Все изменения и новое по транспортному налогу с 2021 года

23.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все изменения и новое по транспортному налогу с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).

В каких случаях платить налог не нужно?

Стоит отметить, что не все транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не нужно платить данный вид обязательных платежей в отношении следующих средств передвижения:

  • легковые авто, оборудованные для эксплуатации инвалидами;
  • машины мощностью меньше 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения;
  • водный и воздушный транспорт, принадлежащий организациям или ИП, который используются для перевозки пассажиров и грузов;
  • средства передвижения, принадлежащие органам государственной власти;
  • самолеты и вертолеты, предназначенные для обслуживания медицины;
  • транспортные средства, числящиеся в розыске, или же те авто, которые уже найдены. В последнем случае уплачивать налог не нужно за период с начала розыска и до дня передачи машины ее владельцу;
  • иные случаи.

Отдельно стоит подчеркнуть, что определенные послабления по транспортному налогу могут быть предусмотрены для граждан, относящихся к категории льготников (более подробно об этом написано ниже).

Льготы по транспортному налогу

Стоит отметить, что на федеральном уровне какие-либо льготы по транспортному налогу законом не предусмотрены.

Однако определенные послабления вправе устанавливать государственные органы субъектов РФ. Причем в каждом регионе они могут отличаться.

Для примера можно рассмотреть льготы по транспортному налогу, действующие в некоторых регионах России:

  1. В Москве от уплаты данного вида налога освобождены такие категории налогоплательщиков, как (закон г. Москвы от 09.07.2008 года № 33):
  • Герои СССР и РФ, имеющие орден Славы;
  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды (1 и 2 группа);
  • семьи, где есть ребенок-инвалид (льготу получает один из родителей);
  • другие категории лиц.
  1. Свердловская область – в соответствии с законом Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождены:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи (льготу получает один из родителей) и др.

Пример № 1.

Вводная: Гражданин продал имеющийся у него автомобиль 1 июня 2018 года. Новую машину он после этого не покупал. В следующем году у него возникли трудности при расчете суммы, подлежащей уплате в бюджет. Какова она будет?

Решение ситуации: Срок для расчета налога для продавца авто останется прежним и будет равен двенадцати месяцам. Однако платить он будет не за весь год, а лишь за ту его часть, на протяжении которой автомобиль был у него в собственности, то есть за шесть месяцев.

Пример № 2.

Вводная: Индивидуальный предприниматель решил расширить свой бизнес и зарегистрировал общество с ограниченной ответственностью, учредителем которого он стал. До этого у него в собственности было несколько грузовиков. Переоформлять их на вновь созданное юрлицо бизнесмен не стал, а сдал их ему в аренду на безвозмездной основе, так как не хотел волокиты в ГИБДД. Каков будет срок расчета сбора для общества с ограниченной ответственностью?

Решение ситуации: Никакой, так как обязанность по перечислению платежей за транспорт возникает только в случае, если авто находится в собственности компании. В этой ситуации машины остались в собственности учредителя юрлица, поэтому и деньги за них выплачивать будет он.

Пример № 3.

Вводная: Юридическое лицо создали в 10 сентября 2018 года. При этом в собственность организации учредители сразу передали два легковых автомобиля. Каким образом будет рассчитано время для определения размера платежа для компании?

Читайте также:  Валюта на Кипре: курс, формы оплаты и другие подробности

Решение ситуации: Он начнется с момента ее создания, то есть 10 сентября 2018 года, и продлится до 31 декабря 2018 года. Ранее даты регистрации ни у кого обязанность по уплате денег не возникает, так как самого лица на то время просто не существовало в природе.

Налоговый период по транспортному налогу – это время, по итогам которого его платят. Он равен году. В некоторых случаях (регистрация, ликвидация юрлиц) его продолжительность сокращается. Этот временной промежуток следует отличать от отчетного периода, то есть срока, в течение которого организация должна направить в ФНС налоговую декларацию.

Комментарий к ст. 358 НК РФ

В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями — автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 года), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, подпунктом 9 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 статьи 4 этого Закона, изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 года.

В то же время, общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в статье 5 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.

Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, говорящий о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше.

Читайте также:  Банкротство физического лица в 2023 году: пошаговая инструкция

Статья 359. Налоговая база

1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

Как определить налоговый период по транспортному налогу, если автомобиль физическим лицом продан (передан) другому физическому лицу по доверенности?

Ответ:

В этом случае налоговый период останется неизменным – 1 год. Ведь налогоплательщиками по транспортному налогу признаются физические и юридические лица, на которых автотранспорт зарегистрирован. В случае продажи (передачи) автомобиля по доверенности перерегистрации не происходит, соответственно, плательщиком налога остается прежний владелец автомобиля.

Вопрос № 2:

Как определяется налоговый период по транспортному налогу для случая, когда автомобиль был полностью уничтожен (сгорел)?

Ответ:

Налоговый период останется прежним – 1 год. А вот расчет налога зависит от времени, когда автомобиль будет снят с регистрационного учета. Снять автомобиль с учета в случае уничтожения в интересах налогоплательщика, так как начисление налога будет прекращено с месяца, следующего за месяцем снятия автомобиля с учета.

Вопрос № 3:

Уплачивается ли транспортный налог за автомобиль с транзитным номером?

Ответ:

Наличие транзитного номера говорит о том, что транспортное средств еще не было зарегистрировано, соответственно такое транспортное средство не является объектом налогообложения транспортным налогом.

Субъект и объект налогообложения

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками признаются лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения.

В состав объекта налогообложения (ст. 358 НК РФ) включаются, в частности, следующие виды зарегистрированных транспортных средств: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы и другие водные и воздушные транспортные средства.

Отдельные виды транспортных средств, в связи с их незначительной мощностью или особым характером эксплуатационного назначения, не признаются объектами налогообложения (ст. 358 НК РФ). К ним, в частности, относятся:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с мощностью двигателя не более 5 л. с.;

  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения, и легковые автомобили, специально оборудованные для инвалидов;

  • промысловые морские и речные суда;

  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, являющиеся собственностью организаций, осуществляющих в основном пассажирские и/или грузовые перевозки;

  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции;

  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налог на пользователей автомобильных дорог в 2002 году

Нормы главы 28 НК РФ выступают в силу с 1 января 2003 года.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ определяет порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год в зависимости от вида налогоплательщика и его учетной политики для целей налогообложения в 2002 году.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 110-ФЗ, налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта РФ, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.

Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.

Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года. При этом для целей этой статьи суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на 1 января 2003 года.

Читайте также:  Можно ли обжаловать решение суда - инструкция от R.TIGER

При этом статьей 16 Федерального закона определяется, что субъекты малого предпринимательства, независимо от применяемой учетной политики для целей налогообложения в 2002 году, уплату налога на пользователей автомобильных дорог за этот год производят в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 год.

Как рассчитать налог на транспорт?

Если у вас несколько единиц транспорта, то придется исчислять налог для каждого из них по отдельности. Порядок расчета транспортного налога в 2023 году закреплен п. 2 ст. 362 НК и представляет собой формулу, состоящую из следующих показателей.

Налог к уплате = СН ⨯ НБ ⨯ КП ⨯ КВ — ЛТ — АП

СН — ставка налога, подбирается самостоятельно на основе местного законодательства. Размеры зависят не только от мощности двигателя, но и возраста автомобиля.

Мощность двигателя написана в паспорте ТС, а для вычисления возраста придется правильно посчитать годы — учитывайте 3 нюанса:

  • отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска;
  • количество лет определяется на 1 января текущего года;
  • год, за который рассчитываем и платим налог, включается в возраст авто.

Нюансы признания налогоплательщиком

Организация признается плательщиком рассматриваемого налога в отношении транспортных средств, зарегистрированных в соответствующих органах по их государственной регистрации, если указанные средства:

  • находятся на консервации. Ведь такой транспорт в перечне не облагаемых налогом объектов не значится;
  • куплены в кредит. Обязанность по уплате налога не зависит от того, за счет каких средств приобретено транспортное средство: собственных или заемных;
  • являются вещественным доказательством по уголовному делу;
  • находятся под арестом (см. Письмо ФНС России от 06.04.2010 N 3-3-06/468);
  • приобретены для использования в качестве запасных частей (см. Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15);
  • находятся в длительном ремонте после дорожно-транспортного происшествия (см. Письма Минфина России от 31.08.2011 N 03-05-06-04/269, от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01, от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39);
  • приобретены для проведения показательных выездов (для использования в режиме «тест-драйв»);
  • переданы в качестве вклада по договору простого товарищества (п. 1 ст. 1043 ГК РФ и ст. 357 НК РФ).

Если двигатель был заменен

В течение календарного года организация может в транспортном средстве заменить двигатель и (или) изменить его мощность. В этом случае рассчитать транспортный налог она должна с учетом указанных изменений и месяца их осуществления. Причем за месяц, в котором произошла замена, налог следует рассчитывать уже исходя из мощности нового двигателя.

Следует иметь в виду, что новый двигатель должен быть зарегистрирован в органах ГИБДД МВД России и отражен в паспорте транспортного средства.

Пример 2. ООО «Альянс» имеет на балансе легковой автомобиль с мощностью двигателя 150 лошадиных сил. 10 мая 2011 г. организация заменила и зарегистрировала новый двигатель. При этом мощность двигателя транспортного средства составила 180 лошадиных сил.

Законом субъекта РФ, где находится ООО «Альянс», установлена ставка транспортного налога для данной категории транспорта 35 руб. за 1 лошадиную силу. Кроме того, этим же нормативным актом предусмотрено для данной категории налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Автомобиль зарегистрирован на филиал

Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль, постоянно используемый филиалом, зарегистрирован на данное обособленное подразделение. Куда в такой ситуации следует уплачивать транспортный налог и авансовые платежи по нему: по месту нахождения головной организации или филиала?

О том, что налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения транспортных средств, говорится в п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ. Местом нахождения имущества согласно п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ признается для:

  • морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
  • остальных транспортных средств — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества.

Таким образом, налог и авансовые платежи по нему, исчисленные в отношении автомобиля, должны уплачиваться в бюджет по месту государственной регистрации этого транспорта.

Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения таких лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений, которые указаны в учредительных документах. Это следует из п. 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (далее — Правила) и п. 17.1 Административного регламента (далее — Административный регламент), утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.

Значит, если постоянно используемый филиалом автомобиль зарегистрирован на данное обособленное подразделение, то транспортный налог и авансовые платежи по нему организация должна уплачивать по месту нахождения данного обособленного подразделения. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 16.04.2007 N 03-05-06-04/20.


Похожие записи: