Юридический и фактический адрес

20.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридический и фактический адрес». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Зарегистрировать ИП можно используя временную прописку. Для этого к списку основных документов необходимо предоставить справку о временной прописке сроком не менее полугода. Также должен отсутствовать штамп в паспорте о регистрации по месту постоянного проживания.
Отметим, что временную прописку нужно продлевать, иначе ИП снимут с учета автоматически.

Комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Наименованием юридического лица является название, под которым оно приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Наименование присваивается юридическому лицу учредителями (участниками) и должно отвечать установленным законом требованиям, различающимся в зависимости от вида юридического лица (коммерческое или некоммерческое) и его организационно-правовой формы (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 3 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК). Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах (см. п. 2 ст. 52 ГК).

Наименование юридического лица состоит из двух частей — собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица.

Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности (например, ОАО «Телекомпания «НТВ», ООО «Банк «Солидарность»). В качестве разновидности таких словесных обозначений могут рассматриваться сокращенные наименования юридических лиц (например, НИИАТ — Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). При этом речь идет о сокращенном варианте полного наименования, его аббревиатуре, т.е. об условном сокращении слов, составляющих полное наименование, на письме, а также о слове, образованном путем сокращения двух или нескольких слов, составляющих полное наименование.

Наименования могут быть связаны с основными целями или основным видом деятельности данного юридического лица (например, международный фонд социально-экологической помощи, завод трикотажного машиностроения), при этом использование в наименовании определенных терминов и словосочетаний (например, «банк», «финансово-промышленная группа») допускается лишь в установленных законом случаях.

Для всех без исключения юридических лиц является обязательным указание в составе наименования их организационно-правовой формы (фонд, ассоциация, союз и т.д.). В связи с этим в судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.99 N 7570/98). С его помощью до участников гражданского оборота доводится информация о правовом статусе организации. Такое указание дополняет, усиливает индивидуальность наименования.

Указание на характер деятельности должно содержаться в наименовании некоммерческих организаций, а также в наименовании некоторых видов коммерческих организаций, для которых законом предусмотрена специальная правоспособность (например, банки, страховые организации). Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (см. ст. 7 Закона о банках). Слова «центральная компания финансово-промышленной группы» включаются в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании (см. ст. 11 Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» ).

———————————
СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.

Наименование государственного или муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование (см. ст. 4 Закона об унитарных предприятиях).

2. В силу п. 4 комментируемой статьи юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, выступают в гражданском обороте под наименованием особого рода — фирменным наименованием.

Фирменное наименование (или фирма) наряду с товарным знаком, знаком обслуживания служит средством индивидуализации юридического лица и является объектом интеллектуальной собственности (см. ч. 1 ст. 138 ГК). Фирменное наименование, получившее признание на рынке, имеет существенное значение в конкурентной борьбе за потребителя работ и услуг, выполняемых юридическим лицом, а также для привлечения кредитных ресурсов. Кроме того, оно входит в состав предприятия как имущественного комплекса (см. п. 2 ст. 132 ГК), стоимость которого зависит от престижа и деловой репутации фирмы.

Комментируемая статья предусматривает принятие специального закона и иных правовых актов, определяющих порядок регистрации и использования фирменных наименований. До принятия таких актов процедура регистрации фирменного наименования ограничивается его включением в Единый реестр юридических лиц вместе с другими данными государственной регистрации юридического лица.

С регистрацией фирменного наименования закон связывает возникновение у юридического лица так называемого права на фирму — исключительного права использования фирменного наименования в сделках, на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах и их упаковке, на бланках и счетах и т.п.

Исключительность права на фирму состоит, в частности, в следующем. Использование фирменного наименования коммерческой организации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (см. ч. 2 ст. 138 ГК). При этом организации предоставляется защита от неправомерного использования ее фирменного наименования с применением способов, предусмотренных ст. 12 ГК (требование о прекращении неправомерного использования, о возмещении причиненных убытков и т.д.).

3. Место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности юридического лица, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов. Наряду с фирменным наименованием место нахождения служит средством индивидуализации юридического лица.

Согласно п. 2 комментируемой статьи место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При этом место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, соответствующего иного органа или лица указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации юридического лица (см. п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

Способы образования ЮЛ.

Традиционно существуют три способа образования юридичес­ких лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-норматив­ный.

Распорядительный порядок предполагает образование юриди­ческого лица в силу прямого распоряжения государственного орга­на или органа местного самоуправления (государственные и муни­ципальные унитарные предприятия).

При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако не­обходимо согласие соответствующих государственных или муници­пальных органов на его создание (например, создание банков).

Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После созда­ния учредительных документов достаточно лишь «явиться» для реги­страции. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образо­ванное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по моти­вам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и то­варищества).

ЮЛ создаётся по воле его учредителей, однако гос-во (публичная власть) в интересах всех участников гражданского оборота контролирует законность их создания (ст.51 ГК). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке определяемом законодательством. Данные о ЮЛ, в т.ч. и наименование, включаются в единый гос-й реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Нормативное регулирование гос-й регистрации осуществляется ФЗ «О гос-й регистрации ЮЛ» от 08.08.2001года.

Порядок ГР ЮЛ:

ГР осуществляется в срок не > чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

ГР ЮЛ осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. ГР ИП осуществляется по месту его жительства.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом (в день получения документов).

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов. Моментом ГР признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее 1 рабочего дня с момента ГР выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Читайте также:  Минимальная пенсия по регионам России в 2023 году, таблица

Регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.

Иногда действующими НА предусмотрена специальная регистрация тех или иных организаций (общественных объединений—Законом «Об общественных объединениях»).

При создании юридического лица разрабатываются учредитель­ные документы (учредительный договор или устав либо и то, и дру­гое); уплачивается гос-я пошлина(сейчас в размере 2 тысяч рублей).

Регистрация ИП по временной прописке

Как определяется место нахождения организации

Как уже отмечалось, место нахождения юридического лица определяется по месту его официальной регистрации органами ФНС. По общему правилу она должна осуществляться на территории нахождения постоянно функционирующего исполнительного органа компании, либо другого органа/лица, которому организация делегировала полномочия выступать от своего имени.

Если адрес места нахождения юридического лица — это указание населенного пункта его регистрации, то его юридический адрес должен содержать подробную информацию. Он нужен не для идентификации налогоплательщика, а для возможности с ним связаться посредством почтовых отправлений. То есть нужно, чтобы он содержал все реквизиты, необходимые для доставки писем: индекс, населенный пункт, номер дома/строения, номер офиса, и т.д.

Юридический и фактический адрес — в чем разница?

Рассматривая подобную терминологию, нужно сделать скидку на то, что мы говорим о понятиях, используемых в деловой речи, но не включенных в законодательные акты. Их довольно часто используют обыватели и, порой, употребляют сами юристы. В статье 54 ГК РФ используется такие понятия как «местонахождение» и «адрес юридического лица».

Местонахождение компании — это адрес, по которому можно найти ее постоянно действующий исполнительный орган. Исполнительный орган ответственен за осуществление оперативной деятельности по управлению обществом. Но в организации его может не быть. Тогда ее местонахождением будет считаться адрес, по которому находится орган, уполномоченный выступать от имени организации.

Этот адрес и будет местом регистрации юридического лица. Его называют фактическим, поскольку он должен быть реальным. Его же можно назвать и юридическим: в соответствии с п. 3 статьи 54 ГК РФ адрес местонахождения указывается при регистрации ООО и вносится в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). То есть он не только реальный, но и официальный.

По закону, указывая место государственной регистрации юридического лица, нужно внести, как минимум, название населенного пункта (муниципального образования). Есть ряд нюансов, касающихся юридического адреса:

  • адрес местонахождения не обязательно должен совпадать с адресом фактической деятельности компании — цеха, торговой точки, производства и других помещений, используемых для производственной и хозяйственной деятельности;
  • по юридическому адресу, который будет зарегистрирован в ЕГРЮЛ, с организацией будут связываться по почте — если компания укажет фиктивный адрес, ее участники не смогут получить актуальную информацию из налоговой инспекции или социальных фондов;
  • если вам отправили письмо по юридическому адресу, автоматически считается, что компания была проинформирована официальным способом — это может касаться долга, просроченных налоговых выплат, штрафов и иных важных фактов, касающихся деятельности организации (п. 5, статья 31, глава 1 НК РФ);
  • в качестве юридического адреса при регистрации может быть указано место проживания директора или одно из участников ООО.

В настоящее время в законодательстве РФ нет строгих требований, касающихся юридического адреса. Если по указанному адресу с организацией можно связаться, то его можно регистрировать, даже если там находится частный или многоквартирный жилой дом. Раньше налоговая служба требовала предоставить официальный договор аренды, а сейчас это не обязательно.

Когда юридический и фактический адреса не совпадают…

«Юридическое» и «фактическое» место нахождения организации: существует ли разница?

В уставе, учредительном договоре юридического лица должно определяться место его нахождения. Такое требование к учредительным документам юридических лиц содержится в ст. 48 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК).

Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 50 ГК).

Аналогичное определение места нахождения хозяйственного общества содержится и в ст. 4 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»:

место нахождения хозяйственного общества определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности.
В свою очередь, Налоговый кодекс РБ (далее – НК) устанавливает, что местом нахождения организации признается место ее государственной регистрации (ст. 15 НК).

  • При отсутствии места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами).
  • Если отсутствует или бездействует высший орган управления, то местом нахождения организации является место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией).
  • Если же отсутствует или бездействует и исполнительный орган управления, местом нахождения организации при-знают место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника.
  • Как видим, законодательство не содержит однозначного определения понятия «место нахождения организации».

Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в едином государственном реестре юридических лиц.

Какой адрес местонахождения юридического лица указать?

К избранию адреса местонахождения любой компании, независимо от ее организационной формы и иных характерных особенностей, необходимо подойти самым, что ни на есть, тщательнейшим образом. Адрес местонахождения юридического лица – это то, на что в первую очередь обращает внимание сотрудник ИФНС при осуществлении регистрационных действий.

Читайте также:  Как обменять квартиру на квартиру

Правильным для проведения госрегистрации является тот адрес, который не находится в «черном перечне» налоговой службы, то есть не является массовым. Массовые юр. адреса обычно известны не только налоговым службам, но и иным госучреждениям, и даже банкам. В том случае, когда в качестве адреса для госрегистрации будет указан такой массовый адрес, эта компания вызовет к себе особо пристальное внимание со стороны всех контролирующих органов, поскольку у них сразу же возникнет мнение, что это фирма «бабочка», т.е. – однодневка.

Таким образом, в качестве местонахождения компании в учредительной документации можно указать один из имеющихся в наличии адресов:

Действующее федеральное законодательство по состоянию на сегодня вообще не содержит определений для этих трех особо распространенных понятиях. Так, ни в одном Законе либо ином подзаконном нормативно-правовом акте России не содержится конкретных разъяснений, что же именно такое юридический, фактический, и даже почтовый адрес. Эти обстоятельства порождают массу толкований.

В существующей юр. практике адрес, прописанный в учредительной документации (юридический), отличается от фактического, или же почтового адреса. А потому смело можно прийти к выводу – что у каждой компании имеется два адреса – юридический и фактический.

Почтовый адрес в основном отличается от юридического тем, что на практике определенный сотрудник, в чьи обязанности входит работа по обслуживанию бизнеса, доставляет всю приходящую на юр. адрес входную корреспонденцию на фактический адрес.

Для предупреждения любых мошеннических действий с регистрацией юридического лица Федеральной налоговой службой был создан специальный список неблагонадежных мест. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте государственной службы. Данная услуга полезна не только для сотрудников ФНС, но и для предпринимателей, регистрирующих адрес юридического лица.

Если учредитель приобретает данные об официальном местенахождении организации у сторонних людей, он идет на определенные риски, вне зависимости от того, находился ли он в курсе происходящего или нет. Покупка юридического адреса может привести к следующим нежелательным последствиям:

  1. Все документы, представленные продавцом, окажутся поддельными, а помещение, оговоренное в договоре, вообще не существующим или все права на него незаконными.
  2. Если адрес окажется в черных списках массовой регистрации, налоговые службы могут оказать в оформлении, хотя нигде в законе такие меры не прописаны. Такую проблему обычно решают через судебные инстанции.
  3. Если в случае проверок налоговыми службами или правоохранительными органами фактический и юридические адреса не совпадают, то это станет поводом для внесения организации в список фирм-«однодневок».
  4. Проблемы могут возникнуть и при оформлении расчетного счета в банке.
  5. Главная трудность заключается в сложности получения корреспонденции, особенно из ФНС. Возвращение писем и уведомлений будет расцениваться налоговыми органами как повод для дополнительных проверок. Важно помнить, что заказное письмо, посланное органами налоговой инспекции, через шесть дней будет считаться полученным, вне зависимости от того, есть такая фирма или нет.

У добросовестных предпринимателей, которые с ответственностью подходят к регистрации юридического лица, подобных проблем не возникает. Неопытным учредителям необходимо заранее ознакомиться со всей законодательной базой по этому вопросу, а также просчитать возможные риски.

На практике компании сталкиваются с тем, что частая смена налоговых инспекций может привести к дополнительному вниманию со стороны ФНС, это действие органы воспринимают как попытку уйти от налогов. В идеале при переезде фирмы с одного места на другое адрес регистрации юридического лица лучше оставить прежним. При условии, что с владельцем арендуемого помещения у учредителя будет заключен официальный договор. В противном случае при первой же проверке данное место будет внесено в черный список, а ФНС вправе потребовать ликвидации организации.

Но даже в такой ситуации есть выход: через суд можно просить о дополнительном времени на исправление правовых ошибок. Однако столь радикальные меры скорее исключение, чем правило. Обычно ФНС обращаются с ходатайством об устранении фирмы в крайних случаях, когда все данные о ее деятельности не только отсутствуют в ЕГРЮЛ, но и нет никаких подтверждений фактической работы организации.

В таких случаях руководитель может пояснить, что письма по независимым от него причинам не доходили до места. Потом официально сменить все правовые данные и сообщить в надзорные органы об устранении проблемы. Обычно в ФНС такие действия признают и подтверждают статус учреждения.

Комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Наименование юридического лица включает в себя две основных составляющих: указание на организационно-правовую форму организации и собственно ее наименование. Отсутствие указания на организационно-правовую форму юридического лица является основанием для отказа в его государственной регистрации. Наименование юридического лица должно быть индивидуальным, неповторимым, позволяющим безошибочно определить юридическое лицо, к которому оно относится. Наименование юридического лица не рассматривается в качестве объекта интеллектуальной собственности в связи с чем не получает достаточной защиты как со стороны закона, так и со стороны органов судебной власти.

Одним из обязательных требований к наименованию юридического лица, которое зачастую не соблюдается на практике, является указание на характер деятельности данного субъекта. Указанный факт позволит определить круг потенциальных клиентов и сферу деятельности на рынке аналогичных товаров, работ или услуг. Указание на вид деятельности отражается только при наличии специального указания закона, например, в отношении аудиторских фирм. Все прочие юридические лица данное требование не соблюдают.

Принципиальное значение имеет нормативное закрепление в комментируемой статье порядка использования в наименование юридического лица официальных наименований, а также указаний на органы государственной власти. На практике подобные указания нередко используются юридическими лицами с нарушением действующего законодательства, способствуя тем самым введению контрагентов в заблуждение, ведь указание на органы государственной власти свидетельствует о связи юридического лица с государством.

При определении наименования юридического лица запрещено использование наименования Россия или производных от него, а также указание наименований органов государственной власти. Указание на принадлежность субъекта государству или взаимосвязь его с органом власти допускается лишь на основании специального разрешения, выдаваемого уполномоченным субъектом. Указание РФ (Россия) допускается лишь при соблюдении субъектом следующих условий:
— организация осуществляет деятельность в более чем половине субъектов РФ, например, имеет филиалы и представительства;
— организация является крупнейшим налогоплательщиком;
— организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, либо занимает доминирующее положение на рынке;
— более 25% акций (уставного капитала) организации находятся в собственности РФ.

Порядок использования наименования субъекта РФ или его органов власти осуществляется в соответствии с региональными нормативными актами.

2. В уставе юридического лица подлежит определению юридический адрес организации. Сведения о фактическом адресе вносятся в ЕГРЮЛ по решению учредителей данной организации. Юридический адрес организации должен отражать наименование населенного пункта на территории РФ. В настоящее время юридический адрес организации определяется применительно к наименованию населенного пункта (муниципального образования) на территории РФ. С одной стороны, указанная новелла способствует упорядочению юридических лиц. С другой стороны, определение юридического адреса применительно к населенному пункту затрудняет поиск организации и взаимодействие с ней. В связи с этим требуется детализация такого адреса применительно к улице, дому и помещению, в котором располагается исполнительный или иной орган юридического лица. В полной мере данное положение может быть реализовано лишь в отношении сельских населенных пунктов, которые в своем территориальном устройстве могут не предусматривать разделения на улицы и т.п. Применительно к крупным населенным пунктам такая детализация является необходимой и обоснованной. Юридический адрес рассматривается как тождество почтового адреса организации.

Юридический адрес организации определяется по месту нахождения единоличного исполнительного органа данного субъекта. Следует разграничивать статус единоличного исполнительного органа как физического лица или должностного лица организации. Осуществляя руководство деятельностью юридического лица, руководитель должен иметь офисное помещение, которое и выступает в качестве юридического адреса.

При наличии информации, свидетельствующей о невозможности связи с юридическим лицом по адресу из ЕГРЮЛ, налоговые инспекторы могут обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этой компании, но только в случае непредставления этих данных компанией в разумный срок (после направления ей уведомления о необходимости указания достоверных сведений о ее адресе). Признаками отсутствия организации по юридическому адресу могут быть: факт отсутствия по этому адресу ее представителей, возврат корреспонденции с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п. Уведомление о необходимости представления достоверных сведений может направляться по адресу учредителей организации и лица, действующего от имени организации без доверенности.

Принципиальное значение имеет введение меры ответственности организации за неполучение корреспонденции в случае ее отсутствия по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу. Закрепленные в п.3 комментируемой статьи положения выработаны практикой деятельности судебных органов, нередко сталкивающихся с ситуацией, в которой невозможно установить фактическое местонахождение юридического лица и его органов при их отсутствии по юридическому адресу. Судебные процессы в подобных ситуациях затягивались на неопределенное время, что нарушало права и законные интересы истцов и третьих лиц (см. ниже ссылки на судебную практику). Нормативное закрепление презумпции получения корреспонденции, направленной по юридическому адресу организации, позволяет надлежащим образом обеспечить права и законные интересы всех заинтересованных субъектов.

Читайте также:  Страховые взносы ИП за себя в 2023 году: что изменится

Сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны соответствовать аналогичной информации, отраженной в его учредительных документах. В случае выявления несоответствия в ЕГРЮЛ должны быть внесены соответствующие изменения, т.е. устав имеет приоритетное значение в части определения сведений об организации.

3. Судебная практика:
— постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.2013 N 5793/13 по делу N А40-53262/2012;
— постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61;
— постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2009 N Ф09-3621/09-С6;
— постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2008 N А82-1965/2008-20;
— постановление ФАС Московского округа от 04.08.2008 N КГ-А41/5629-08;
— постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2008 N Ф09-3443/08-С4;
— постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2006 N А33-16824/2005-Ф02-1275/06-С1;
— постановление ФАС Московского округа от 04.06.2001 N КА-А40/2693-01.

Другой комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Наименованием юридического лица является название, под которым оно приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Наименование присваивается юридическому лицу учредителями (участниками) и должно отвечать установленным законом требованиям, различающимся в зависимости от вида юридического лица (коммерческое или некоммерческое) и его организационно-правовой формы (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 3 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК). Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах (см. п. 2 ст. 52 ГК).

Наименование юридического лица состоит из двух частей — собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица.

Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности (например, ОАО «Телекомпания «НТВ», ООО «Банк «Солидарность»). В качестве разновидности таких словесных обозначений могут рассматриваться сокращенные наименования юридических лиц (например, НИИАТ — Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). При этом речь идет о сокращенном варианте полного наименования, его аббревиатуре, т.е. об условном сокращении слов, составляющих полное наименование, на письме, а также о слове, образованном путем сокращения двух или нескольких слов, составляющих полное наименование.

Наименования могут быть связаны с основными целями или основным видом деятельности данного юридического лица (например, международный фонд социально-экологической помощи, завод трикотажного машиностроения), при этом использование в наименовании определенных терминов и словосочетаний (например, «банк», «финансово-промышленная группа») допускается лишь в установленных законом случаях.

Для всех без исключения юридических лиц является обязательным указание в составе наименования их организационно-правовой формы (фонд, ассоциация, союз и т.д.). В связи с этим в судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.99 N 7570/98). С его помощью до участников гражданского оборота доводится информация о правовом статусе организации. Такое указание дополняет, усиливает индивидуальность наименования.

Указание на характер деятельности должно содержаться в наименовании некоммерческих организаций, а также в наименовании некоторых видов коммерческих организаций, для которых законом предусмотрена специальная правоспособность (например, банки, страховые организации). Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (см. ст. 7 Закона о банках). Слова «центральная компания финансово-промышленной группы» включаются в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании (см. ст. 11 Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» ).

———————————
СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.

Наименование государственного или муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование (см. ст. 4 Закона об унитарных предприятиях).

2. В силу п. 4 комментируемой статьи юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, выступают в гражданском обороте под наименованием особого рода — фирменным наименованием.

Фирменное наименование (или фирма) наряду с товарным знаком, знаком обслуживания служит средством индивидуализации юридического лица и является объектом интеллектуальной собственности (см. ч. 1 ст. 138 ГК). Фирменное наименование, получившее признание на рынке, имеет существенное значение в конкурентной борьбе за потребителя работ и услуг, выполняемых юридическим лицом, а также для привлечения кредитных ресурсов. Кроме того, оно входит в состав предприятия как имущественного комплекса (см. п. 2 ст. 132 ГК), стоимость которого зависит от престижа и деловой репутации фирмы.

Комментируемая статья предусматривает принятие специального закона и иных правовых актов, определяющих порядок регистрации и использования фирменных наименований. До принятия таких актов процедура регистрации фирменного наименования ограничивается его включением в Единый реестр юридических лиц вместе с другими данными государственной регистрации юридического лица.

С регистрацией фирменного наименования закон связывает возникновение у юридического лица так называемого права на фирму — исключительного права использования фирменного наименования в сделках, на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах и их упаковке, на бланках и счетах и т.п.

Исключительность права на фирму состоит, в частности, в следующем. Использование фирменного наименования коммерческой организации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (см. ч. 2 ст. 138 ГК). При этом организации предоставляется защита от неправомерного использования ее фирменного наименования с применением способов, предусмотренных ст. 12 ГК (требование о прекращении неправомерного использования, о возмещении причиненных убытков и т.д.).

3. Место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности юридического лица, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов. Наряду с фирменным наименованием место нахождения служит средством индивидуализации юридического лица.

Согласно п. 2 комментируемой статьи место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При этом место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, соответствующего иного органа или лица указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации юридического лица (см. п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

Возможность регистрации ООО в жилом помещении

ЖК РФ допускает возможность использования жилого помещения для ведения бизнеса, если это не нарушает права соседей. А ст.17 закона о госрегистрации позволяет зарегистрировать ООО по месту проживания директора или участника, владеющего более 50% голосов. И если гражданин единолично владеет жильем, то проблем не будет. Другое дело, когда помещение находится в долевой собственности. Ст.247 ГК РФ указывает, что в ходе пользования и владения имуществом, находящимся в общей долевой собственности следует заручиться согласием сособственников на проведение действий с объектом. И если предприниматель зарегистрирует по адресу проживания ООО, то совладельцы имеют полное право заявить в уполномоченную ИФНС о своем несогласии с такой регистрацией. В последнем случае налоговая инспекция внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности адреса (решение АС Хабаровского края по делу №А73 — 13494/2018 от 06.11.2018 года).

Наименование, местонахождение и адрес юридического лица

Соответственно, при подаче данных для внесения в ЕГРЮЛ были поданы ложные данные.

  • Наказание, если организация находится не по зарегистрированному адресу, возможно в виде предупреждения или штрафа в размере 5000 рублей (согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ) — когда вы смогли доказать, что компания в процессе переезда, и сотрудники не успели предоставить обновленные данные.

  • В случае, когда действия квалифицированы, как преднамеренное предоставление ложных данных — назначается штраф от 5000 до 10 000 рублей уже по п. 4 ст. 14.25 КоАп РФ.

  • При повторном нарушении по четвертому пункту, предусмотрена дисквалификация в отношении должностных лиц на срок до одного года (п. 5 ст. 14.25).

  • В налоговом кодексе существует ст. 116, которая предусматривает взыскание штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение срока подачи сведений о постановке на учет в ФНС. И штраф за ведение деятельности без постановки на учет в размере 10% от доходов, полученных за время этой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.


    Похожие записи: