Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.
Транспортные расходы на доставку основных средств
Они учитываются как затраты капитального характера и отражаются по дебету счета учёта капитальных вложений (08)
- Дт 08 — Кт 60 — учтена стоимость ОС без НДС;
- Дт 08 — Кт 60(76) — учтены расходы на транспортировку ОС;
- Дт 01 — Кт 08 — объект ОС введён в эксплуатацию.
Что относится к транспортным расходам
Спектр потенциальных вариантов достаточно широк — в данном случае специфика, как правило, обуславливается профилем предприятия.
Например, организация ведет производственную деятельность, выпуская различного рода оборудование, сырье или продукцию для последующей реализации оптовым и розничным клиентам. Это значит, что при заключении договора одним из обсуждаемых вопросов является доставка товара, затраты на которую могут ложиться как на продавца, так и на покупателя. Условия зависят от договоренностей между сторонами, финансовых аспектов сделки, наличия необходимых логистических мощностей и иных факторов. Главное, что каждая произведенная единица должна пройти полный цикл товародвижения, поступая в итоге к конечному потребителю — либо напрямую, либо через ритейлера.
Кроме того, для производства требуются определенные ресурсы, поставляемые сторонними компаниями — и в этом случае издержки на перевозку продукции также должны быть отражены в официальной отчетности. Если задаться вопросом: затраты на транспортные расходы — какие это издержки, то, можно сказать, что они включают в себя все заготовительные операции по перемещению реализуемых и закупаемых товаров, оборудования или сырья, и дополняются статьями, напрямую связанными с обеспечением указанных процессов.
Варианты доставки товаров
На практике распространены следующие варианты доставки товаров:
- I вариант. Обязанность доставки товара возлагается на поставщика. В этом случае поставщик либо собственными силами доставляет товар, либо привлекает специализированную организацию — перевозчика. Одним из подвариантов является заключение посреднического договора, в котором поставщик выступает в роли агента (агентские услуги заключаются в организации перевозки товара), а покупатель — в роли принципала. Зачастую на практике покупатель компенсирует транспортные расходы поставщику без наличия посреднических договоров;
- II вариант. Обязанность доставки товара возлагается на покупателя. В этом случае покупатель либо собственными силами доставляет товар, либо привлекает специализированную организацию — перевозчика.
Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета каждого из представленных вариантов.
В этом случае должны быть в наличии как транспортная, так и товарная накладные. В транспортной накладной, полученной от перевозчика товара, грузополучателем будет являться покупатель.
Агентское вознаграждение начисляется поставщику на основании утвержденного покупателем отчета агента в сроки, установленные договором.
Кроме того, для правомерного принятия НДС в составе налоговых вычетов поставщик должен перевыставить покупателю счет-фактуру на основе данных, полученных от перевозчика (разумеется, если последний является плательщиком НДС).
Нужно ли поставщику вести в электронном виде журнал полученных и выставленных счетов-фактур и представлять его в налоговые органы?
Напомним, что обязанность ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур возлагается на налогоплательщиков (в том числе освобожденных от исполнения обязанности уплаты НДС), а также лиц, не являющихся налогоплательщиками в случае выставления и (или) получения указанной категорией лиц счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента).
Ситуация 5. Самовывоз
В данной ситуации доставка товара до склада покупателя осуществляется собственными силами покупателя.
Пример 8. По договору купли-продажи отпускная стоимость товара составляет 1 000 000 руб. (в том числе НДС 152 542 руб.). По условиям договора покупатель доставляет товар до склада самовывозом.
Бухгалтерские записи в учете поставщика следующие:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 1 000 000 руб. — отражена выручка от реализации готовой продукции;
Дебет 90-3 Кредит 68
- 152 542 руб. — начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 43
- 700 000 руб. — учтена себестоимость готовой продукции;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 147 458 руб. — отражен финансовый результат (прибыль) от операции.
В налоговом учете продавца выручку от реализации продукции формирует только стоимость проданной готовой продукции без учета НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ), в примере 8 это 847 458 руб.
Стоимость реализованного товара (700 000 руб. в примере 8) учитывается в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции, по правилам ст. 319 НК РФ.
Включены ли транспортные расходы в цену товара?
Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 Налогового кодекса. В сумму издержек принято включать расходы покупателя на доставку товаров, складские и иные расходы текущего месяца, связанные с их приобретением. Такие траты формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. Обратите внимание: стоимость продукции, приобретенной по цене, установленной в контракте, не относится к издержкам обращения. Фирма имеет право сформировать ее с учетом расходов, связанных с покупкой (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.
Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:
- определяется размер прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
- определяется стоимость покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка нереализованных;
- рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
- определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка продукции на конец месяца.
Специфическая первичка
Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.
Прежде чем рассматривать различные варианты оформления документов на получение материалов и их доставку, следует отметить, что в любом случае расходы на доставку признаются в налоговом учете в составе материальных расходов. Поскольку стоимость материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ) с учетом и расходов на транспортировку. Так установлено пунктом 2 статьи 25 Налогового кодекса РФ. При этом материальные расходы рекомендуется относить к прямым (п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ).
Компания самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Выделение транспортных расходов из стоимости поставляемых материалов, кроме создания проблем, о которых уже говорилось, прибавит работы бухгалтерии в плане принятия и отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета транспортных расходов. Так как в случае приобретения стройматериалов затраты на их покупку по своей сущности являются прямыми и должны увеличить стоимость материалов, то сумму доставки, указанную в транспортных накладных или выделенную в товаросопроводительных документах, необходимо распределить на весь доставленный товар. Например, пропорционально покупной стоимости каждой позиции, увеличив тем самым фактическую стоимость принимаемых материалов. Либо учитывать их обособленно, списывая в конце отчетного периода.
Хорошо еще, если расходы на транспортировку даются с привязкой к каждой партии товара (то есть к конкретной накладной). А если документы на оплату доставки поставщик выставляет без такой привязки, скажем периодически, за какой-то период времени? Тогда организации придется установить и закрепить в учетной политике методику распределения транспортных расходов на стоимость полученных материалов.
Использование отдельного субсчета счета 10 «Материалы» для отнесения на него расходов на доставку часто применяется на практике, хотя и представляется не вполне методологически верным. Приведенные выше положения законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету требуют включения расходов на доставку в фактическую себестоимость материалов. А это значит, что на счете 10 и в регистрах бухгалтерского и налогового учета каждая единица МПЗ должна быть учтена по стоимости, включающей в себя все расходы на ее приобретение, в том числе на доставку.
Но при большом объеме операций по движению материалов организовать такой учет непросто. Поэтому, как сказано в пункте 83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, транспортно-заготовительные расходы могут приниматься к учету путем:
а) отнесения ТЗР на отдельный счет (счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») согласно расчетным документам поставщика;
б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
в) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала.
При этом непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материалов целесообразно в организациях с небольшой их номенклатурой, а также в случае существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
Вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.
Порядок списания транспортных расходов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Сч. 44 ежемесячно закрывается на сч. 90
Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.
2.13. Дополнением к Учетной политики организации на 2011 г установлено, что существенной ошибкой признается ошибка, которая приводит к изменению общей величины активов (пассивов) более чем на 5%.(п.3 ПБУ 22/2010).
ИЗБРАННЫЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Момент признания налоговой базы в налоговом учете
Налоговая база определяется следующим образом:
— по налогу на добавленную стоимость (НДС) наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Учет объектов основных средств (ОС)
В составе основных средств учитываются также: земельные участки; объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.
Амортизация по всем объектам ОС в целях налогового учета начисляется линейным методом.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Учет нематериальных активов (НМА)
К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
К нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету, не относятся:
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов;
незаконченные и не оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — средства индивидуализации).
Учет материально-производственных запасов (МПЗ)
В соответствии с ПБУ 5/01 «Положение по учету материально-производственных запасов» в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг);
предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
абзац исключен с 1 января 2008 года. – Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н
Резервы
В целях налогового учета резервы не создаются.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ
Рабочий план счетов
№ счета | № субсчета | Наименование счета |
Основные средства | ||
Амортизация основных средств | ||
Доходные вложения в материальные ценности | ||
Нематериальные активы | ||
Амортизация нематериальных активов | ||
Вложения во внеоборотные активы | ||
Строительство объектов основных средств, относящихся к деятельности, облагаемой налогами в общеустановленном порядке | ||
Приобретение объектов основных средств, носящих общехозяйственный характер | ||
Отложенные налоговые активы | ||
Материалы | ||
1.0 | Сырье и материалы общехозяйственного назначения | |
2.0 | Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали общехозяйственного назначения | |
3.0 | Топливо общехозяйственного назначения | |
4.0 | Тара и тарные материалы общехозяйственного назначения | |
5.0 | Запасные части общехозяйственного назначения | |
6.0 | Прочие материалы общехозяйственного назначения | |
8.0 | Строительные материалы общехозяйственного назначения | |
9.0 | Инвентарь и хозяйственные принадлежности общехозяйственного назначения | |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, носящим общехозяйственный характер | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, используемым в деятельности, облагаемой налогами в общеустановленном порядке | ||
3.0 | Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам (работам, услугам), носящим общехозяйственный характер | |
Касса | ||
Расчетные счета | ||
Специальные счета в банках | ||
Переводы в пути | ||
Финансовые вложения | ||
Предоставленные займы | ||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | ||
Расчеты с покупателями и заказчиками | ||
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | ||
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам | ||
Расчеты по налогам и сборам | ||
Расчеты по страховым взносам | ||
Расчеты по социальному страхованию | ||
Расчеты по пенсионному обеспечению работников, относящихся к деятельности, облагаемой налогами в общеустановленном порядке, из них: | ||
2.1 | Страховая часть | |
2.2 | Накопительная часть | |
Расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников, относящихся к деятельности, облагаемой налогами в общеустановленном порядке, из них: | ||
3.1 | Территориальный фонд | |
3.2 | Федеральный фонд | |
Расчеты с персоналом по оплате труда | ||
Заработная плата работников головного предприятия, относящаяся к деятельности, облагаемой налогами в общеустановленном порядке | ||
Расчеты с подотчетными лицами | ||
Расчеты с персоналом по прочим операциям | ||
Расчеты по предоставленным займам | ||
Расчеты по возмещению материального ущерба | ||
Расчеты с учредителями | ||
Расчеты по вкладам в уставный капитал | ||
Расчеты по выплате доходов | ||
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | ||
Расчеты по имущественному и личному страхованию | ||
Расчеты по претензиям | ||
Расчеты по депонированным суммам | ||
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами | ||
Отложенные налоговые обязательства | ||
Уставный капитал | ||
Добавочный капитал | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | ||
Продажи | ||
1. | Выручка от реализации товаров по договору комиссии | |
2. | Себестоимость продаж головного предприятия по виду деятельности 1 | |
Налог на добавленную стоимость | ||
Прибыль/убыток от продаж | ||
Прочие доходы и расходы | ||
Прочие доходы, относящиеся к деятельности, облагаемой налогами в общеустановленном порядке | ||
2. | Прочие расходы, относящиеся ко всем видам деятельности | |
Сальдо прочих доходов и расходов | ||
Недостачи и потери от порчи ценностей | ||
Расходы будущих периодов | ||
Доходы будущих периодов | ||
Безвозмездные поступления | ||
Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей | ||
Прибыли и убытки | ||
Товар, принятый на комиссию | ||
Товар, принятый на ответственное хранение |
Приложение 2.
Какими проводками отражаются транспортные расходы?
Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.
Проводки по 44 счету — расходы на реализацию Для проведения необходимых расчетов понадобится:
- Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
- Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде.
Что такое средний процент
При предварительных подсчетах воспользуйтесь формулой, куда введены следующие величины:
Тнм — аббревиатура, обозначающие транспортные расходы в определенный отчетный период, обычно берется за контрольное время – месяц.
Том – финансы, которые были потрачены на заказные транспортные услуги также за один календарный месяц.
Ром – количество товара, который был реализован за отчетный период.
Пкм – количество продукции, которая осталась на складе и не пошла в товарооборот.
А формула обозначается вот так:
Средний % = (Тнм + Том) / (Ром + Пкм) х 100%
Таким образом, финансовые и налоговые службы контролируют процесс дохода и расходов, поэтому проработана серия законов, ведется контроль по их исполнению. И чтобы бизнес развивался успешно, следует просчитывать все до мелочей, не упуская из виду основные и системные транспортные расходы в момент заполнения декларации о доходе. А вы имеете опыт ведения важной отчетной документации, тогда поделитесь опытом в комментариях.