Как по ПДД ехать по дороге с полосой реверсивного движения

09.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как по ПДД ехать по дороге с полосой реверсивного движения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.

Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.

Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.

Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.

Мнение эксперта

Евгений Романов

Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.

Такой вид движения довольно давно используется в Европе, Австралии, США. У нас же в стране оно пока имеет массу недоработок. Существует немало организационных вопросов, мешающих достичь конечного позитивного результата. С учетом специфики системы правил дорожного движения и водительского менталитета у нас в стране можно утверждать, что уровень аварийности на таких дорогах очень высокий.

Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.

Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.

Трасса, на которой осуществляется реверсивное движение — это место высокого риска, возможность ДТП на нём увеличивается во много раз. Поэтому для тех, кто за рулём, так важна максимальная собранность и внимательность. Перемещение по подобной полосе разрешено до определённого знака, показывающего завершение реверсивного движения. Особую бдительность следует проявить, сворачивая направо, и, перестраиваясь в правый ряд на перекрёстке, если там реверсивное движение. После поворота налево, необходимо перестроиться в правый ряд.

«Перейти» на полосу с реверсивным движением можно лишь, если водитель видит на светофоре сигнал, позволяющий выполнить такое действие. Если водитель начал движение, а сигнал сменился, следует вернуться на свою полосу. При сигнале, обозначающем запрещение реверсивного движения, необходимо переместиться с данной полосы на другую.

Можно ли совершить разворот с такой полосы? В правилах дорожного движения нет запрета на разворот. Но всё же делать это можно, если справа от водителя находится двойная прерывистая линия и она делит полосы с разрешённым движением в едином направлении. При этом водитель видит, что светофоры для реверсивного движения работают. Следовательно, двойную прерывистую линию, помогающую отделить потоки машин, направляющихся в разные стороны, и, расположенную слева от водителя, пересекать не разрешается.

Особенности движения и реверсивного регулирования

Вводить реверсивное движение стоит только на тех участках, где потоки автомобилей в разное время суток неравномерны. Кроме того, введение таких полос позволяет разгрузить трассу при проведении ремонта дорожного полотна. Такое движение организуют, если на участке дороги произошла крупная авария, которая привела к созданию затора на трассе.

Очень часто полосы можно видеть около больших городов, по ним выпускают автомобили перед выходными. Например, существует расписание для движения на Борском мосту. Автовладельцам стоит заранее ознакомиться с информацией.

Чаще всего полосы с реверсивным движением можно встретить в странах Европы, их много в США, Канаде, Австралии. В России, учитывая менталитет водителей, которые норовят проехать под запрещающий сигнал светофора, введение такого движения может стать причиной повышения аварийности. Для достижения положительного результата нужно уделять пристальное внимание организационным вопросам, тогда безопасность на реверсивных участках дорог станет выше.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: инструкция по НДФЛ

Несмотря на некоторые отрицательные моменты, специалисты говорят о повышении скорости движение автомобилей по реверсивным полосам на 10 км/ч.

Видео: правила езды по дороге с полосой реверсивного движения.

Как соблюдать правильную организацию

Существует много способов разгрузки напряжённости на дороге. Регуляторами выступают дорожная разметка, светофор или знак. Направление движения на реверсной полосе в течение суток меняется. Всё зависит от уровня загруженности дороги и времени дня. Такой способ разгрузки транспортных заторов актуален для больших городов, когда в выходные все пригородные трассы забиты транспортными колоннами. Именно поэтому так важно активировать такой участок пути именно в час пик. В итоге пропускная способность магистралей вырастает в разы.

Нестандартная разметка служит признаком наличия в данном месте реверсивного движения. Наличие поблизости такой разметки обозначается знаком 5.8.

Нужно быть особенно внимательным при использовании этой полосы:

  1. Знаки и сигналы светофора указывают направление движения в ту или иную сторону.
  2. Если не работает светофор, во избежание аварии запрещено делать выезд на полосу.
  3. При выключенных светофорах специальная линия под номером 1.9 пересекается только с правой стороны.

По стёртой разметке или в снежную погоду очень сложно передвигаться по реверсным полосам. Поэтому реверсивное движение отсутствует, если нет или не видно соответствующих полос.

Поскольку рассматриваемая разметка проходит по центру проезжей части, то это значит, что выезд запрещён, если это движение не регулируется светофорами.

В обыденном представлении в России светофор – это трёхсекционный световой сигнал, разрешающий или запрещающий езду. В действительности правила дорожного передвижения выделяют семь разновидной световых устройств, каждое из которых имеет свои нюансы, а водитель обязан грамотно трактовать их значения.

К ним относятся:

  1. Трёхсекционный имеет три сегмента, в которых загорается зелёный, жёлтый или красный сигналы. Отражает разрешение или запрет на передвижение по трассе.
  2. Двухсекционный снабжён только двумя сегментами, в которых горят красный и зелёный. Обычно применяется для организации однополосного поочерёдного передвижения, а также при въезде и выезде с закрытых территорий.
  3. С дополнительной секцией – используется для обозначения разрешённого поворота при горящем альтернативном сигнале основного светофора.
  4. Односекционный служит дополнением к другим обозначениям. Обычно на нём либо размещается стрелка, либо запрет в виде красного сигнала.
  5. Для пешеходных переходов с изображением контуров человека. Они бывают автоматическими и на ручном управлении, когда зелёный свет загорается по запросу человека.
  6. Для трамваев и у железнодорожных переездов. Белые светофоры, дающие право проезда транспортным средствам в зависимости от типа сигнала.
  7. Реверсивный светофор, регулирующий определённые участки движения.

Что такое реверсивное движение

Для того чтобы лучше понять, что такое реверсивное движение, необходимо понимать, что данная мера является вынужденной и нужной для разгрузки полос, когда транспорта слишком много. Движение автомобилей по реверсивной полосе вполне может быть изменено на обратное.

Существует множество вариантов регулирования подобного перемещения авто. Необходимость подобной меры возникает в случае проведения ремонта асфальта в одном его месте. В подобной ситуации обязанности по регулировке перемещения целиком и полностью возлагаются на людей из дорожно-постовой службы и непосредственно рабочих.

Преимуществом можно назвать уменьшение времени на преодоление участка дороги. В результате данной меры сокращается время преодоления легковым и пассажирским транспортом отдельного промежутка дороги.

Знак реверсивного движения имеет номер 5.8. Он устанавливается там, откуда начинается соответствующая полоса. Символ дублируется на каждом перекрестке, если ряд не превратился в обычный. Это основной знак, на который следует обращать внимание. Но есть и другие, имеющие отношение к описываемому типу использования автодороги:

  • 5.9. Располагается там, где заканчивается реверсивный участок.
  • 5.10. Находится на перекрестке и сигнализирует, что авто выехало на дорогу с полосой, где потоки транспорта меняют направление.
  • 5.15.1, 5.15.2. Располагаются рядом с 5.8 и показывают, откуда разрешается поворачивать.
  • 5.15.7. Тоже иногда устанавливается с 5.8 для определения количества полос с переменчивым направлением и стороны, куда разрешается ехать.

На водителя, нарушившего правила дорожного движения на реверсивной полосе накладывается штраф. Возможны и иные взыскания, которые зависят от характера нарушения.

Вид нарушения ПДД, регулирующих реверсивное движение. Размер штрафа.
При окончании полосы реверсивного движения, водитель не «перешёл» в крайний правый ряд. Пятьсот руб.
Игнорирование сигналов светофора, регулирующего заезд на реверсивную полосу. Тысяча руб.
Перемещение на полосу, в случае, когда знак светофора запрещает подобное действие, либо нет никаких знаков, разрешающих такой манёвр. Пять тысяч руб.

Работа реверсивного светофора

Движение на таких участках дороги регулируется специальным реверсивным светофором. Этот специальный светофор устанавливается над каждой реверсивной дорогой и регулирует движение только по своей полосе.

Читайте также:  Виза во Францию, самостоятельное оформление

Малышев Сергей Петрович Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург

Если на каком-либо участке дороги есть несколько полос с реверсивным движением, то регулирование движения производится при помощи соответствующего количества светофоров. Реверсивный светофор обычно содержит 2 или 3 сегмента, где в каждый момент времени может гореть только один сегмент:
— горит сегмент «зеленая стрелка, направленная вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу можно заезжать;

— горит сегмент «красный перечеркивающий крест» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу заезжать нельзя (если водитель это сделает, то его оштрафуют);

— горит сегмент «желтая стрелка, направленная по диагонали вправо и вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивной полосе скоро поменяется направление движения, поэтому водитель должен перестроиться вправо.

