ТАБЛИЦА: «Соотношения зарплат руководителей и работников в вопросах и ответах»

15.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТАБЛИЦА: «Соотношения зарплат руководителей и работников в вопросах и ответах»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

С 1 января 2017 года будут применяться предельные уровни соотношения среднемесячных зарплат руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и работников государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов ОМС.

Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ

Рассматриваемый вопрос регулируется общими и специальными нормами ТК РФ, а также подзаконных актов:

  1. Собственно ТК РФ (ст. 145, 278, которые устанавливают, кто именно вправе вводить ограничения по соотношению зарплаты, и предусматривают ответственность за нарушение этих ограничений).
  2. Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 347-ФЗ. Указанный нормативный акт интересен не только текстом вносимых в ТК изменений, но и определением момента их применения к конкретной зарплате.
  3. П. 6 положения…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (далее — положение № 2), который распределяет обязанность по установлению конкретных ограничений, пределы таких ограничений (показатели кратности) и способ расчета предельной зарплаты.
  4. Положением «Об установлении систем оплаты труда…», утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее — положение № 583), конкретизирующим вышеуказанные нормы для учреждений.
  5. Постановлением Правительства РФ «О предельном уровне соотношения…» от 29.11.2016 № 1259, ориентированным на внебюджетные фонды (постановление № 1259).
  6. Нормативными актами ведомственного, регионального и муниципального уровней, содержащими сами показатели кратности.

Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников

Предельные соотношения зарплаты руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников для учреждений федерального уровня можно определить как кратное в пределах от 1 до 8 (п. 9 положения № 583).

Для внебюджетных фондов соотношение средней зарплаты работников:

  • и председателей установлено в кратности от 1 до 10;
  • и заместителей, главных бухгалтеров — в кратности от 1 до 8.

Указанные показатели регламентированы постановлением № 1259.

Федеральные министерства и ведомства устанавливают показатели соотношения для подведомственных им учреждений в заданных актами Правительства пределах. Например:

  • приказ Федерального агентства по делам молодежи от 18.11.2019 г. № 396 устанавливает показатель кратности зарплаты руководства к средней зарплате работников, равный 8;
  • приказ Росморречфлота от 04.07.2017 № 72 ранжирует показатели кратности в зависимости от занимаемой руководящей должности (8 — для руководителя, 7,2 — для заместителя руководителя, главбуха);
  • приказ Росприроднадзора от 08.06.2017 № 280 также ранжирует показатели по должностям, но кроме того, и по учреждениям (так, для руководителя ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлен показатель 5, для его заместителей — 4,5, а для аналогичных должностей в ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» — показатели 4 и 3 соответственно).

Как рассчитать соотношение зарплат?

Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.

1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.

Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно‑педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).

2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.

3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).

4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.

5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.

Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.

Пример.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).
Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Читайте также:  Материнский (семейный) капитал в Ростовской области в 2022 году

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате
Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2021 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

Существующие и новые правила

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

Круг работников, условия оплаты труда которых зависят от соответствующего правового регулирования

В круг работников, заработная плата которых регулируется соответствующими органами власти, входят следующие:

  • руководители государственных внебюджетных предприятий;
  • заместители руководящего состава государственных внебюджетных предприятий;
  • главные бухгалтеры государственных внебюджетных предприятий;
  • руководители территориальных подразделений фондов обязательного медицинского страхования;
  • заместители руководящего состава территориальных подразделений;
  • главнее бухгалтеры территориальных подразделений;
  • руководители государственных предприятий федерального уровня;
  • заместители руководства государственных предприятий федерального уровня;
  • главные бухгалтеры государственных предприятий федерального уровня;
  • руководство муниципальных предприятий;
  • руководство унитарных предприятий;
  • главные бухгалтеры муниципальных и унитарных предприятий;
  • заместители руководящего состава муниципальных и унитарных предприятий.

Данный перечень утвержден Правительством Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами государственной власти регионов.

Зарплата генеральному директору

Предположим, что у вас организация с несколькими учредителями. При этом руководитель организации работает в компании на основании трудового договора в должности директора или генерального директора. Фактически, в такой ситуации директор является обычными работником. Это значит, что условие выплаты зарплаты является обязательным по трудовому договору.

Важный момент! Зарплату генеральному директору выплачивать нужно даже в том случае, если он является одним из учредителей ООО. При этом ни в коем случае нельзя выплачивать з/п ниже установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Например, можно оформить директора в отпуск без сохранения зарплаты, то есть — составить документы и оформить в отпуск сотрудника. Когда сотрудник находится в отпуске без сохранения з/п — зарплата ему не выплачивается.

Важный момент! Такой вариант подойдет только тогда, когда ООО не ведет деятельность и сдает только нулевую отчетность.

Например, указать зарплату, но директора оформить на неполную ставку (полставки или еще меньше, одна десятая ставки — в целом можно взять любую часть), тогда зарплата будет выплачиваться в самом минимальном размере (т.е. от оклада, исходя из МРОТ, берется часть). Это лучше, чем вообще выплата будет отсутствовать.

Важный момент! Сложно заранее сказать, примет ли ваш инспектор эти варианты. Кто-то из проверяющих согласится с таким способом невыплаты зарплаты генеральному директору, но если инспекторы захотят предъявить претензии, то вполне могут это сделать.

Еще один важный момент! Если будут претензии, то предъявить штраф сразу инспекторы не смогут, так как штрафов за подобные действия нет. Зато от вас могут потребовать пояснения, пригласить на зарплатную комиссию (на разговор в инспекцию) и поставить требования: начать выплачивать зарплату.

  • В любом из возможных вариантов — безопаснее всего выплачивать зарплату.
  • Даже если вы директор и единственный учредитель организации — нет никаких отдельных законодательных норм, которые могли бы вам позволить не платить зарплату самому себе.
  • Как и в предыдущем варианте, безопаснее всего — платить хотя бы в минимальном размере, либо оформить документы на отпуск без сохранения з/п.

Самый важный момент! Четкого и однозначного разрешения не платить з/п в законодательстве не прописано.

Дивиденды вместо зарплаты —такой аргумент практикуется. Также возможно дополнительно оформить документ, где будет указано, что з/п не выплачивается, а доход единственный учредитель получает в форме дивидендов. Учтите: их можно выплачивать не чаще одного раза в квартал.

Единственному учредителю-генеральному директору не нужно оформлять и подписывать трудовой договор. Для оформления достаточно составить Приказ о вступлении в должность ген. директора.

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.
При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Читайте также:  В Беларуси снова вводят сбор за пересечение границы

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

Дополнительные вознаграждения и премии рассчитываются индивидуально. Размер премиальной части устанавливается исходя из результатов хозяйственно-финансовой деятельности, прибыль от которой остается в свободном распоряжении предприятия.

Вознаграждения за перевыполнение планов финансово-хозяйственной деятельности введено вместо условий премирования, установленных ранее. Выплачивается вознаграждение за год или квартал года, или другой расчетный период.

Возможна также ежемесячная выплата вознаграждения, но только в качестве аванса, который не может превышать половины суммы вознаграждения. Размер вознаграждения руководящего состава рассчитывается, исходя из размера его средней заработной платы.

Все перечисленные условия начисления заработной платы руководителей их заместителей и главных бухгалтеров обязательны на государственных производственных и непроизводственных предприятиях и в акционерных обществах, 50% и более акций которых принадлежат государству.

Основные аспекты оформления трудового договора

Соглашение оформляется между руководителем и экономическим субъектом.

При назначении на должность инициатива обычно исходит от одного из следующих заинтересованных лиц:

  • единственный учредитель;
  • общее собрание учредителей;
  • иной коллегиальный орган, управляющий субъектом хозяйствования.

Решение должно сопровождаться соответствующей письменной формой.

Законодательство устанавливает информацию, которая должна содержаться в таком документе при любых обстоятельствах:

  1. Испытательный срок, продолжительность которого доходит до полугода.
  2. Рабочий график. Чаще всего выбирают ненормированную модель.
  3. Размер оклада. Обычно он фиксированный, с дополнительными ставками и премиями в зависимости от результатов работы.

Полномочия и должностные обязанности допустимо прописывать в основном трудовом договоре. То же касается положения, связанного с полной материальной ответственностью.

Спасибо за обращение. Мы уже рассматриваем Ваше обращение и скоро ответим!

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления (ст. 145 ТК РФ)

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

1. Применяя правила ст. 145 ТК, нужно учесть, что: 1) руководители организаций (упомянутые в ст. 145) — это и руководители коммерческих организаций (например, Генеральный директор АО, директор ООО, директор государственного унитарного предприятия и т.п.) и некоммерческих организаций (например, фондов, потребительских кооперативов, союзов и т.п.). Сюда же относятся руководители и государственных органов, организаций, учреждений, а также органов местного самоуправления (например, главный врач больницы, ректор вуза и др.); 2) не имеет значения название (наименование) должности заместителей (заместитель управляющего), а также главных бухгалтеров (иногда их даже именуют «финансовый директор», «старший бухгалтер» и т.п.) организаций: оплата их труда производится по правилам ст. 145 ТК; 3) размеры оплаты труда руководителей (их заместителей) главных бухгалтеров коммерческих организаций, а также негосударственных некоммерческих организаций — определяются исключительно в соответствии с соглашением между сторонами трудового договора. Ранее действовавшие ограничения — в настоящее время применению не подлежат. В частности, отменяется правило о том, что должностные оклады должны соответствовать схемам должностных окладов, утверждаемых централизованно. Это не соответствует самостоятельности субъектов рыночной экономики. Сами организации вправе теперь по своему усмотрению определять размеры должностных окладов, порядок их введения, порядок их изменения и т.п. 2. Различия должностных окладов работников, упомянутых в ст. 145 ТК, всецело должны зависеть не только от занимаемой должности, но и от квалификации работника. С другой стороны, постановление Правительства Российской Федерации N 210 от 21.03.94 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» поставило должностные оклады руководителей госпредприятий в зависимость от величины тарифной ставки рабочего 1 разряда, определенной коллективным договором на данном предприятии. Если списочная численность работников предприятия не превышает 200 человек, то размер оклада руководителя может достигать 10-кратного размера тарифной ставки рабочего. Если численность составляет: от 200 до 1500 человек — 12-кратного размера, от 1500 до 10000 человек — 14-кратного размера, свыше 10000 человек — оклад руководителя может достигать 16-кратного размера тарифной ставки работников.

3. Наряду с окладами руководителям (их заместителям) главным бухгалтерам организаций могут быть установлены различные надбавки, доплаты и т.п. В частности, организация может устанавливать такие виды оплаты, как твердая сумма от суммы конкретной сделки; доход на долю в уставном капитале организации, выплачиваемый ежемесячно, и т.д. Однако в любом случае организация должна обеспечивать выплату работникам минимального размера оплаты труда, установленного законодательством (см. об этом комментарий к ст. 133 ТК). Конкретный вид оплаты труда руководителей, служащих и специалистов может быть оговорен в трудовом договоре (см. об этом комментарий к ст. 57, 275 ТК), заключенном с ними, в учредительных документах, в Положении об оплате труда и т.д.

Читайте также:  Нужно ли оформлять приглашение в Украину гражданам России?

4. Если организация или учреждение финансируются из местного, регионального или федерального бюджетов, то: 1) порядок и условия оплаты труда лиц, указанных в ст. 145 соответственно определяются Правительством Российской Федерации, госорганами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 2) хотя государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, тем не менее оплата труда их руководителей осуществляется в соответствии с упомянутым выше Постановлением Правительства Российской Федерации N 210 от 21.03.94, а также с учетом ст. 20, 21 Закона о ГУП. См. также постановление Минтруда РФ от 21.08.98 N 37 (в ред. от 17.09.07) об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих». 5. В соответствии со ст. 13 Закона о НП есть определенные ограничения в оплате труда руководителя такого АО: она не может более чем в 10 раз превышать средний размер зарплаты одного работника такого АО.

Гуев А.Н. Комментарий к ТК РФ. Гарант-09.

Разъяснение Минтруда России о соотношении зарплат руководителей и работников

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 ИЮЛЯ 2016 Г.

Насколько правомерны требования ревизоров? Действительно ли имеются нарушения? Работодатель обязан выплачивать заработную плату в размере, установленном трудовым договором, и в соответствии со системой оплаты труда, предусмотренной локальным нормативным актом работодателя. N 347-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 1. Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г.

N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее — руководители) и среднемесячной заработной платой работников

Круг работников, условия оплаты труда которых зависят от соответствующего правового регулирования

В круг работников, заработная плата которых регулируется соответствующими органами власти, входят следующие:

  • руководители государственных внебюджетных предприятий;
  • заместители руководящего состава государственных внебюджетных предприятий;
  • главные бухгалтеры государственных внебюджетных предприятий;
  • руководители территориальных подразделений фондов обязательного медицинского страхования;
  • заместители руководящего состава территориальных подразделений;
  • главнее бухгалтеры территориальных подразделений;
  • руководители государственных предприятий федерального уровня;
  • заместители руководства государственных предприятий федерального уровня;
  • главные бухгалтеры государственных предприятий федерального уровня;
  • руководство муниципальных предприятий;
  • руководство унитарных предприятий;
  • главные бухгалтеры муниципальных и унитарных предприятий;
  • заместители руководящего состава муниципальных и унитарных предприятий.

Данный перечень утвержден Правительством Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами государственной власти регионов.

Каковы правила установления предельного соотношения зарплат?

Согласно ст. 145 ТК РФ (в редакции Федерального закона № 347-ФЗ) предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной зарплаты работников таких учреждений (без учета зарплаты руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:

  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно упомянутому выше проекту в федеральных государственных учреждениях предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников устанавливается учредителем соответствующих учреждений в кратности от 1 до 8.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной зарплаты могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Пример расчета предельного соотношения зарплат

Пример 1

Начисленная зарплата списочного состава сотрудников (без руководящих) – 826 445 рублей.

Среднесписочная численность сотрудников (без руководящих) – 125 человек.

Определим среднюю зарплату сотрудников

СЗС = (НЗС / СЧС) / 12месяцев.

СЗС = (826 445 / 125) = 6 611,56 рублей.

Определить среднемесячную зарплату руководителя, его заместителя и главбуха.

Среднемесячная зарплата соответствующего руководящего сотрудника – 44 552 рублей.

Начисленная зарплата руководящего сотрудника за календарный год – 662 552 рублей.

СЗР = НЗР / 12 месяцев.

СЗР = 662 552 / 12 = 55 212,67 рублей.

Определим соотношение зарплат.

Среднемесячная зарплата соответствующего руководителя, зама, главбуха – 55 212,67 рублей.

Среднемесячная зарплата сотрудников – 6 611,56 рублей.

В КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ

По общему правилу максимальный размер заработной платы работника законодательством не ограничен. Исключение — случаи, установленные Трудовым кодексом РФ (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).

К числу таких исключений относится, в частности, заработная плата руководителей организаций государственного сектора.

В государственных и муниципальных организациях установлена обязанность работодателя определять предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (ч. 2 ст. 145 ТК РФ). Эта обязанность касается:

  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — ГУП, МУП).

Конкретные соотношения среднемесячной заработной платы руководящих и остальных работников данных организаций должны установить учредители. Однако предельные нормы этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов РФ, государственных унитарных предприятий субъектов РФ — нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • При определении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководящих работников, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной зарплаты работников таких фондов, учреждений, предприятий не учитывается заработная плата соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.
  • К СВЕДЕНИЮ
  • В настоящее время предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и среднемесячной заработной платы работников в кратности от 1 до 8 установлен для:


Похожие записи: