Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы создать ТСЖ, жильцы дома должны провести общее собрание собственников многоквартирного дома. За решение о форме правления в виде ТСЖ должны проголосовать более 50% собственников площадей в доме. На собрании также необходимо выбрать правление ТСЖ, председателя и ревизионную комиссию, которая будет контролировать работу правления и председателя. Сроки их полномочий могут составлять как один год, так и больше. На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.
Чтo вxoдит в oбязaннocти TCЖ
TCЖ oбязaнo зaключaть дoгoвopы c пoдpядчикaми и pecypcocнaбжaющими opгaнизaциями и cлeдить зa пopядкoм вo вceм: oт peмoнтa кpыши дo yбopки. B Жилищнoм кoдeкce чeткo пpoпиcaны oбязaннocти TCЖ:
👍 oбecпeчить дoм гopячeй и xoлoднoй вoдoй;
👍 oбecпeчить oтoплeниeм;
👍 oбecпeчить гaзoм;
👍 oбecпeчить элeктpичecтвoм;
👍 yбиpaть тeppитopию и cлeдить зa вывoзoм мycopa;
👍 пoддepживaть чиcтoтy в пoдъeздax;
👍 cлeдить зa кoличecтвoм пapкoвoчныx мecт;
👍 вoвpeмя peмoнтиpoвaть дopoги и oбщeдoмoвoe имyщecтвo.
TCЖ дoлжнo быть в кypce вcex дeл — плaнoвыx oтключeний вoды или cвeтa, гpядyщиx peмoнтoв дopoги нa пoдъeздe к дoмy. Taкжe TCЖ дoлжнo oпoвeщaть житeлeй oбo вcex измeнeнияx чepeз oбъявлeния нa этaжax или paccылкy cooбщeний. Чтoбы былo пpoщe, yпpaвлeниe coздaeт гpyппy в coцceтяx или чaт в Whatsapp, гдe и cooбщaeт жильцaм вcю вaжнyю инфopмaцию.
Как создается товарищество
Решение о создании ТСЖ принимает общее собрание собственников квартир. Главное условие – “за” должны проголосовать граждане, совокупно владеющие более 50% общего имущества. Они подписывают протокол собрания и утверждают устав товарищества.
Для полноценного осуществления деятельности ТСЖ как юрлицо проходит государственную регистрацию, и только после этого может управлять имуществом МКД.
Собственники жилых помещений, в том числе ставшие владельцами после создания товарищества, вправе присоединиться к нему по заявлению.
По решению общего собрания членов ТСЖ можно преобразовать в жилищный или жилищно-строительный кооператив. При необходимости члены нескольких товариществ имеют право создать некоммерческое объединение, например, ассоциацию ТСЖ для консолидированной защиты общих интересов.
Официальное понятие ТСЖ (товарищества собственников жилья) закреплено в ст. 135 ЖК РФ. Согласно закону, оно представляет собой объединение владельцев помещений многоквартирного дома с целью совместного управления общим имуществом.
ТСЖ создается для обеспечения нормальной жизнедеятельности одного или нескольких зданий. Оно преследует цель – не получение прибыли, а разумное владение, распоряжение и пользование хозяйством многоквартирного дома.
Поэтому товарищество является специальной некоммерческой организацией.
Организация ТСЖ сегодня выбирается практически во всех новостройках. Его членами могут быть владельцы квартир и других помещений. Форма обсуждается на общем собрании жильцов и формируется на основе голосования.
Какой персонал входит в ТСЖ?
Набор сотрудников в штат Товарищества происходит на основании потребностей собственников помещений. Как правило, в ТСЖ входит следующий персонал:
- председатель (обязательный сотрудник, избираемый собственниками МКД);
- члены правления, избираемые на общем собрании, занимающиеся подбором персонала и прочими вопросами, касающимися управлением организацией;
- бухгалтер, ведущий отчетность Товарищества (при его отсутствии данную функцию выполняет председатель):
- юрист (если жильцы посчитали необходимым наличие такого сотрудника в штате);
- рабочие:
- электрик;
- лифтер;
- консьерж;
- уборщица;
- слесарь-сантехник;
- дворник;
- паспортист.
Товарищество является юридическим лицом, а именно некоммерческой организацией. Она создается при объединении собственников многоквартирных корпусов, а также собственников соседних земельных участков, на которых располагаются жилые дома. Деятельность данного союза регламентируется Жилищным кодексом.
Организация существует на взносы ее участников. Для стимулирования вступление в товарищество собственников жилья государство ввело ряд налоговых льгот для данных объединений и значительно упрощают процедуру реестра товарищества в государственных органах.
Оформить правовой статус товарищества можно только в том случае, если больше половины собственников дадут на это свое согласие. По закону в доме может быть оформлено только одно товарищество.
Порядок организации товарищества собственников жилья
Данный процесс начинается с подготовительного этапа. На нем происходит сбор все данных и документов, которые касаются данного вопроса. Необходимо получить данные обо всех жилых помещениях в доме, а также запросить информацию о собственниках квартир. Далее следует собрать группу инициативных граждан и провести открытое голосование. Напомним, что больше половины собственников должны дать свое согласие на создание ТСЖ.
Должна быть назначена дата голосования. За 10 дней до этого все жильцы должны быть оповещены о предстоящем мероприятии. Вешаются объявления или отправляются соответствующие письма по почте. Нужно любым возможным способом оповестить всех граждан, кто проживает в доме.
Важно: Необходимо не только оповестить жильцов, но и получить документальное подтверждение тому, что они были проинформированы. Это могут быть подписи на письмах с датой проведения собрания или соответствующие расписки.
Голосование могут проходить в одной из следующих форм:
- Очная форма. Она подразумевает, что все жители соберутся в одном месте и в одно время и будут голосовать за организацию ТСЖ.
- Заочная форма. В этом случае инициативная группа раздает все участникам бланки для голосования, те высказывают свое мнение, а затем все листовки собираются. На основании полученных данных будет принято решение о том, создастся товарищество или нет.
На общем открытом собрании создаются списки для голосования. Проводится голосование за кандидатуру управляющего и секретаря. Также выбирается форма ведения бухгалтерского учета и сам бухгалтер. Если он не найдется среди жильцов, то его можно нанять из сторонней организации.
На этом этапе также создается и подписывается устав товарищества. Члены правления могут быть выбраны только из жителей данного дома. Привлечение лиц со стороны запрещено законом. Все голосование протоколируется, а пришедшие на выборы граждане регистрируются. Записываются их контактные данные, а потом проверяются по полученным регистрационным выпискам.
Все документы подшиваются в одну папку, сшиваются и нумеруются. Составляется опись всех бумаг, которые входят в нее. Это исключает возможность хищения или подлога. Все эти работы проводит выбранная инициативная группа. Второе собрание должно произойти в течение 30 дней с момента голосования и образования товарищества.
Преимущества и недостатки ТСЖ
К основным плюсам ТСЖ можно отнести следующие факторы:
- Поскольку руководство товарищества проживает в данном доме и является собственником жилья, то оно имеет такую же заинтересованность в решении текущих вопросов, как и остальные жильцы. Они заинтересованы в том, чтобы ремонт производился вовремя, а стоимость данных услуг была минимальной.
- Жильцы дома контролируют все расходы самостоятельно. Все сделки проходят предельно честно и прозрачно.
- В случае некомпетентности руководства товарищества его легко сменить, проведя внеочередное голосование.
- Возможность самостоятельно выбирать подрядные организации и коммунальные службы, которые будут сотрудничать с ТСЖ.
К недостаткам ТСЖ можно отнести:
- Могут возникнуть сложности в момент определения суммы ежемесячных платежей.
- Сопротивление отдельных лиц в момент принятия определенных решений. В связи с этим могут возникать конфликты между жильцами.
- Необходимо производить оплату определенных общих расходов.
- Отсутствие у некоторых собственников желания и рвения сделать свой дом лучше и участвовать в коллективных мероприятиях и собраниях.
Глава 2 Система управления ТСЖ как основа его эффективного функционирования.
После образования ТСЖ и регистрации его в качестве юридического лица вопрос о выборе способа управления, как правило, решается в пользу управления ТСЖ.
Действительно, затратив значительные усилия на организацию ТСЖ и имея избранное общим собранием правление, вряд ли целесообразно передать многоквартирный дом управляющей организации, ориентированной на получение прибыли и часто не имеющей ни необходимых материально-технических и финансовых ресурсов, ни квалифицированного персонала.
Однако, осуществив выбор в пользу ТСЖ, следует в первую очередь создать собственную дееспособную систему управления как основу эффективного функционирования ТСЖ.
Вопросу создания такой системы посвящена настоящая глава.
Исходя из изложенных принципов построения организационных систем управления и принимая во внимание особенности организации и функционирования ТСЖ, можно определить, что в конструкции системы управления ТСЖ необходимо: установить форму управления; разработать организационную структуру управления; конкретизировать решаемые каждым структурным уровнем задачи; разработать стандарты предприятия, регламентирующие порядок принятия решений на всех уровнях управления; определить основные блоки системы и задачи, решаемые каждым из них.
Применительно к управлению ТСЖ можно определить три его формы: привлечение к эксплуатации и техническому обслуживанию специализированных организаций, осуществление этого обслуживания и эксплуатации собственными силами и смешанная форма, при которой часть работ по техническому обслуживанию передается специализированной организации, а часть выполняется собственными силами. Важно отметить, что при всех формах управления финансовые ресурсы и ответственность за эксплуатацию МКД находятся целиком в ведении ТСЖ.
Выбор формы управления фактически целиком зависит от состава членов правления: их образования, опыта работы, способности к обучению и освоению специфики управления ТСЖ, чувства ответственности, мотивации к участию в управлении и других деловых и моральных качеств, необходимых для выполнения ответственной, сложной и во многом новой работы.
Учитывая, что в правлении, избранном при организации ТСЖ, вряд ли найдутся профессионалы, способные самостоятельно решать как экономические и организационные, так и технические, связанные с эксплуатацией дома, вопросы, представляется целесообразным на начальной стадии функционирования ТСЖ использовать форму управления, при которой экономические задачи системы управления и организационные вопросы решает правление, а вопросы технического обслуживания и текущего ремонта – специализированная организация по договору с правлением.
Для контроля за деятельностью этой организации по техническому обслуживанию МКД может быть взят на работу профессиональный технический работник со статусом, например, главного инженера ТСЖ. В зависимости от его квалификации и местных условий для оперативного решения отдельных вопросов представляется целесообразным объединить под руководством этого работника несколько рабочих различных специальностей, например, для уборки территории и уходом за лестничными клетками, изъяв эту работу из договора с организацией по техническому обслуживанию. Такая смешанная форма управления должна быть довольно устойчивой и долговременной.
При накоплении определенного опыта и профессиональных навыков управление ТСЖ может целиком осуществляться силами правления. Принимать такое решение надо очень взвешенно, с учетом всех факторов, включая количество домов и квартир в ТСЖ, прилегающей территории, расчетом доходов и расходов на эксплуатацию, возможностью принять на работу соответствующих специалистов. Но даже при такой форме управления, когда техническое обслуживание и текущий ремонт перешли в ведение правления, отдельные элементы этого обслуживания, скорее всего, будут выполняться по договорам, например аварийные работы и некоторая часть текущего и капитального ремонта.
В предлагаемом варианте организационной структуры системы управления ее схема практически не зависит от выбранной формы управления и представлена на рис. 2.2.
Приватизация городом подвалов в многоквартирных жилых домах и приватизация гражданами квартир и комнат в этих домах с последующим объединением граждан в ТСЖ привели во многих случаях к парадоксальной ситуации, когда у одного дома с едиными инженерными коммуникациями и строительными конструкциями оказывалось два владельца: жильцы и город. Это создавало определенные трудности в эксплуатации дома, особенно инженерных сетей и оборудования, размещающихся в подвале. ЖК РФ положил конец такой ситуации, разрешив ее в пользу жильцов, но приватизированные городом до вступления в действие ЖК РФ подвалы так и остались в городской собственности. В главе рассматриваются именно такие случаи и обосновываются предложения по выходу их создавшейся ситуации.
Жилые многоквартирные дома послевоенной постройки строились, как правило, по типовым схемам, в которых подвалам отдавалась роль технического помещения для размещения и обслуживания инженерных коммуникаций и оборудования, прежде всего санитарно-технического назначения. В подвалах располагались индивидуальные тепловые пункты (ИТП), водомерные узлы, нижний (обратный) розлив отопления, подающий розлив отопления в бесчердачных и некоторых других домах, распределительные сети («гребенки») розливов отопления и водоснабжения с запорной арматурой, розлив водопровода, подключения к стоякам отопления с запорно-регулирующей арматурой и спускными устройствами, подключения к стоякам водопровода с запорной арматурой, объединительные сети канализации с подключением к стоякам и выпускам.
Подвалы проектировались с учетом того, что эксплуатацией подвала и располагаемых в нем инженерных сетей и оборудования будет заниматься одна жилищно-эксплуатационная организация. Именно поэтому, как правило, на каждой секции дома предусматривался один вход в подвал через тамбур за входной дверью. Водомерные узлы и ИТП отдельного входа не имели; доступ к ним осуществлялся через общий вход и внутренние помещения подвала. Таким же образом осуществлялся доступ ко всем инженерным сетям с запорной и регулирующей арматурой. При этом, учитывая существующий порядок ответственности за эксплуатацию зданий, в том числе подвалов, никаких проблемных ситуаций не существовало.
С началом приватизации такая «гармония» нарушилась. Городские власти произвели государственную регистрацию права собственности города на отдельные помещения подвалов в ряде жилых домов послевоенной постройки. В это же время началась приватизация гражданами своих квартир и комнат. Создалась парадоксальная ситуация: одни владеют частью подвала, другие – квартирами и комнатами и отвечают за эксплуатацию всего здания, но часто не могут попасть в подвал, переданный в аренду или проданный физическому или юридическому лицу.
Ситуация обострилась с образованием ТСЖ, войдя в противоречие не только со здравым смыслом, но и с введенным в действие 1 марта 2005 г. ЖК РФ, согласно которому собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности ряд общих помещений, в том числе подвалы и расположенные в них коммуникации и оборудование, обслуживающее все квартиры жилого дома. Но могут ли эти собственники обеспечить нормальную эксплуатацию инженерных сетей и оборудования, если отдельные помещения подвала, приватизированные городом, находятся в собственности или аренде юридических или физических лиц?
Ответ на этот вопрос становится очевидным, если вспомнить, во-первых, что подвал имеет единственный на каждой секции дома вход, обеспечивающий доступ к оборудованию, коммуникациям и к помещениям, приватизированным городом. Именно поэтому, как правило, попасть в ИТП, водомерный узел или к распределительному узлу с запорной арматурой, не говоря уже о подсоединениях к стоякам, можно лишь через приватизированные городом помещения. Но в таких условиях невозможно обеспечить круглосуточный свободный доступ к указанному оборудованию, уберечь его от несанкционированного воздействия, своевременно предотвратить возникшие аварийные ситуации!
Во-вторых, создаются препятствия для соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, требующих проведения систематического осмотра, технического обслуживания, текущего и капитального ремонта всего оборудования, коммуникаций и отдельных элементов строительных конструкций. Например, для устранения течи в любом соединении отопительного прибора и подводки к нему необходимо в подвале отключить весь стояк, слить из него воду, устранить указанную течь и вновь запустить стояк. Такая работа может производиться ежедневно, и доступ к узлам подключения стояков отопления должен быть свободным.
Таким образом, можно заключить, что использование подвала в качестве технического помещения для размещения и эксплуатации инженерных коммуникаций и оборудования, обслуживающих многоквартирный дом или его часть, предопределяет передачу такого подвала в общую долевую собственность владельцам квартир в этом доме, в первую очередь владельцам, создавшим ТСЖ, ибо оно в той или иной форме осуществляет эксплуатацию дома, включая сети и оборудование, расположенные в подвале.
Из сказанного можно сделать лишь один вывод: приватизированные городом подвальные помещения должны быть переданы в общую долевую собственность владельцам квартир в домах ТСЖ, если в первую очередь рассматриваются именно эти товарищества.
Городские власти должны признать, что решение о приватизации подвалов было не самым оптимальным и дальновидным, и Жилищный кодекс это подтвердил. А неверные решения надо исправлять. При возврате подвалов полученные средства за аренду остаются в городе, а вот деньги за проданные подвалы, скорее всего, придется возвращать покупателям. Во всяком случае, эти суммы практически незаметны в бюджете города и несравнимы с положительным эффектом от деприватизации подвалов, которая позволит обеспечить эффективную эксплуатацию жилых домов и снизит связанную с этим социальную напряженность. Решение вопроса остается за городским правительством.
Однако до выхода такого решения ТСЖ может обратиться в суд с соответствующим иском. При юридически грамотно составленном иске с последовательным обоснованным изложением материала, отражающего основные моменты, изложенные выше, безусловно, можно рассчитывать на успех. При этом следует представить суду техническое заключение проектно-строительной организации, подтверждающее, что в конкретном доме подвал соответствует типовой схеме.
К сожалению, приходится констатировать, что городские власти Санкт-Петербурга и руководители многих других регионов РФ под разными предлогами не соглашаются на возврат подвальных помещений в общую долевую собственность владельцам квартир, объединившихся в ТСЖ, а районные и городские суды поддерживают позицию властей. Налицо пример явного игнорирования не только здравого смысла и требований технической эксплуатации жилых зданий, но и правовых норм, регламентирующих условия отнесения подвалов к общему имуществу МКД.
При существующих обстоятельствах решение вопроса могут взять на себя ассоциации и объединения ТСЖ, имеющие значительно большие возможности, чем отдельно взятое ТСЖ.
Как снять председателя ЖСК с должности, куда жаловаться на него
Одним из способов воздействия на председателя ТСЖ (ЖСК, ЖК и т. д.), нарушающего права и интересы собственников МКД, является лишение его занимаемой должности. Однако процедура снятия с поста должна быть правильно организована, в противном случае нарушитель сможет через суд признать такое решение неправомерным и восстановиться на прежнем месте.
Итак, для того, чтобы уволить председателя должны быть предварительно предприняты следующие действия:
- Вначале члены правления ТСЖ должны инициировать ревизионную проверку, по итогам которой будут выявлены незаконные действия, совершенные этим должностным лицом (например, самоуправство, превышение полномочий, ненадлежащее выполнение обязанностей и т. д.).
- Дополнительно можно обратиться в уполномоченные органы (жилищную инспекцию, прокуратуру), которые проведут свою проверку и зафиксируют все нарушения.
- Имея на руках официальное заключение ревизионной комиссии или же предписание государственных надзорных служб, на общем собрании членов ТСЖ может быть вынесен на повестку дня вопрос, касающийся устранения председателя товарищества. Большинством голосов его могут снять с должности.
Каковы стандарты раскрытия информации? Итак, что должно быть открыто для членов и не членов товарищества (ст. 143.1 ЖК РФ):
- общие сведения о юридическом лице;
- основные данные о деятельности;
- данные о ценах на проведение работ и услуг ;
- условия предоставления услуг и работ, порядок их проведения;
- какие работы и услуги предоставляются;
- тарифы ЖКХ.
Что подразумевается под общими сведениями о компании:
- как называется компания, ее реквизиты, адрес — юридический и фактический, кем зарегистрирована;
- реестр лиц, физических и юридических, являющихся членами товарищества;
- данные о председателе, членах правления и ревизионной комиссии;
- режим работы компании.
Данные о хозяйственной деятельности — это:
- сметы за данный и предшествующий года, отчет о их выполнении;
- протоколы собраний;
- были ли аудиторские проверки, если да, то каков их итог?
- отчетность ревизионной комиссии;
- данные о договорах подряда;
- бухгалтерская итоговая документация за ушедшие 12 месяцев.
Что должна содержать сведения об услугах:
- годовой план за прошедший и настоящий года по ремонту и обслуживанию, итоги прошедшего года;
- имели ли место быть некачественно выполненные услуги, если да, то какие меры были приняты;
- случаи снижения платы за плохое качество работы или, например, превышение периода планового отключения горячей воды (к примеру, вместо двух недель был месяц).
Если имели место быть случаи привлечения организации к административной ответственности, данные об этом также должны быть преданы огласке — копии протоколов, какие санкции были приняты.
Данные о тарифах должны регулярно обновляться и содержать подробный список всех тарифов, когда и на основании какого нормативного акта они были установлены.
Как товарищество может сообщать собственникам сведения:
- через официальные печатные издания;
- в виде ответов на запросы;
- на официальном сайте ТСЖ в Сети, также на сайте органа исполнительной власти;
- размещением объявлений на стендах и инфостойках внутри помещений.
В экстренных случаях, если на запросы отвечать отказываются или выдают что-то непонятное, для того, чтобы «привести в чувство» чиновников, можно обратиться за помощью в Роспотребнадзор, либо Госжилинспекцию (читайте о проверках ТСЖ контролирующими органами). В самых крайних случаях — в суд общей юрисдикции.
Узнайте на нашем сайте о том, как и куда можно пожаловаться на ТСЖ и можно ли выйти из него совсем.
Оформляем запрос правильно
Запрос на раскрытие информации ТСЖ можно сделать, придя в офис вашего товарищества. Можно также отправить заказное письмо с уведомлением Почтой России или сделать запрос по электронной почте (обязательно должна стоять услуга оповещения о получении). Да и в «бумажном» случае нужно убедиться, что ваше заявление принято и зарегистрировано. Даже если секретарь просит подождать или уверяет вас, что «потом» зарегистрирует.
Запрос должен содержать полные и точные данные о юридическом лице, обязательно нужно указать председателя. Далее – сжато и по существу описать, что именно вы хотели бы узнать.
Не исключено, что даже оформленный по всем правилам запрос ТСЖ оставят без ответа. Тем более те, которые имеют сильную «теневую» сторону. Или ответ не будет содержать никакой конкретики. В этом случае нужно запросить данные повторно, с указанием причин.
Если товарищество никаких объяснений не даст (или даст, но по-прежнему ничего конкретного на тему, например, чересчур высоких тарифов) – обращаться с жалобой в Госжилинспекцию, прокуратуру или суд.
Важно: на практике часто бывает, что прокуратура вообще отказывается принимать подобного рода жалобы и сразу направляет гражданина в суд общей юрисдикции.
Порядок доступа к документам ТСЖ
Сайт Договор-Юрист.Ру предоставляет возможность найти и скачать бесплатно бланки или заполненные образцы договоров, заявлений, протоколов, решений и уставов. Документ «Запрос о предоставлении информации в ТСЖ» предоставлен для вас в разных форматах: онлайн-версия, DOC, PDF, RTF, ODT, XLS и др. При этом Вы должны быть собственником помещения (у нанимателей значительно меньше полномочий по сравнению с собственниками).
Вопрос об эффективности выполнения возложенных на управляющую компанию (УК) полномочий правомерно возникает у большинства собственников квартир в жилом доме.
Отсутствие информации, неполная (неверная) информация в ГИС ЖКХ – системе информирования в сфере ЖКХ, в которой должны размещаться все обязательные к раскрытию данные, ведет штрафным санкциям ст. 13.19.2 КоАП РФ.