Способы растаможки автомобиля старше 30 лет в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы растаможки автомобиля старше 30 лет в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для людей, которые хотят приобрести себе автомобиль с документами нужно знать, что сейчас проходными автомобилями считаются машины возрастом от 3 до 5 лет с момента их выхода с завода. Важно также знать, что год отмирает по месяцам. То есть, к примеру, машину возрастом пяти лет, выпущенную в феврале месяце, в марте уже привезти будет дороже, так как машина будет уже старше 5 лет.
Растаможка транспортного средства
По сути, растаможка авто из Японии не является сверхсложной процедурой, однако у тех, кто никогда раньше не имел дела с подобными сделками, могут возникнуть некоторые вопросы.
Принцип растаможки транспортного средства
Для того, чтобы начать процедуру таможенного оформления, нужно определиться с маркой и моделью автомобиля, годом выпуска и его примерной стоимостью, решить, каким способом авто будет доставлено в Россию – ведь от этих данных напрямую будет зависеть стоимость растаможивания и перечень необходимых документов.
Что такое залог и как он рассчитывается
Залог – финансовое обеспечение, гарантирующее оплату всех таможенных пошлин. По сути залог является предоплатой для процедуры растаможки.
Важно
Наилучший вариант – рассчитать и перечислить сумму залога с запасом. В этом случае таможенное оформление пройдет без затруднений. Если же окажется, что оплаченная пошлина меньше, чем нужно, тогда могут возникнуть определенные проблемы – придется доплачивать недостающую сумму, что значительно увеличит срок проведения процедуры. При самом плохом раскладе авто просто не пройдет растаможку и останется на таможенном склад временного хранения.
Если окажется, что залоговая сумма больше всех таможенных платежей, разница возвращается покупателю после подачи соответствующего заявления (в течение 60 дней).
Рассчитать примерную сумму залога покупатель должен самостоятельно. При этом, если вы не уверены в правильности ваших подсчетов, можно воспользоваться специальным калькулятором или обратиться за помощью в специализированную компанию.
Важно
Вносить залог нужно заблаговременно – за 3-4 дня до предполагаемого прибытия ТС на таможню. Дело в том, что денежный перевод осуществляется не сразу и таможенные органы смогут увидеть оплату только через пару дней.
Можно ли снизить стоимость таможенного оформления автомобиля?
Согласно действующему законодательству РФ, при таможенном оформлении действует ряд льгот:
Значительно экономят на таможенных платежах лица, приобретающие авто с малым объемом двигателя (до 2,3 литров).
При желании, можно приобрести автомобиль из Японии, путем ввоза его в одну из стран Таможенного Союза (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения) – в этих государствах размер таможенных платежей ниже, чем РФ. Однако стоит помнить, что и в этом случае вы не застрахованы от дополнительных затрат (переоформление, транспортировка и т.д.).
Не стоит пытаться снизить таможенную пошлину путем подделки документов на авто – за такие действия в РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность как для тех, кто непосредственно занимался подделкой, так и для тех, кто эти документы использовал.
Таможенные пошлины на автомобили. Ставки.
Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.
Стоимость автомобиля | до 8500 евро | до 16700 евро | до 42300 евро | до 84500 евро | до 169000 евро | свыше 169000 евро |
---|---|---|---|---|---|---|
Таможенная пошлина | 54%, но не менее 2.5 евро/см3 | 48%, но не менее 3.5 евро/см3 | 48%, но не менее 5.5 евро/см3 | 48%, но не менее 7.5 евро/см3 | 48%, но не менее 15 евро/см3 | 48%, но не менее 20 евро/см3 |
Покупка и растаможка авто из ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии
Покупка и растаможка авто из ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии ранее была привлекательна сравнительно невысокой ценой. Это было связано с тем, что правила таможенного оформления в этих странах отличались от российских. Многие российские автолюбители ехали в эти страны за автомобилем и поток ввозимых автомобилей был значительным. Сейчас условия растаможки авто в странах ЕАЭС приведены в соответствие с российскими. Теперь, при ввозе авто в Россию как минимум потребуется заплатить утилизационный сбор и подключить к системе ГЛОНАСС. Приобретаемый автомобиль должен быть снят с учета в стране продавца, после чего оформление и получение электронного ПТС (ЭПТС) происходит на акцизной таможне Российской Федерации по месту регистрации покупателя. Чтобы покупка была выгодной, а сам процесс оформления авто в РФ с получением ЭПТС для последующей регистрации в ГИБДД был простым, лучше сразу обратиться к проверенному таможенному представителю, который решит эти вопросы профессионально. Таким таможенным представителем является наша компания «Универсальные Грузовые Решения». Мы поможем оперативно и недорого ввезти, и растаможить авто из стран ЕАЭС.
Когда можно не платить пошлину?
В законодательстве предусмотрена возможность временного ввоза автомобиля в Россию. Воспользоваться ею могут иностранцы и российские граждане, имеющие вид на жительство за рубежом. Максимальный срок пребывания машины в стране — 1 год. Если автомобиль ввозится более чем на 6 месяцев, ему понадобится временная регистрация в ГИБДД. Но даже в таком случае придётся вносить таможенный депозит, хотя он и вернётся вам после выезда из РФ.
Если вы сознательно уклоняетесь от таможенного оформления автомобиля, то можете подвергнуться следующим наказаниям:
-
при стоимости машины до миллиона рублей — конфискация транспортного средства или штраф в размере 3-кратной стоимости;
-
от 1 до 3 миллионов рублей — штраф 100 тысяч рублей, а также лишение свободы или принудительные работы сроком до 2 лет;
-
свыше 3 миллионов рублей — штраф 300 тысяч рублей и лишение свободы сроком до 5 лет.
Что регулирует новый ГОСТ
Новый ГОСТ на раритетные и классические автомобили вступил в силу с 1 марта 2022 года. Он призван:
- дать определение перечисленным типам автомобилей;
- указать параметры получения паспортов на авто;
- регламентировать прохождение техосмотра.
Под действие документа попадают:
- легковые автомобили отечественного и иностранного производства старше 30 лет;
- грузовики и автобусы старше полувека.
Но при этом из перечня исключена списанная военная техника. Она не может считаться раритетным автомобилем. Установлены ограничения и на использование классических авто.
Свой статус они получат, если владелец:
- не использует авто в коммерческих целях;
- не организовывает на нем перевозку пассажиров.
Какие автомобили можно временно ввозить в РФ?
Ввоз транспортных средств из-за рубежа регламентируется Постановлением Правительства РФ от 27.11 2003 г. Согласно ему, ввозить, в том числе и временно, можно все легковые автомобили и микроавтобусы, в которых число мест не превышает 12.
Все временно ввезенные транспортные средства должны использоваться только в личных целях.
Нерастаможенное транспортное средство категорически запрещено использовать в производственных, коммерческих или других целях, подразумевающих получение финансовой выгоды.
Часто ввезенную из Европы машину, не прошедшую процедуру растаможки, можно купить по очень привлекательной цене. При этом автомобиль будет в хорошем состоянии. Объясняется это очень просто – на территории стран Европы подержанная машина стоит в разы меньше, чем такая же в России.
Что делать с нерастаможенным авто, если подходит к концу срок его законного использования в рамках временного ввоза? Вариантов два – автомобиль либо должен покинуть территорию Таможенного Союза, либо придется оформлять его по закону, с уплатой всех пошлин.
Растаможка праворульных машин из Японии
Растаможка машин из Японии проводится по стандартной схеме: таможенную очистку или легализацию ввезенной из-за пределов РФ (ТС/ЕАЭС) техники можно провести путем уплаты целого ряда обязательных платежей. В их числе:
- таможенная пошлина,
- акциз,
- НДС,
- утилизационный сбор,
- оплата услуг таможенного оформления.
Основной элемент формулы – это пошлина, которая является тем слагаемым, которое, в принципе, и будет определять выгоду приобретения автомобиля за границей.
В этом отношении в категорию «проходных» машин можно отнести технику возрастом 3-5 лет, поскольку на нее будут действовать наиболее низкие расценки, которые станут зависеть от объема двигателя: от 1,5 до 3,6 евро за каждый «кубик». В случае с новыми машинами и автомобилями возрастом до 3 лет пошлина будет составлять от 48% стоимости, указанной в инвойсе, т. е. как минимум, сразу удвоит цену авто.
Покупая машину старше 5 лет, тарифы за кубические сантиметры объема вырастают в 2 раза: от 3,0 до 5,7 евро за «кубик». При этом будут и прочие обязательные расходы: на утильсбор, НДС, оформление документов, получение СБКТС (а также плата за технические работы, которые позволят привести автомобиль в техсостояние, которое позволит проходить техосмотр).
Ответственность за нарушение
Если водитель или иное лицо, причастное к беспошлинному ввозу машины на незаконных основаниях, будет поймано на этом правонарушении, оно будет привлечено к ответственности по гл. 16 КоАП РФ.
Предусмотрены штрафы за следующие правонарушении в области таможенного оформления:
- за несоответствие подаваемой документации – от 2 500 рублей;
- за представление подложной документации – в трёхкратном размере от стоимости ввозимого транспорта;
- если водитель признаётся злостным неплательщиком таможенных пошлин, то ему грозит штраф от 1 до 3 млн. рублей.
За более серьёзные преступления в области таможенного управления, водитель может быть привлечён и к уголовной ответственности:
- за серьёзные таможенные несоответствия возможна конфискация автомобиля;
- уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 2-ух лет в совокупности со штрафом в размере 0,5 млн. рублей.
Как обойти растаможку
Рассмотрим каждые из них по отдельности.
С каждым годом их перечень существенно снижается, и на сегодня остались только такие, как:
- ввоз транспортного средства для временного пользования с пробегом либо без такового;
По законодательству РФ допускается пользоваться нерастаможенным автомобилем в течении 1 года с последующим вывозом за границу.
- ввоз ТС, которое было зарегистрировано на территории стран СНГ;Вариант идентичен предыдущему, только нужно помнить о сроках эксплуатации транспортного средства. Для иностранных граждан установлен в 1 год, для россиян – полгода.
- ввоз с целью оформления вида на жительство;
- ввоз на основании установленных правил ЕврАзЭС;Это наиболее подходящий метод со стороны практичности.На основании норм ЕврАзЭС, россияне вправе ввозить транспортные средства из Казахстана и Беларуси без предварительной растаможки.Данное правило действует согласно нормам Таможенного Союза.
Одновременно с этим оно не применимо для автомобилей, у которых имеется сертификат экостандарта “Евро-4”. Причем допускается ввоз в таком случае тех транспортных средств, которые были изготовлены до 2010 года.
- ввоз по принятой программе переселения.
Несмотря на высокую вероятность привлечения к административной и уголовной ответственности, граждане используют такие способы, как:
- ввоз транспортного средства путем “распила”;
- ввоз транспортного средства по запчастям. Такой вариант часто используют юридические лица, у которых есть фирмы по сборке и разборке машин;
- ввоз автомобилей по программе благотворительности.
Покупка и растаможка авто из ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии
Покупка и растаможка авто из ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии ранее была привлекательна сравнительно невысокой ценой. Это было связано с тем, что правила таможенного оформления в этих странах отличались от российских. Многие российские автолюбители ехали в эти страны за автомобилем и поток ввозимых автомобилей был значительным. Сейчас условия растаможки авто в странах ЕАЭС приведены в соответствие с российскими. Теперь, при ввозе авто в Россию как минимум потребуется заплатить утилизационный сбор и подключить к системе ГЛОНАСС. Приобретаемый автомобиль должен быть снят с учета в стране продавца, после чего оформление и получение электронного ПТС (ЭПТС) происходит на акцизной таможне Российской Федерации по месту регистрации покупателя. При ввозе авто из Армении или Киргизии скорее всего придется еще доплачивать разницу недоплаченных платежей, т.к. в данных странах ранее применялась льготная национальная растаможка. Эта процедура осуществляется на границе ввоза в РФ самим физическим лицом. Правда есть исключения: автомобили, ввезенные в Армению и Киргизию по единым ставкам пошлин после 06.2020 года растамаживаются в РФ без доплаты таможенных платежей. А с Республики Беларусь не важен год выпуска авто, его экологический класс и национальные льготы применяемые при растаможке в РБ. Чтобы покупка была выгодной, а сам процесс оформления авто в РФ с получением ЭПТС для последующей регистрации в ГИБДД был простым, лучше сразу обратиться к проверенному таможенному представителю, который решит эти вопросы профессионально.
Реэкспортная «Победа» влетит в копеечку
– В последние годы у нас возрос спрос на старые советские автомобили. Особенно интересуют коллекционеров редкие образцы – скажем, «Чайка» или «Победа»-кабриолет, «двадцать первая» «Волга» с коробкой-«автоматом» или с дизелем… На территории России фактически все эти раритеты уже «подчищены», «свободных» для покупки в коллекцию не осталось.
Так что приходится искать и привозить из соседних государств на территории бывшего СССР, из бывших социалистических стран. Например, не так давно мы привезли «Чайку»-кабриолет из Германии, а из Грузии – «Победу»-кабриолет. Вроде бы наши, отечественного производства машины, но при пересечении границы таможенную пошлину на них начисляют такую же, как и на технику импортного производства. Покупка «грузинской» «Победы» ее новому владельцу обошлась в 15 000 долларов, а на таможне он выложил за этот свой олдтаймер еще 12 000 евро. По моему мнению, такая уравниловка не справедлива. Ведь старые машины отечественного производства представляют в нашей стране особую культурную, историческую ценность и нужно как-то поощрять, создавать более благоприятные условия для их возвращения «на историческую родину».
– А существуют ли какие-то реальные способы снизить расходы на легализацию в России ретротехники, привезенной «из-за кордона»?
– Конечно есть немало «жучков», которые предложат вам («за соответствующее вознаграждение», естественно) уменьшить финансовые затраты. Скажем, оформить ретромобиль на временный ввоз в Россию, а потом повесить на него госномера с машины-«двойника»… Но все эти ухищрения противозаконны и чреваты серьезными неприятностями. Так что лучше уж не пожалеть денег на «правильную» покупку и официальное оформление приглянувшегося вам старого автомобиля, чтобы потом можно было без опаски и с удовольствием им пользоваться.
Какие остались схемы обхода?
В 90-е годы Япония и страны Европы смогли избавиться от большого количества устаревающих автомобилей, продав их в Россию. «Автохлам» (по меркам заграницы) везли в огромных количествах, и он составлял серьезную конкуренцию АвтоВАЗу и другим отечественным автопроизводителям. Со временем правила ввоза стали ужесточать, а посредники – придумывать все новые схемы обхода ограничений.
Самые популярные схемы уже неакутальны:
- «распил» или «конструктор» – когда автомобиль разбирали на части и буквально распиливали (хоть и очень аккуратно) кузов, чтобы ввезти в Россию как запчасти, которые под пошлины не попадали. Это опасная схема, потому что распиленный кузов даже после сварки теряет прочность;
- временный ввоз из Абхазии – в этой частично признанной республике очень низкие тарифы на растаможку авто, при этом в России на таком автомобиле можно ездить целый год (но лишь оформив авто на фирму в Абхазии). Похожие схемы действовали и с Арменией, но теперь она тоже входит в ЕАЭС и единое таможенное пространство с Россией;
- ввоз автомобиля по программе благотворительности – когда-то это было основанием для ввоза автомобиля в Россию без растаможки.
Сейчас эти схемы сильно ограничены – например, если раньше ГИБДД даже не могла выявлять иностранные госномера на дорогах через камеры, то теперь такая возможность есть. И при выезде за границу (например, по схеме временного ввоза авто) водителю предъявят все накопленные им штрафы. Кроме того, ввезенные через временную процедуру автомобили в России нельзя продать кому-то еще или посадить за руль другого человека.
Из более-менее легальных схем осталось следующее:
- ввоз на жителя Дальнего Востока. Каждый житель регионов ДФО вправе ввезти один подержанный праворульный автомобиль без обязательной установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Это не такая большая экономия (около 50 тысяч рублей), но сейчас намечается дефицит этих терминалов, а схему продлили до 3 декабря 2022 года;
- ввоз через жителя Белоруссии. В республике для ряда категорий населения есть право льготного ввоза автомобилей – со скидкой в 50% на таможенное оформление. На этом семьи строят целый бизнес, купленный через такого льготника автомобиль можно законно ввезти в Россию и за небольшие деньги (только установка системы ЭРА-ГЛОНАСС) переоформить уже на российские номера.
Правда, схема с Белоруссией постепенно закрывается – местные налоговики начали обращать на льготников особое внимание, и если те перепродают автомобили с выгодой, заставляют платить налог с нее.
С февраля текущего года Армения и Казахстан очень популярны для покупки авто. Граждане Российской Федерации и раньше катались в эти страны за машинами. Причём в Казахстане производят некоторые импортные марки авто, есть на рынке и завезённые из-за границы. Раньше можно было неплохо заработать пригоном авто из этих стран постсоветского пространства.
К примеру, зарабатывающие на пригоне люди рассказывали, что только этим летом Hyundai Tucson в Казахстане стоил около 2,2 млн рублей, а в РФ его можно было продать за 2,9 млн. Chery Tiggo 8 Pro стоил в Казахстане немного больше 2 млн рублей, а в РФ его стоимость достигала 3,2 млн. Примерно такой же разбег цен был и с Арменией. Это объяснялось низкими таможенными ставками на пригон авто из-за границы. Но на сегодняшний день и эти страны оказались в дефиците — спрос повысился, автомобилей на всех не хватает, цены начали расти. Пригон авто из Казахстана или Армении обойдётся примерно в 1 тыс. евро.