Каков порядок создания и ликвидации предприятия?

19.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каков порядок создания и ликвидации предприятия?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы вся процедура прошла совершенно честно без ущемления чьих-либо интересов, а также для соответствия всем требованиям, учредители общества назначают ответственное юридическое лицо. Это может быть один из работников фирмы или наёмный сотрудник. Как правило, выбирают второй вариант, поскольку эти люди обладают достаточными знаниями для проведения ликвидационной деятельности, а также соблюдают полную субъективность. Он работает в содружестве с комиссией. Основная его задача в том, чтобы распоряжаться всей собственностью юрлица, но при этом не владеть ей. То есть, как многие переживают, продать или доверить кому-либо недвижимость, активы, ликвидатор не может.

В этой статье рассматриваем процесс добровольного завершения бизнеса, но проходит преимущественно по ст. 61 ГК РФ, в этом разделе Гражданского Кодекса предусмотрены различные обстоятельства. Однако есть еще несколько вариантов, как поступить со своим делом, если вы попали в сложную ситуацию. Обычно альтернативой становится реорганизация, и вот какие разновидности бывают:

Тип

Описание

Соответствующая статья в ФЗ №14

Слияние

Все права двух или более сообществ передаются одному, специально для этого созданному

52

Присоединение

Ряд организаций (или одна) прекращают работу, передавая свои полномочия другому ООО

53

Разделение

Обратная ситуация со слиянием. Теперь единственное общество разделяется по обязанностям на 2 и более других

54

Выделение

Только часть прав передается другому сообществу, но остальные остаются у начального, оно не ликвидируется

55

Преобразование

Это изменение статуса компании, проще говоря, меняется форма деятельности, например, становится фермерское хозяйство или ИП

56

Если вы приняли решение о реорганизации, то обязательно на бумаге (под подпись каждого) оповестить сотрудников о планах, а также уведомить центр занятости населения. Срок данного действия — не менее, чем за 30 суток до процесса реструктуризации. Затем подчиненным требуется заплатить компенсацию, величиной в один оклад. Более того, после этого сохраняется средняя заработная плата в течение не более двух месячных заработков.

Далее в этой статье мы будем говорить о процессе ликвидации, а не реорганизации ООО пошагово.

Ликвидация в процедуре банкротства

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основной признак банкротства — неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей, которые в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. руб.

По истечении трех месяцев кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд для признания предприятия-должника банкротом.

Предпосылки наступления банкротства могут быть внутренними и внешними.

Внутренние факторы — это ошибки руководства или персонала:

  • некомпетентность руководства;
  • ухудшение качества продукции;
  • снижение спроса на продукцию;
  • высокая себестоимость продукции;
  • низкая рентабельность продукции;
  • длительный цикл производства;
  • наращивание долгов и т. д.

Внешние факторы возникают вне предприятия и обычно находятся вне сферы его влияния:

  • инфляция;
  • изменение банковских процентных ставок и условий кредитования;
  • изменение налоговых ставок и таможенных пошлин;
  • изменения законодательства и т. д.

Стандартный план создания фирмы

Порядок создания организации стартует с посещения налоговой инспекции. Туда нужно направить определенный пакет юридических бумаг, на основании которых налоговые органы поставят организацию на учет и выдадут подтверждение о постановке на учет. Затем вам придут коды Облстата.

Следующий этап, который включает создание юридического лица, это обращение в банк, чтобы открыть расчетный счет компании. После этого можно регистрировать организацию в Фондах социального и медицинского страхования, а еще Пенсионном фонде. Информация о новой компании приходит туда из налоговой, так что вам останется только забрать документы. Следует позаботиться о создании резерва материальных ресурсов на случай непредвиденных обстоятельств. Особенности создания правового лица не слишком сложные, нужно лишь проводить все действия в утвержденном правительством порядке.

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация организаций представляет собой процесс прекращения деятельности организации с юридической точки зрения. Так же, как и реорганизация, аннуляция может быть осуществима в самостоятельном или принудительном порядке. Причиной для принудительной ликвидации обычно является банкротство организации, нарушение ею законов РФ, осуществление рабочего процесса без лицензии и т.д. ликвидация казенного предприятия или любого другого может проводиться по причине истечения срока, на который компания была создана, достижения целей или иных причин.

Порядок ликвидации подразумевает, что в первую очередь организовывается консилиум. Принимается решение о ликвидации, о котором впоследствии сообщают в государственные регистрационные органы. Также необходимо направить оповещения в налоговую службу и различные государственные фонды — страховой, пенсионный.

Ликвидация фирм проводится специальной комиссией, состав которой сообщают органу регистрации для утверждения. Все функции по управлению фирмой передаются в руки ликвидационной рабочей группы, до тех пор, пока организация не будет полностью закрыта. Ликвидационная комиссия следит за тем, чтобы в средствах массовой информации были размещены положенные объявления о ликвидации.

Публикация должна включать информацию об органе, которым было принято решение о ликвидации, информацию о местопребывании комиссии, сроках и порядке подачи требований к организации от кредиторов. Срок, который устанавливает гражданское право, составляет два месяца с момента публикации.

Особенности реорганизации юридических лиц

Важные нюансы:

  • К правопреемнику переходят все права, обязанности и долги (полностью или частично, в зависимости от вида процедуры).
  • Реорганизовать юрлицо можно только в организационно-правовую форму, разрешенную законом. Например, нельзя реорганизовать ООО в товарищество, а коммерческую структуру в некоммерческую.
  • Если реорганизация принудительная, а компания не соблюдает законные требования и сроки, то управление делами передадут арбитражному управляющему.

В период перехода экономики к рыночной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.
Решение этих вопросы происходит на основе метода проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских предпринимателей.
Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Ликвидация юридического лица, так же как и его возникновение, ведет к серьезным правовым последствиям, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права. Поэтому общество не может мириться с бесконтрольным появлением и исчезновением юридических лиц, и государство не только вправе, но обязано осуществлять такой контроль с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью гражданского законодательства.
Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты деятельности предприятий.
В первой главе рассматриваются зарождение института юридического лица, а так же правовые основы предпринимательства. Во второй и третьей главах рассматриваются порядок и способы создания и ликвидации предприятий, порядок государственной регистрации, а также проблемы, возникающие при организации и ликвидации юридических лиц.
Для того чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение объекту изучения данной курсовой работы – предприятию.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли1.
Из определения следует, что предприятия становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в этом заключены суть и характер изменений и развития экономической системы в целом.

Читайте также:  Особенности отказа от приватизации квартиры в пользу родителей

Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.
Создание любого предприятия начинается с определения5:

    своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве,
    изучения состояния рынка,
    предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе,
    определяются общие условия инвестирования средств,
    изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.
По мнению профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:6

    концентрации внимания на рынке;
    финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
    создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
    умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

    политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
    социально-экономическ е – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
    правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;

Реорганизация юридических лиц

В процессе хозяйственной деятельности может воз­никнуть необходимость в изменении выбранной ра­нее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагива­ющих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами пред­принимательской деятельности.

Такое изменение осуществляется путем реоргани­зации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обя­занностей изменяется либо переходит к другим ли­цам (правопреемникам).

Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного го­сударственного органа (например, антимонопольно­го) или по решению суда.

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация стано­вится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоеди­няющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его право пр еемником.

Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятель­ность разделяемой организации прекращается. Воп­рос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лица­ми. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.

Выделение — единственный способ реорганиза­ции, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юри­дическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая орга­низация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-пра­вовой форме.

Организация считается реорганизованной с момен­та государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ дол­жен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реоргани­зации. Кроме того, в нем должны содержаться сведе­ния о правопреемнике по всем обязательствам реор­ганизованного лица.

Ликвидация юридических лиц Ликвидация — такой способ прекращения юри­дического лица, при котором правопреемство не воз­никает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданс­кое законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в уч­редительных документах; признание недействитель­ной регистрации юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется в су­дебном порядке по требованию уполномоченных го­сударственных органов, на основании нарушения по­ложений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения зако­нодательства, несостоятельности (банкротства) юри­дического лица и т. п.

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и ИП

Индивидуальные предприниматели (далее ИП) и юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрацию ИП и коммерческих организаций, а также многих некоммерческих организаций, осуществляют территориальные органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Уклонение от регистрации, а также отказ в регистрации могут быть обжалованы в суд. Данные государственной регистрации включаются в единые государственные реестры юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), открытые для всеобщего ознакомления. Субъект предпринимательства считается созданным со дня внесения соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей бессрочного свидетельства.

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (например, для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Для легализации в качестве ИП физическое лицо обязано предоставить в налоговую инспекцию по месту своего жительства или пребывания документы, определенные ст. 22.1 Закона о регистрации. После получения полного пакета указанных документов, регистрирующий орган в течении 5 рабочих дней обязан осуществить государственную регистрацию физического лица в качестве ИП путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Не позднее одного рабочего дня выдаются документы, подтверждающие факт проведенной государственной регистрации, форма и требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439. Свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП является бессрочным.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по вступившему в законную силу приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью в качестве наказания за виновно совершенное правонарушение.

Читайте также:  Когда можно единовременно получить накопительную часть пенсии?

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. В зависимости от причиненного ущерба физическим и юридическим лицам, а также государству при осуществлении такой деятельности, ее осуществление может повлечь привлечение гражданина к административной или к уголовной ответственности (ст. 14.1 КоАП, ст. 171 УК РФ). Доходы, полученные в результате такого незаконного предпринимательства, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Создание юридического лица. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Порядок создания юридического лица включает следующие основные этапы:

Принятие решения о создании юридического лица в определенной организационно-правовой форме, которое может быть принято коллегиально или единолично и подлежит документальному оформлению.

Учредителями и участниками хозяйственных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Учредителями и участниками хозяйственных обществ могут быть физические и юридические лица. Учредителями государственных и муниципальных предприятий выступают органы исполнительной власти государства (Правительство РФ, правительства субъектов РФ) и органы местного самоуправления.

Разработку и утверждение учредительных документов, которые будут являться источником правоспособности создаваемого юридического лица.

Юридическое лицо в зависимости от организационно-правовой формы может действовать на основании устава; учредительного договора и устава; только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

[1]

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться:

наименование юридического лица;

порядок управления деятельностью юридического лица;

другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Порядок создания и ликвидации предприятий

МОДУЛЬ 1.3. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Создание нового предприятия начинается с принятия соответствующего решения. Решение о создании предприятия принимает владелец капитала.

Если капитал одного лица недостаточен, осуществляется поиск партнеров по бизнесу.

С момента принятия решения о создании предприятия возникает необходимость выполнения ряда условий, определяемых законодательством.

Первым шагом является собрание учредителей, на котором определяется круг юридических и физических лиц, входящих в их состав. Собрание учредителей утверждает устав предприятия, где указывается наименование, юридический адрес предприятия, определяется организационно-правовая форма, основные цели деятельности, указывается величина уставного капитала, права и обязанности учредителей, структура фирмы и порядок управления ее деятельностью, порядок ликвидации.

Этапы ликвидации предприятия

Процедура ликвидации предприятия подразумевает реализацию ряда этапов, логически вытекающих друг из друга. Мы насчитали семь таких этапов.

[1]. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Руководитель с подачи учредителей (собственников) предприятия собирает совет учредителей. После его проведения принимается решение о ликвидации, составляется протокол.

Далее заполняется уведомление по шаблону формы Р15001, ведется нотариальная регистрация.

Если в качестве владельца предприятия выступает одно лицо, оно оформляет решение единственного участника.

[2]. ОТПРАВКА УВЕДОМЛЕНИЙ В ФОНДЫ И НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ

После оформления решения надо передать уведомление о ликвидации представителям налогового органа. Обращаться нужно только в место, где компания была зарегистрирована. Важно соблюдать сроки подачи документов – закон дает 3 суток.

К указанному документу добавляется еще одно уведомление о создании ликвидационной комиссии или привлечении ликвидатора.

Сотрудники налоговой добавляют пометку в реестр ЕГРЮЛ и дают на руки официальную бумагу, утверждающую ликвидационную комиссию.

Все копии надо отправить в фонд социального страхования и пенсионный фонд.

[3]. ОФОРМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ О НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

В связи с ликвидацией предприятия комиссия не только уведомляет налоговую, но и создает объявление в издании «Вестник государственной регистрации».

Унитарные предприятия

Органы управления акционерного общества

1. Общее собрание акционеров.

Общее собрание является высшим органом управления общества. К компетенции общего собрания относится внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение полномочий, увеличение и уменьшение уставного капитала и пр.

2. Совет директоров.

Компетенция совета директоров – созыв годового и внеочередных общих собраний, определение приоритетных направлений деятельности АО, рекомендации по размерам дивидендов, создание филиалов.

3. Исполнительный орган общества.

Исполнительный орган может быть единоличным (директор, гендиректор) или коллегиальным (правление, дирекция). Уставом предусматривается наличие одного или и того и другого.

Компетенция исполнительного органа – вопросы руководства текущей деятельностью, организация выполнения решений общего собрания и совета директоров.

4. Контроль финансовой деятельности может осуществлять аудитор и ревизионная комиссия.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае добровольной ликвидации общества, совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ст. 113-115 ГК и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.

Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие (создано органами местного самоуправления) может быть создано в случаях:

· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

· необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;

· необходимости обеспечения научно-технической деятельности;

· необходимости производства продукции, изъятой из оборота и прочее.

Основная особенность правового положения государственных и муниципальных предприятий – это то, что они являются унитарными. Унитарные предприятия означают, что имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на ограниченном вещном праве – праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, подписываемый собственником имущества. Устав помимо сведений в соответствии со ст. 52 ГК, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества.

Учредителем предприятия может выступать РФ (правительство РФ), субъект РФ или муниципальное образование. Создание предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не допускается.

Читайте также:  Кому грозят штрафы за ГБО в 2023 году

Управление унитарных предприятий является самым простым. Органом унитарного предприятия является единоначальный руководитель, который назначается собственником.

Имущество формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником, доходов предприятия от его деятельности и иных источников. Имущество является неделимым, не может быть распределено по кладам (долям, паям). Предприятие создает за счет чистой прибыли резервный фонд для покрытия убытков и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом.

Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник(РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) не несет ответственности по обязательствам государственных и муниципальных предприятий (кроме случаев банкротства по их вине), созданных на праве хозяйственного ведения и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, созданного на праве оперативного управления.

Право оперативного управлениявведено в российское законодательство Основами гражданского законодательства СССР и республик в 1961 г., чему предшествовала разработка модели права оперативного управления академиком А.В. Венедиктовым, в частности, в его труде «Государственная социалистическая собственность». В Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. правовая модель оперативного управления была внесена в 1987 г.

Право хозяйственного ведения под наименованием «право полного хозяйственного ведения» было законодательно внедрено, как самостоятельная правовая модель, Законом СССР «О собственности в СССР».

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – это федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие.

Такое унитарное предприятие является владельцем имущества (фактическим обладателем), пользователем (возможность извлечения из имущества прибыли и полезных свойств), распорядителем (продажа, аренда, залог), но только с согласия собственника. Распоряжение с согласия собственника означает, что руководитель унитарного предприятия не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований.

Уставный фонд формируется собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, и должен составлять для государственного предприятия – не менее 5000 размеров МРОТ, для муниципального предприятия – не менее 1000 размеров МРОТ.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления –федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Права казенного предприятия определены ст. 296, 297 ГК.

Казенное предприятие может быть создано в случаях, что и унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, но по решению Правительства РФ.

Уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Казенное предприятие может:

– распоряжаться и отчуждать имущество только с согласия собственника;

– осуществлять деятельность (пользуется имуществом) в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником;

– распределять доходы в соответствии с порядком, утвержденным собственником;

– самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, казенное предприятие, владеет, пользуется и распоряжается имуществом с согласия собственника, в соответствии с целями деятельности и заданиями собственника.

Устав казенного предприятия является типовым и утверждается Правительством РФ. Фирменное название должно содержать слово » казенное».

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника имущества (добровольная ликвидация) и по решению суда (принудительная ликвидация) по основаниям, обозначенным в Гражданском кодексе и законодательстве. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

  • — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
  • — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
  • — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
  • — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.


Похожие записи: