Что представляют собой саморегулируемые организации

03.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что представляют собой саморегулируемые организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

История и назначение законодательства по СРО

Допуск СРО – это разрешение, выдаваемое саморегулируемой организацией своему члену на проведение работ, указанных в Перечне видов строительных работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624). Если для строительных работ требуется допуск СРО, а организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность без него, за это предусмотрена административная (штраф до 50 тыс. рублей) и даже уголовная ответственность.

Допуск выдается без ограничения срока действия, и работать по нему можно по всей территории России. Порядок предоставления допуска СРО зависит от условий, утвержденных внутренним регламентом конкретной саморегулируемой организации. Требования к выдаче свидетельства о допуске утверждаются на общем собрании членов саморегулируемой организации отдельно для каждого вида работ, причем они зависят от того, на каких объектах эти работы ведутся: уникальных, особо опасных, технически сложных.

Желающий получить допуск должен будет документально подтвердить наличие в штате работников необходимой квалификации и достаточной технической базы. Минимальными требованиями к кадрам является наличие трех специалистов с высшим образованием или пяти со средним специальным образованиям (с определенным стажем и квалификацией). Некоторые СРО могут требовать при вступлении от своих членов наличие сертификата ISO. Такой сертификат подтверждает, что у его владельца организована система менеджмента качества, что обеспечивает высокое качество товара и услуг.

Сколько стоит вступление в СРО

Несмотря на то, что СРО называется некоммерческим партнерством, поддержание ее функционирования обходится недешево. Это сложная структура, объединяющая не только участников, но включающая в себя контрольную, ревизионную и дисциплинарную комиссии; исполнительный и коллегиальный органы управления; третейский суд. Высшим органом управления СРО является общее собрание ее членов. Для финансирования этой деятельности участники партнерства уплачивают при вступлении в организацию взносы: вступительный, членский, целевой.

Размеры этих взносов устанавливаются самой организацией, приведем пример этих сумм одного из некоммерческих партнерств:

  • вступительный взнос — 10 000 рублей;
  • членский годовой взнос — от 55 000 рублей (при доходах участника СРО до 10 млн. рублей) до 150 000 рублей (при доходах более 500 млн. рублей);
  • целевой годовой взнос — 5 000 рублей.

И наконец, взнос в компенсационный фонд, который идет на возмещение ущерба, нанесенного участниками СРО третьим лицам в результате своей профессиональной деятельности. Размеры взносов в компенсационный фонд указаны в ст. 55.16 Градостроительного кодекса. Например, для строителей от 100 000 рублей, а для проектировщиков и изыскателей от 50 000 рублей.

Возврат всех внесенных взносов при выходе участника из СРО не производится (ст. 55.7 Градостроительного кодекса и ст.13 закона № 315-Ф3 от 1 декабря 2007), кроме случаев ликвидации некоммерческого партнерства.

Согласно ст. 55.6 (6) Градостроительного кодекса допуск СРО выдается в срок не позднее чем в трехдневный срок после принятия решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Некоторые СРО предлагают различные способы кредитования для своих членов, то есть оплаты взносов в рассрочку.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 315-ФЗ саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность, которая включает в себя разработку и установление стандартов и правил в определенной сфере хозяйственной деятельности, а также контроль за соблюдением требований таких стандартов и правил. Саморегулирование осуществляют субъекты предпринимательской (организации и индивидуальные предприниматели) и профессиональной деятельности (например, оценщики, арбитражные управляющие), объединившиеся в СРО.

Согласно нормам действующего законодательства все СРО являются некоммерческими организациями, следовательно, на них распространяется общий порядок создания и госрегистрации, предусмотренный в ст. 51 ГК РФ, ст. 13, 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако для присвоения некоммерческим организациям статуса СРО они должны соответствовать ряду специальных требований, установленных Законом N 315-ФЗ или иными федеральными законами. Рассмотрим такие требования.

  1. СРО должны осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Читайте также:  ​Штраф за проезд на красный свет в 2023 году

Отметим, что Закон N 315-ФЗ прямо не называет цели, для достижения которых создаются СРО. Цели могут быть установлены на основании отдельных положений указанного Закона, например норм о функциях, выполняемых СРО (ст. 4, ч. 1 ст. 6). В соответствии с такими нормами данная организация:

  • создает условия для профессиональной и предпринимательской деятельности;
  • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности;
  • контролирует деятельность своих членов;
  • защищает их права и др.

Помимо этого, федеральными законами, регулирующими статус СРО в определенной сфере хозяйственной деятельности, могут устанавливаться специальные цели их создания (см., например, Закон об оценочной деятельности, Закон о рекламе, Закон о рынке ценных бумаг [4] и др.). Так, в ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг цель создания СРО указана довольно четко: для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Контроль, осуществляемый СРО за деятельностью ее членов

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 315-ФЗ контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится путем плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил этой организации, а также условий членства в СРО. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение ее членом указанных требований.

Если в ходе проверки выявлены нарушения требований стандартов и правил, условий членства в СРО, материалы такой проверки передаются в специализированный орган СРО по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Если этот орган установит факт нарушения членом СРО указанных требований и стандартов, а также условий членства в СРО, то он вправе принять решение о применении в отношении такого члена одной из следующих мер дисциплинарного воздействия:

  • вынесения предписания, обязывающего устранить выявленные нарушения в установленные сроки;
  • вынесения предупреждения;
  • наложения штрафа;
  • рекомендации об исключении лица из членов СРО, подлежащей рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления организации;
  • иной меры, установленной внутренними документами СРО.

[1] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

[2] Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Уведомительный и разрешительный порядок создания СРО

В зависимости от порядка признания некоммерческой организации в качестве саморегулируемой, СРО делятся на:

— создаваемые в уведомительном порядке;

— создаваемые в разрешительном порядке.

Уведомительный порядок означает, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО (ч. 6 ст. 3 Закона о «О саморегулируемых организациях»).

Разрешительный порядок создания саморегулируемых организаций предполагает приобретение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой с момента получения специального разрешения (например, выдаваемого некоторым СРО Банком России на основании ст. 57 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Права и обязанности организации

СРО имеет право оспаривать решения госорганов, идущие вразрез с интересами ее участников. Правление организации уполномочено принимать участие в подготовке законодательной базы, связанной со сферой ее деятельности, и выносить на рассмотрение собственные законопроекты. В отношении своих членов СРО имеет полномочия применять дисциплинарные меры, если был установлен факт нарушения принятых в организации правил и норм.

Саморегулируемое объединение обязано:

  • проверять качество работы компаний-участников;
  • готовить нормативную документацию, регулирующую деятельность членов СРО;
  • создавать условия для повышения квалификации и обучения сотрудников компаний;
  • рассматривать жалобы, поступающие от третьих лиц в адрес участников организации.

Некоторые СРО также занимаются сертификацией услуг и продукции, выпускаемой входящими в ее состав ИП и юридическими лицами.

Что такое СРО: понятие

Термин расшифровывается так: СРО — это объединение ИП и юридических лиц, занимающихся общим видом деятельности. Тот, кто строит здания, вступает в строительные СРО. Кто проектирует — в проектное, изыскатели — в изыскательское.

Строительные СРО появились в 2009 году, придя на замену государственному лицензированию. Обязательными они стали с 2011 года. Основные законы, связанные с ними — это ФЗ № 315 и 372.

Указанные три вида СРО регистрируются в Ростехнадзоре и регулярно планово проверяются на соблюдение требований.

Читайте также:  Расчет транспортного налога в Ростовской области, таблица ставок

Идея создания таких объединений в том, чтобы уйти от не всегда эффективного госрегулирования и повысить качество контроля за участниками рынка.

За что могут исключить из саморегулируемой организации

Все основания для изгнания строительной, проектной или инженерно-изыскательской компании из СРО описаны в статье 55.7 Градостроительного кодекса РФ. Приведем их в полном объеме:

  • двукратное невыполнение требований Госстройнадзора в течение года;
  • нанесение ущерба клиентам или другим лицам из-за несоблюдения технических регламентов, установленных СРО и законодательством РФ;
  • неоднократное нарушение стандартов и регламентов СРО в течение одного года (либо одно нарушение грубого характера);
  • многократные задержки либо неуплата взносов (как регулярных, так и в компенсационный фонд).

По собственной инициативе можно выйти из СРО, если вас не устраивает размер членских взносов или вы прекратили деятельность. Также членство в саморегулируемой организации прекращается в случае ее реорганизации, присоединения к другой СРО либо расформирования.

Решение об исключении участника из СРО принимает общее собрание. В трехдневный срок это решение должно быть доведено до исключенного ИП или юрлица. Если принято решение о возврате средств из компенсационного фонда, деньги возвращаются также в день вступления в силу решения об исключении.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • На основе норм действующего российского законодательства разрабатывать и принимать нормативные документы, которые регулируют прием в члены СРО и правила поведения членов организации;
  • Саморегулируемая организация должна обеспечить беспрепятственный допуск к информации о своей деятельности и функционированию ее членов, к списку допуска работ всех членов сообщества;
  • Организует профессиональное обучение и аттестацию работников членов СРО;
  • Сертифицирует продукцию (товары, услуги), выпускаемую членами саморегулируемой организации;
  • Контролирует деятельность всех членов СРО в части ее соответствия правилам и стандартам нормативно – правовым документам всех государственных и муниципальных органов и нормативам организации;
  • Рассматривает жалобы на действия членов СРО, повлекшие за собой нарушение нормативно – правовых документов РФ или правил и стандартов саморегулируемой организации.

Решения любой саморегулируемой организации, ее руководящего органа могут быт обжалованы согласно норм действующего законодательства. Это право записано в статье 11 ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Изначально предполагаем, что данная статья пишется не для фирм – однодневок, а для предпринимателей, которые будут трудиться на основании норм действующего законодательства.

На какие факты необходимо обращать внимание в первую очередь:

Не ленитесь собирать информацию о деятельности администрации саморегулирующей компании. Участники СРО отвечают за деятельность СРО солидарно. Если вы станете участников СРО, в которой руководство компании думает только о личном благополучии, тогда вам спокойной работы не видать, «как своих ушей».

Многие юридические компании специализируются на предоставлении качественных услуг по вступлению в СРО. Они следят за всей базой данных, регулярно отслеживают поступающую информацию о деятельности различных саморегулирующих компаний в многочисленных отраслях экономики (их около 20), где членство в СРО является обязательным. И в зависимости от желания клиента (потенциального участника СРО) предлагают достоверную информацию о деятельности СРО в различных регионах России.

  • Является партнерством некоммерческого типа;
  • Объединяет предпринимателей, ЮЛ и ФЛ работающих определенной отрасли;
  • Имеет строго регламентированный законом состав.

Условно все функционирующие организации СРО на российском рынке можно разделить на четыре крупные группы.
Первая (около 20 первых созданных объединений) – включившая в себя наиболее крупные и организационно грамотные и богатые, но и обладающие хорошими связями компании. Учитывая их требования (квалификационные, финансовые), попасть в них довольно сложно.
Вторая, состоящая преимущественно из региональных и отраслевых СРО, с небольшой примесью обладающих высокой репутацией коммерческих. Требования для получения допуска у них более лояльны в сравнении с первой группой, но, тем не менее, тоже достаточно высоки. Принято считать с 20-140 номера от регистрации. Третья группа (приблизительно до 200 номера) объединяет вышедшие на рынок достаточно поздно, и наращивающие число членов нередко за счет услуг консалтинговых компаний. Условия вступления достаточно либеральны.
Четвертая группа (с датой регистрации не ранее 2012 года) – исключительно коммерческая и преследует цель максимально увеличить размер компенсационного фонда, которым оперирует узкая группа лиц. Вступления сюда носит, в основном, формальный характер.

  1. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
  2. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  3. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
  4. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
  5. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
Читайте также:  Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей, так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства, с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.

Понятие саморегулируемой организации

Как уже отмечалось, термин «саморегулируемая организация» был заимствован из англо-американского права. На какие конкретно положения и концепции права Великобритании и США опирались при разработке Федерального закона «О рынке ценных бумаг» сказать невозможно, поскольку сложившаяся в связи с принятием названного закона система регулирования с участием СРО не является идентичной модели регулирования, сложившейся в США или Великобритании. Общей тенденцией при формировании модели рынка ценных бумаг было заимствование опыта США , однако фондовые биржи не получили в России статус СРО. Поэтому иногда делается вывод, что в России заимствована англо-саксонская модель97. Однако такое утверждение не вполне конкретно, поскольку в Великобритании для законодателя в рамках проводимых в Великобритании в 1980-е гг. реформ было важно максимально обеспечить негосударственные механизмы признания в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, и, прежде всего, в силу членства в СРО, что в настоящее время в России невозможно.

В Великобритании Закон о финансовых услугах 1986 определил саморегулируемую организацию (self-regulating organisation) как орган (body), который регулирует ведение инвестиционной деятельности (investment business) любого рода путем издания правил, которые обязательны для лиц, ведущих такую деятельность, поскольку они или являются членами саморегулируемой организации или подпадают под ее контроль. Саморегулируемой организацией может являться как инкорпорированных орган (body corporate), так и неинкорпорированная ассоциация (unincorporated association). Таким образом, в отличие от законодательства Российской Федерации, в Великобритании саморегулируемой организаций в принципе могло быть не только юридическое лицо98. Таким образом, понятия саморегулируемой организацией в Великобритании и США различны. Если в США в федеральном законодательстве дается перечисления тех организаций, которые в силу закона признаются саморегулируемыми организациями, то в Великобритании приведен список условий, при удовлетворении которых и при отсутствии иных ограничений, установленных законом, юридическое лицо или неинкорпорированная ассоциация могут быть признаны саморегулируемыми организациями.

Перевод на русский язык «self-regulatory (self-regulating) organization» как «саморегулируемая организация» является не совсем корректным. Буквальное толкование «саморегулируемая организация» означает то, что организация сама что-то регулирует, и, вероятно, прежде всего свою собственную деятельность, что в конечном итоге может привести к выводу, что любое юридическое лицо является саморегулируемой организацией, поскольку гражданское законодательство позволяет организации самостоятельно решать некоторые вопросы своей организационной структуры и взаимоотношений органов юридического лица.

Так, Н. В. Сухарева, относя к саморегулируемым организациям «некоммерческие организации, объединяющие по профессиональному признаку субъектов некоммерческой деятельности; основанные на членстве физических лиц общественные объединения, преследующие социальные цели и не ориентированные на извлечение прибыли (общественные организации, политические партии); некоммерческие, организации, объединяющие по профессиональному признаку субъектов коммерческой детальности; общественные объединения, объединяющие по отрасли либо по рынку субъектов коммерческой деятельности»99, фактически считает саморегулируемой организацией любую некоммерческую организацию, основанную на членстве.

Кроме того, в литературе стал использоваться и термин «саморегулирующиеся организации»100 как синоним «саморегулируемой организации». По нашему мнению правильным переводом является «саморегулирующая организация», поскольку цель такой организации не регулирование своей собственной деятельности, а регулирование деятельности своих членов. Тем не менее, в связи с тем, что термин «саморегулируемая организация» является устоявшимся а законодательстве и юридической литературе, мы в настоящем исследовании используется этот перевод.

Особенности документации

В соответствии со статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для того чтобы вступить в СРО, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны предоставить в объединение следующие документы:

  • Заявление о приеме. В нем в том числе следует указать виды работ, проводимых заявителем; копии регистрационных документов предпринимателя или юрлица;
  • Копии учредительных документов (для юрлица);
  • Приказы о назначении гендиректора и главного бухгалтера;
  • ОГРН и ИНН;
  • Выписку из ЕГРЮЛ и из информационного уведомления Госкомстата;
  • Подтверждение квалификации (диплом о высшем образование соответствующего профиля и опыта (не менее 5 лет) у ИП или руководителя компании;
  • Трудовые договора с не менее чем двумя специалистами по направлениям деятельности, данные о которых внесены в соответствующий реестр.


Похожие записи: