеса людям, стоящим на учете по безработице.
  • Поддержка инвалидов и граждан, пострадавших от бедствий и катастроф.
  • Помощь молодым семьям, многодетным родителям и матерям-одиночкам.
  • Пенсионные и детские пособия.
  • Квоты на дорогостоящее лечение.
  • Льготы для ветеранов и военнослужащих.
Читайте также:  Статья 72.1 ТК РФ. Перевод на другую работу. Перемещение

Доход у хозяйствующих субъектов зависит от многих обстоятельств: места расположения, наличия определённых отраслей производства, уровня населённости и особенностей проживающих в этой местности, правильности распределения средств, природных и климатических факторов (особенно районы и области с превалирующим количеством сельскохозяйственных предприятий).

Когда назначаются субвенции

Их выплачивают только на основании представленных заявок от местных органов власти. Административные служащие субъекта РФ в конце финансового года анализируют статьи расходов за конкретный период и выявляют потребности региона. На основании финансового отчета составляется заявка на будущий год, которая направляется в федеральный орган власти. После этого все требования рассматриваются. Часть из них получает одобрение и право на субвенцию.

В конце расчетного периода возвращаются неизрасходованные финансовые средства. За пределы бюджета выходить нежелательно, как и получать слишком большой остаток. Это означает, что расчеты производились неверно, а часть средств удерживалась на счетах без необходимости.

Отличительные характеристики

По своей сути, условиям предоставления и другим критериям рассматриваемые формы помощи являются абсолютно разными. Чтобы получать субсидию, физическое лицо должно соответствовать таким требованиям:

  1. Российское гражданство или иной статус резидента РФ.
  2. Официальное проживание в России.
  3. Отсутствие задолженностей по оплате коммунальных услуг.
  4. Наличие постоянного места проживания и жилплощади.

Субсидии могут выплачиваться таким категориям россиян:

  • Молодые семьи.
  • Инвалиды и лица, осуществляющие за ними уход.
  • Пенсионеры.
  • Многодетные семьи.

Доход гражданина из вышеперечисленных категорий не должен быть выше размера прожиточного минимума в отдельно взятом регионе. Претендовать на помощь можно только если уровень дохода ниже прожиточного минимума. Значение последнее устанавливается региональными властями. Если субсидия направляется не только отдельно взятому человеку, а всей семье, в расчёт берётся средний доход в пересчёте на одного члена семьи. Также учитываются иные пособия, получаемые членами семьи. Несовершеннолетние граждане также учитываются при расчёте среднедушевого дохода.

В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:

  • субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
  • субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
  • дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.

Все субвенции, которые предоставляются регионам, можно условно разделить на три вида, они основываются на общих тенденциях в экономическом развитии государства:

  • На формирование регионального бюджета
  • На покрытие дефицита бюджета, когда какому-то отдельному региону не хватает денежных средств
  • На осуществление государственного заказа

Стоит отметить, что финансирование на медицину, образование и прочее не может являться субвенцией, потому что это софинансирование бюджета.

Помимо этого существует также другая классификация, которая делит все субвенции на два вида:

  • Текущие, которые должны быть направлены на финансирование расходов, которые выполняются с определенной периодичностью
  • Инвестиционные, которые должны быть направлены на финансирование какой-либо инновационной деятельности


Похожие записи: