Ответственность за неповиновение сотруднику полиции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неповиновение сотруднику полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гораздо чаще российские граждане вступают в контакт даже не с обычными полицейскими, а с сотрудниками ГАИ. Здесь также возможно такое явление, как невыполнение законных требований сотрудника полиции. Об остановке граждан представителями полицейской структуры ГИБДД и их полномочиях будет рассказано далее.
Какими правами наделена полиция?
Для начала стоит подробно рассказать про полномочия полиции, установленные законом. Согласно Федеральному закону «О полиции», все представители рассматриваемой структуры наделены рядом обязанностей и прав. Стоит выделить основные виды полномочий полицейских:
- проверка документов граждан, если имеются конкретные подозрения в причастности к совершению правонарушений;
- выдвижение требования покинуть место совершения преступления;
- приглашение или принудительное доставление граждан в полицейский участок в связи с расследованием того или иного дела;
- выдвижение требований прекратить совершение нарушающих закон действий;
- применение физической силы и огнестрельного оружия в целях самозащиты или пресечения сопротивления;
- доставление граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в больницу;
- посещение отдельных организаций для ознакомления с документацией, необходимой для проведения расследования, а также запрос документов для расследования у обычных граждан.
Безусловно, это далеко не все функции и обязанности, которыми обладает представитель полицейской структуры. При этом наказания за невыполнение законных требований сотрудника полиции избежать не удастся. Выражаться такое наказание может в двух формах: административной ответственности и уголовной. О каждой из форм будет подробно рассказано далее.
Комментарий к ст. 19.3 КоАП РФ
Комментируемая ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.
Объектом правонарушения по ст. 19.3 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.
Объективная сторона правонарушений по ст. 19.3 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся:
а) в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);
б) неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 1.1 ст. 19.3 КоАП РФ);
в) неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) (ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ);
г) неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 4 ст. 19.3 КоАП РФ);
д) неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 5 ст. 19.3 КоАП РФ);
е) повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 4 или 5 ст. 19.3 КоАП РФ, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия (ч. 6 ст. 19.3 КоАП РФ).
Правонарушение по ст. 19.3 КоАП РФ считается совершенным при одновременном наличии следующих обстоятельств:
а) совершение противоправного действия лицом, к которому обращено требование или распоряжение сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также их прямых служебных обязанностей;
б) а также реальная возможность лица, к которому такое требование или распоряжение обращено, исполнить его.
При этом привлечение к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ возможно, если распоряжения или требования вышеуказанных сотрудников, отданные в связи с исполнением должностным лицом обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме, были законными. Если же распоряжения (требования) противоречат требованиям закона (иного правового акта, изданного в соответствии с законом), то такие распоряжения и требования не охватываются объективной стороной данного административного правонарушения.
Например, предъявление должностным лицом полиции к лицу требования о предоставлении документов, удостоверяющих личность, в рамках проведения проверочных мероприятий является законным, в связи с чем действия лица, не выполнившего законное требование сотрудника полиции в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка, образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (решение Московского городского суда от 30.03.2015 по делу N 7-2788/15).
Объективная сторона административного правонарушения по ст. 19.3 КоАП РФ заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им, либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей:
а) сотрудника полиции;
б) военнослужащего;
в) сотрудника органов федеральной службы безопасности;
г) сотрудника органов государственной охраны;
д) сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
е) сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы;
ж) сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.
Незаконное нападение со стороны полицейского
Незаконное нападение со стороны полицейского – явление очень редкое. В таких случаях полицейским грозит более суровое наказание, чем обычным гражданам — использование служебного положения является отягчающим обстоятельством.
Нападение считается незаконным, если нет явных признаков правонарушения или, если полицейский не выполнил свои обязанности. К тому же, полиция не имеет права применять оружие, если нет угрозы чьей-либо жизни или здоровью.
В таких случаях не идет речи об оказании сопротивления сотруднику полиции при задержании. Гражданин, подвергшийся незаконному нападению, имеет право защищаться. В том числе применять оружие, на которое у него есть разрешение или не требующее специального разрешения. Главное при этом — не превысить пределы допустимой самообороны.
По практике, если на вас напал полицейский, то доказать это в суде будет очень сложно!
Неповиновение сотруднику полиции имеет несколько особенностей. Для успешной защиты интересов государства у милиции должны быть значительные полномочия. Со своей стороны государство обязано адекватно защищать сотрудников полиции.
Но при этом оно не может забывать о правах и интересах своих граждан. То есть необходимо рационально сочетать эти условия и в законодательной, и в правоприменительной практике. В том числе, в вопросах неповиновения сотруднику полиции.
Понятие полномочий сотрудников полиции исходит из их прав и обязанностей. Полицейские имеют право:
- при наличии подозрений в причастности человека к нарушению закона проводить проверку его документов;
- при осуществлении человеком противоправных действий требовать их прекращения;
- предложить человеку проследовать в отделение милиции для осуществления допроса или принудить его к этому в случае отказа;
- получать необходимую для расследования документацию у граждан и организаций;
- по прибытии на место происшествия требовать от посторонних его покинуть;
- в процессе расследования посещать учреждения, в которых имеется необходимая документация;
- в целях преодоления незаконного сопротивления (но не неповиновения), а равно для своей защиты допускать применение физического воздействия или спецсредств, включая табельное оружие.
Кроме того, сотрудники полиции вправе производить любые процессуальные действия в рамках действующего законодательства.
Это могут быть досмотр, обыск, получение объяснений, допрос и т.д. Кроме того, работники милиции имеют право доставить человека, находящегося под воздействием наркотических веществ или алкоголя, в медицинские учреждения.
Правила задержания и последовательность действий полицейских
Задерживая человека, полицейские должны следовать четко установленной схеме, предполагающей такую последовательность действий:
- полицейский должен представиться, назвав свои ФИО и должность, показать удостоверяющий документ;
- гражданину должны пояснить, на каких основаниях его задерживают, разъяснить права и обязанности;
- в обязательном порядке составляется протокол с подробным описанием ситуации и обстоятельств, при которых происходит задержание. Его должны подписать обе стороны, свидетели, если такие есть.
Уголовная ответственность
За неповиновение сотруднику полицию уголовной ответственности нет, но она наступит, если в рамках неповиновения:
- Есть посягательство на жизнь сотрудника (ст. 317 УК РФ).
- К сотруднику применено насилие, или нарушитель угрожал насилием (ст. 318 УК РФ).
- Нарушитель публично оскорбил сотрудника полиции (ст. 319 УК РФ).
При таких действиях, как правило, нарушитель доставляется в отдел полиции и задерживается в административном порядке (если не скрылся с места), далее сотрудники пишут рапорта о преступлении, после чего материалы передаются в местное подразделение Следственного комитета для проверки и принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Привлечение к уголовной ответственности, в том числе возможное, не препятствует привлечению к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ. Здесь разные составы правонарушений. Административно – только за неповиновение, уголовно – за оскорбление, угрозу или насилие.
Возможное уголовное наказание:
- Самая мягкая уголовная ответственность – за оскорбление сотрудника полиции. Здесь можно отделаться штрафом (до 40 тыс. рублей), обязательными или исправительными работами. Лишения свободы нет.
- Самое суровое наказание – за посягательство на жизнь сотрудника. Такое преступление – это фактически покушение на убийство или убийство, за что предусмотрено лишение свободы до 20 лет или пожизненное лишение свободы.
- Угроза применения насилия или насилие грозит наказанием до 5 лет лишения свободы (если насилие – побои, легкий или средний вред) или до 10 лет (тяжкий вред здоровью).
Действия, которые подпадают под уголовные статьи, часто сопровождают неповиновение сотруднику полиции, например:
- человек не только не выполняет законное требование, но и в ответ начинает оскорблять сотрудника, ругаясь при этом матом, высказывая угрозы и т.д.
- в процессе задержания нарушитель пытается вырваться, наносит сотруднику удары руками, какими-то подручными предметами, ругается, оскорбляет его.
Отличительные признаки неповиновения и сопротивления
Характеризующие признаки неповиновения
Комментарий к статье 19.3 называет в качестве объекта определённые требования к управлению обществом.
Объективность противоправных действий состоит:
· в неподчинении, совершившего правонарушение, законному указанию сотрудника полиции;
· из безразличного отношения к замечаниям блюстителя закона;
· из демонстративного отказа исполнить распоряжение сотрудника или длящегося бездействия;
· в препятствовании в любой форме исполнению работником полиции служебного долга.[4]
Статья определяет, что указания являются законными и отдаются представителем власти, который находится на службе, в предусмотренной нормативными документами для каждого случая форме.
Субъектом являются лица шестнадцатилетнего возраста. Субъективность заключается в наличии умышленных действий виновного.
Незаконные действия объекта (применение физического насилия, высказывания, унижающие достоинство, использование нецензурных выражений) приводят к совершению данного правонарушения субъектом. В любом случае субъект совершит свои противоправные деяния, если будет морально готов на оказание неповиновения.
Отличительные признаки неповиновения и сопротивления
Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.
Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.
Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.
Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.
Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:
· распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.[5]
На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.
Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:
1. Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
2. Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
3. Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.
При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.
Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.
Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:
· недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
· наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.[6]
Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.
Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.
Правовое информирование. Административные наказания и ответственность граждан за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции
Выполняя служебные обязанности, сотрудники полиции вправе применять к физическим и юридическим лицам методы административного принуждения в целях: пресечения совершаемых преступлений и административных правонарушений; обеспечения необходимых условий привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности; непосредственного привлечения лиц, совершивших административные и иные правонарушения в сфере властно-публичной деятельности государства и местного самоуправления, к административной ответственности; обеспечения исполнения физическими и юридическими лицами законно предъявленных к ним властных требований, не выполненных ими добровольно.
— часть 1 статьи 12.25 КоАП РФ «Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства» влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей;
— часть 2 статьи 12.25 КоАП РФ «Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей;
— часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет;
— часть 2 статьи 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей;
— часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
— часть 1.1 статьи 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
— часть 2 статьи 20.1 КоАП РФ «Действия, образующие состав административного правонарушения мелкое хулиганство, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка» влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Анализ санкций указанных статей свидетельствует о том, что максимальная штрафная санкция может быть назначена по части 2 статьи 20.1 КоАП, что, вероятно, по мнению законодателей, представляет наибольшую общественную опасность, так как данное правонарушение по объективной стороне ближе, чем прочие из рассмотренных, подходит к границе административно-правовой и уголовно-правовой ответственности.
Негативные моменты данных правонарушений заключаются в том, что неповиновение оказывают участковым уполномоченным полиции, которые несут службу на административных участках, сотрудникам патрульно-постовой службы полиции, охраняющим общественный порядок и обеспечивающим общественную безопасность на улицах и в общественных местах, сотрудникам ГИБДД, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Ответственность иностранных граждан наступает на общих основаниях (статьи 2.6 КоАП РФ). Исключение составляют иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции. Вместе с тем, иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность за правонарушения, связанные с нарушением правил пребывания в РФ. К иностранным граждан и лицам без гражданства применяются ограничение въезда, административное выдворение за пределы Российской Федерации, отказ в выдаче либо аннулирование вида на жительство.
Ответственность граждан
за неповиновение, сопротивление сотруднику полиции, находящемуся при исполнении своих служебных обязанностей
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» регламентированы права, предоставленные полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, к числу которых в том числе отнесены следующие:
1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
2. Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
3. Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28).
Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя предоставленные права, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, сотрудники полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3–ФЗ «О полиции» вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка. Привлечение к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции возможно, если распоряжения или требования являются законными.
Статья УК за сопротивление сотруднику полиции
Отдельной статьи в УК за сопротивление законным действиям сотрудников полиции нет. В зависимости от обстоятельств преступления к нарушителю применяются другие статьи.
Деяние, которое выражено активными действиями против сотрудников полиции, могут быть квалифицированы как сопротивление различной тяжести. В случае установления факта насильственных действий в отношении представителей власти подобные деяния будут квалифицированы по статье № 318.
Если будет установлено, что действия злоумышленника могли угрожать жизни сотрудника полиции к ответственности, гражданин будет привлечен по статье № 317.
При нанесении полицейскому при исполнении служебных обязанностей публичного оскорбления наказание будет назначено по статье 319 УК.
Чтобы не усугубить свое положение лучше не оказывать никакого сопротивления при задержании и вести себя корректно. При совершении преступления, квалифицируемого как хулиганство или организация беспорядков, сопротивление при задержании может быть расценено как отягчающее обстоятельство.
К какой ответственности призывают за сопротивление сотруднику полиции
В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования. Когда наступает ответственность за представленное правонарушение?
Также этот вид нарушения может быть выражен и в различных ругательствах в адрес сотрудников полиции, и в иных действиях, которые оказываются явной помехой и препятствуют надлежащему проведению задержания.
Иногда граждане оказывают неповиновение сотруднику полиции. Статья описывает, чем это чревато, какая предусмотрена ответственность и в чем различие между сопротивлением и неповиновением. За неповиновение может наступить ответственность различного характера. А какая именно и в каких случаях, рассмотрим подробно ниже.
Уголовный Кодекс Российской Федерации в отношении преступлений, связанных с высказыванием или реализацией угроз в адрес сотрудника правоохранительных органов, представляет, в целом, две статьи, на которые следует ориентироваться, чтобы понимать объём возможного наказания. Это статьи:
- статья 119, которая назначает наказание в целом за высказывание угроз в адрес одного человека и членов его семьи, а также группы лиц (может применяться в качестве определяющей наказание в целом за высказывание угроз, если есть все основания их опасаться в реальном виде);
- статья 296, определяющая основные формы наказания за высказывание угроз в связи с осуществлением правосудия или предварительного расследования (применяется, в основном, для защиты судей и членов их семей, но, в некоторых случаях, и в отношении сотрудников полиции);
- статья 317, которая непосредственно посвящена угрозам в отношении жизни и здоровья сотрудников полиции и других правоохранительных органов и наказанию за высказывание таких угроз (чаще всего для назначения наказания применяется именно эта статья).
Чаще всего угрозы в адрес жизни и здоровья сотрудника полиции и членов его семьи высказываются в связи с непосредственным осуществлением им своей профессиональной деятельности, а также в качестве мести за неё (например, если такие угрозы высказываются в отношении уволившегося сотрудника полиции). Наказание за такое преступление предусмотрено статьей 317 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Наказание за оскорбление сотрудника полиции по статье
Обратим внимание, что санкции ст. 319 УК РФ могут быть применены только при нанесении оскорбления в момент нахождения потерпевшего на службе, либо они имеют прямую связь с его деятельностью (к примеру, касаются проведения оперативных мероприятий по уголовному делу).
Когда оскорбление происходит в условиях, не связанных с работой (вне несения службы, на отдыхе или быту), то действия виновного будут квалифицированы по статье 130 УК РФ или подпадут под административную ответственность по 5.61 КоАП РФ и могут быть рассмотрены в гражданском порядке.
Согласно ст.319 Уголовного кодекса за оскорбление сотрудника полиции в публичном месте, в период нахождения его на службе, либо связанное с исполнением им должностных обязанностей, виновному лицу может быть назначен значительный штраф (до 40 тысяч рублей), либо из расчета из заработной платы за период до 3 месяцев, исправительные работы сроком до 1 года, либо обязательные работы — до 360 часов.
Обязанности сотрудников полиции
При осуществлении задержания гражданина подозреваемого в совершении противоправного деяния сотрудники полиции должны выполнять нормы и правила, установленные законом о правоохранительных органах. Основные обязанности полицейского при проведении задержания:
- представиться, назвав свою фамилию и имя;
- официальное звание и занимаемую должность;
- предъявить гражданину свое действующее удостоверение;
- объяснить причину, по которой гражданин будет задержан;
- указать основания проводимого задержания;
- пояснить гражданину, какими правами он может воспользоваться, и какие обязанности на него возлагаются.
После осуществления задержания гражданину должна быть предоставлена возможность сообщить о данном факте своим близким родственникам. Полицейские обязаны рассказать о возможности получить квалифицированную юридическую помощь в независимости от совершенного преступления.
Во время задержания, имеющиеся при гражданине вещи, документы и транспортные средства должны быть досмотрены. В случае оказания сопротивления гражданин имеет право не давать по данному факту никаких пояснений. Через 3 часа после задержания гражданин может совершить телефонный звонок для полноценного общения с родственниками.
Если был задержан подросток, не достигший совершеннолетия, сотрудники правоохранительных органов незамедлительно сообщают об этом его родителями или официальным опекунам. Когда в качестве задержанного выступает военнослужащий, о данном факте сообщается командованию части, гражданин иностранного государства – информация передается в консульство. Сразу после задержания оформляется протокол, содержащий следующую информацию:
- время и место, где был оформлен этот документ;
- персональные данные сотрудника, оформившего протокол;
- время и место проведения процесса задержания;
- по каким основаниям гражданин был задержан;
- информирования родственников задержанного.
Составленный протокол подписывают составитель и задержанный, которому вручается копия документа. Человека помещают в охраняемый объект и обеспечивают едой и квалифицированной помощью медицинского характера. Максимальный срок, в течение которого гражданина могут содержать без судебного решения, составляет 48 часов.