Как быстро запомнить большие объёмы информации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как быстро запомнить большие объёмы информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них — механическая зубрежка, когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.
Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время — если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.
Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ — повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.
Вторая техника запоминания обширной детальной информации — мнемоника. Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.
Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.
Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.
В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:
- Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
- Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
- Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
- Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
- Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
- Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.
Онлайн-программа «Мнемотехники»
На этой онлайн-программе всего за 5 недель с помощью специальных мнемотехник и онлайн-тренажеров вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое. Программа идеально подходит для школьников и студентов, людей, чья работа связана с аналитикой и которым необходимо держать в голове многочисленные списки и цифры, для тех, кому часто приходится общаться с новыми людьми. Полезна она будет и тем, кто хочет повысить свой уровень эрудиции и интеллекта, а также просто желает улучшить свою память. Узнать подробнее…
Как и любая другая способность, память поддается тренировке, и поддается очень и очень успешно. От вас требуется лишь желание и определенная доля усердия. Приступайте прямо сейчас и результат не заставит себя долго ждать!
Наш мозг работает таким образом, что при получении новой информации он начинает «рыться» в воспоминаниях, пытаясь связать свежие и ранее известные факты в одно целое. Такой метод использует и Илон Маск, называя объем всех знаний «семантическим древом». Глава Tesla и SpaseX рекомендует начинать с основ (корней), а потом постепенно переходить на ствол, ветки и листья.
***
Это были девять советов, которые помогут вам в процессе обучения. Начните с простого: выпивайте суточную норму жидкости, высыпайтесь и не забывайте про перерывы. Купите красивую тетрадь или блокнот и несколько ярких ручек, чтобы превратить конспектирование в приятное времяпровождение.
Используйте разные методы, выберите самый приемлемый для себя и помните, что вы можете всё!
Их необходимо знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут разработать собственную стратегию изучения и откроют для вас некоторые нюансы самого феномена памяти.
- Яркие впечатления – чем более необычной для нас является информация, тем больше шансов запомнить ее.
- Значимость – данные, которые способны всерьез повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем второстепенные сведения.
- Мотивация – лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость вашего светлого будущего от изучения материала.
- Деятельность – чем больше мы работаем над информацией (корректируем, меняем, дополняем), тем быстрее мы вовлекаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
- Настройки и установки – необходимо готовиться к изучению, давать себе правильные установки на работу и подбирать наиболее удобный способ обучения.
- Предшествующие знания – если вы уже обладаете некоторыми знаниями по теме, то целесообразно вспомнить и систематизировать их.
- Взаимодействие следов памяти – как оказалось, учиться лучшего всего вечером и утром, тогда процесс изучения материал будет предельно эффективным.
- Временной слой – чем больше информации по теме вы получаете со временем, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.
Постарайтесь использовать эту информацию при формировании собственной стратегии изучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучения одного блока, кому-то требуется более продолжительный отдых и так далее. Старайтесь отойти от шаблонных стратегий и создать свою методику.
Как правильно распределить время
Учеба без отрыва на протяжении всего дня грозит нервным срывом и депрессией. Но если нужно подготовиться к экзамену за 1 день, то придется поднапрячься. Главное — грамотно распределить время. Через каждые 45 минут сосредоточенной учебы необходимо делать 15-минутный перерыв, ведь такой режим не зря использовался еще в школе. Во время передышки мозг должен отдохнуть от умственной нагрузки. Лучше всего в это время выйти на свежий воздух, подвигаться, можно медитировать или просто полежать.
Необходимо правильно распределить ограниченное количество времени, если перед студентом стоит задача из запоминания 30 билетов в течение одного дня. Чтобы за 1 день выучить все экзаменационные билеты, придется осваивать по 3 вопроса в каждые 45 минут. На это уйдет 10 часов, после чего необходимо устроить большой двухчасовой перерыв. Оставшееся время понадобится на повторение пройденного материала, чтобы лучше закрепить его в памяти.
Мнемотехника, основанная на зрительном воображении
Это самая большая группа приемов запоминания, в одной статье описать их все невозможно. Возьмем самые распространенные и простые приемы.
Прием «Улекеле». Описан в одном голливудском фильме.
Преступник обронил листок бумаги, на котором его рукой было написано таинственное слово Ulekele. И вот следователь напряженно думает: что хотел сказать преступник, что означает это слово? Есть музыкальный инструмент укулеле. Если бы на бумажке было это слово, сыщику можно было бы вообще не напрягаться – может, злодей решил музыке обучиться на старости лет?
Для примера возьмем запоминание иностранных слов. В начале лучше пользоваться активным воспроизведением (когда вы полноценно воспроизводите звучание – вслух или про себя, что формирует и закрепляет нейронные связи).
Как только вы вышли на высокую скорость, через несколько повторений можете постепенно переходить к пассивному способу. – Услышав или прочитав слово на иностранном языке, вы знаете его перевод/понимаете смысл, но не произносите ни про себя, ни в слух (как при обычном чтении или общении). Этот способ намного быстрее. Он поможет держать информацию в памяти и закреплять. Например, я с помощью программы Spritz легко повторяю за минуту от 300 до 700 иностранных слов. Польза сервиса для повторения слов описана здесь.
Как быстро запомнить информацию
Первое, что пришло мне в голову, когда я начинал писать эту статью — это то, как я запоминал стихи перед школьными уроками по литературе. Я несколько раз читал стих перед уроком и повторял раз за разом каждое четверостишье. Это почти всегда позволяло мне рассказать произведение на уроке, а потом через несколько минут благополучно забыть его, как страшный сон. Сейчас я не вспомню ни одного стиха из школьной программы, потому что мой метод был ориентирован на краткосрочную память.
Противоположный пример — это то, как мы учим таблицу умножения. Мне говорили «Ты должен ее запомнить так, чтобы мог пересказать, даже если тебя разбудят посреди ночи«. Тут уже речь идет о прочном закреплении информации в долгосрочной памяти методом многократного повторения и постоянного использования этих знаний.
Если вы хотите хорошо и надолго запомнить какую-либо информацию, ваша задача — поместить ее именно в долгосрочную память.
Итак, как научиться быстро запоминать информацию?
Как запомнить большое количество информации за короткий промежуток времени
Многие люди, чья деятельность связана с большими объемами информации, задаются вопросом — реально ли запомнить большое количество данных за небольшое количество времени? Ответ – да, и для этого нужно помнить лишь несколько простых правил.
Процесс запоминания подразделяется на два вида: произвольное и непроизвольное.
Произвольное запоминание в свою очередь подразделяется на механическое (зубрежка) и логическое (осмысление).
Важно понять, что вызубренный материал останется в вашей памяти на относительно короткое время, в то время, как понятый и глубоко осмысленный не покинет Вас на долгие годы. К тому же при участии логики в процессе запоминания, качество и количество усвоенного увеличивается в разы. И на работу с логической частью сознания уйдет гораздо меньше времени, ведь достаточно лишь запомнить начало, все остальное выстроиться по цепочке.
«Все это, конечно, хорошо, – скажете Вы, но что делать если информация ни в какую не хочет пониматься?» Существует универсальный способ. Перескажите весь неясный вам материал брату/ceстре/собаке/случайному прохожему, впрочем кому угодно. В таких ситуациях Ваш мозг невольно начинает искать более простые формулировки сложных понятий, вы станете излагать свои мысли легко и непринужденно. И все что было сложно и запутанно станет проще пареной репы.
Следующий секрет- записи. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все, что Вы законспектируете на бумаге, запомнится в разы быстрее.
Наиболее оптимальное время для изучения чего-либо нового – с 8 до 10 утра и и 8 до 11 вечера. В это время мозг большинства людей наиболее активен.
Крайне важно собрать всю волю в кулак, сосредоточиться, и не позволять ничему вывести Вас из этого состояния. Проще найти помещение, где никто не будет Вас искать, чем каждый раз начинать учить заново, после того, как Вас в очередной раз отвлекут. Не пытайтесь впихнуть в свой мозг сразу огромное количество информации, все равно ничего не выйдет. Куда лучше разбить материал на части и учить их одну за одной, с небольшими перерывами.
Также определяйте для себя сроки хранения изученного. Если вы учите все только на экзамен в среду, что уже в четверг вы врядли что вспомните. Но если решите, что материал нужный, интересный и вполне может пригодится позже – вы запомните его надолго.
Не забывайте о повторениях. Первый раз – через сорок минут, второй – через день, и так далее по убывающей.
Независимо от состояния вашей памяти, говорите всем что она замечательная, чуть ли не феноменальная. Тем самым Вы дадите своему подсознанию стимул, и оно будет знать, к чему стремиться.
Умение забывать — это одно из самых важных умений человека. Без него мозг был бы перегружен ненужными данными и работал бы с жуткими лагами. Прямо как компьютер, в котором никогда не удаляли Temp-файлы и не дефрагментировали жесткие диски.
Ученые рассчитали, что объемы памяти человеческого мозга составляют примерно несколько петабайт (1 петабайт — 1024 терабайт — 1 048 576 гигабайт).
Но даже такое огромное хранилище было бы забито через 30 лет непрерывного записывания видео в Full-HD и постоянного анализа огромных массивов данных. И мы еще не учитываем системные функции вроде контроля над дыханием и биением сердца, производства и учета гормонов, противодействия болезням и тысячам других мелких, но жизненно важных процессов, которые происходят в организме непрерывно.
Так что умение забывать информацию сродни выбрасывания информационного мусора из головы.
Вот только проблема в том, что под статью «информационный мусор» часто попадают и нужные данные, которые мы стараемся запомнить. В мозгах ведь нельзя отметить флажком «системные файлы». Рут-доступа у нас, как ни странно, нет.
Мозг человека тоже можно разделить на оперативную и долговременную память — компьютерные аналогии здесь хорошо подходят. В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз практическим путем определил, как именно информация из оперативной попадает в долговременную память.
Этот процесс можно выразить простым графиком.
Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.
- Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
- Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
- Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.
Усвоить быстро большой объем информации – удается единицам. Уместно разбить изучаемый предмет на несколько частей. После изучения нескольких глав иди разделов, желательно делать небольшие перерывы. Так мозг будет лучше и быстрее усваивать большое количество получаемой информации
Способы запоминания материала – зубрежка и логическое осмысление. Выучить наизусть раздел или главу не значит понять ее смысл. Практически всегда после прочтения нового материала остаются вопросы, непонятные моменты. Что делать в такой ситуации? Достаточно попытаться пояснить прочитанный материал другу, собаке или игрушке. Выступая перед сторонним участником, человек обычно старается подбирать оптимальные формулировки исходя из собственного опыта. Одновременно мозг начинает усваивать прочитанный материал. Сложные вещи начнут постепенно проясняться.