Правила движения при работе реверсивного светофора

Необходимо учитывать, что работа реверсивного светофора имеет ограниченный радиус действия, который обычно обозначается определенными дорожными знаками: стрелка с наконечником вниз и вверх на синем фоне указывает на то, что начинает действовать правила работы реверсивного светофора, в то время как этот же знак, перечеркнутый красной линией, означает, что действие реверсивного светофора завершено.

Водителю крайне важно уметь проводить различия между обычными полосами движения и реверсивными полосами, как минимум потому, что движение по реверсивной полосе возможно в двух направлениях по очереди, следовательно, здесь действуют иные правила дорожного движения. Отличить полосу, на которую распространяется действие реверсивного светофора достаточно просто: полосы располагаются строго по центральной линии дороги и имеют вид двойной пунктирной линии (сплошные белые линии в три раза больше промежутка между ними).

Если реверсивная разметка выполнена по центру проезжей части, это означает, что действие реверсивного светофора распространяется на обе стороны дороги, то есть по правую и по левую стороны от этой линии разметки.

При движении по реверсивной полосе обращайте внимание на сигналы светофора, которые в зеленом цвете разрешают движение, а в красном запрещают его. Основным отличием реверсивного светофора от обычного светофора является его внешний вид, который в обычном светофоре представляет собой круг красного, зеленого или желтого цвета, а в реверсивном – знаки (стрелка и Х).

На сегодняшний момент остро стоит проблема отграничения полос с реверсивным движением от обычных дорожных полос. Поскольку реверсивный светофор лишь регулирует движение на таком участке, но ни в коем случае не ограничивает такой участок по протяженности. Единственным условным обозначением служит дорожная разметка, но и она может быть скрыта, например, под слоем снега или грязи. Кроме того она также может прийти в негодность и с течением времени стать менее заметной. Именно для этого необходимо использовать дорожные знаки, которые будут указывать водителям, в каком месте начинается реверсивная полоса, и где она заканчивается. Расстановка таких знаков производится достаточно редко, что является еще одним пробелом в организации реверсивного движения в России.

Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.

Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.

Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.

Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.

Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.

Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.

Действия водителей и пешеходов в ответ на желтый сигнал светофора

6.14. Водители, которым подан желтый сигнал светофора (или равнозначное ему поднятие руки регулировщика), должны остановиться. Но если ТС движется быстро, и остановка невозможна без экстренного торможения, то в местах, которые определены п. 6.13 ПДД, можно не останавливаться.
Пешеходы, которых сигнал застал на проезжей части, должны ее освободить. При невозможности сделать это, им нужно остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные транспортные потоки.

Читайте также:  Как рассчитать компенсацию отпуска при увольнении

Если зеленый сигнал светофора сменяется желтым, а транспортное средство имеет высокую скорость движения, которая не позволяет остановиться в нужном месте без экстренного торможения, водителю дано право согласно п. 6.14 продолжить движение. Наличие этого правила побуждает некоторых водителей проезжать на желтый свет светофора даже, если они могут остановиться без форсированного торможения.

Такое поведение несет в себе потенциальную опасность, поскольку случается, что на пересекаемом направлении в это время другой водитель начинает движение, не дождавшись, пока желтый сигнал его светофора сменится разрешающим зеленым. Результат такой ситуации – ДТП, в которое попадают водители, экономящие время в ущерб безопасности.

Пешеходы могут попасть в сложную ситуацию при смене разрешающих сигналов на запрещающие гораздо чаще. Особенно те из них, кто не способен быстро перебежать дорогу или возвратиться обратно. Единственный приемлемый безопасный вариант для них – остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта.

Эти специальные знаки выполнены в белом цвете на синем фоне и оповещают о том, что на этом участке проходит реверсное движение.

Как правило, в таких местах их ставят сразу два, чтобы обозначить:

  • начало полосы — номер 5.8;
  • конец реверсного движения — номер 5.9.

На перекрёстках дополнительно устанавливается знак 5.10. Кроме него есть ещё и другие знаки, регулирующие реверсное движение:

  • 11.1 – маршрутные транспортные средства могут двигаться во встречном направлении от главного потока автомобилей;
  • 15.8 – количество дорожных полос, где можно менять направление движения.

В восьмом разделе ПДД есть дополнительные таблички, где можно узнать всю необходимую информацию.
Над полосами, где часто меняется направление движения, установлен реверсивный светофор. Он бывает трёх видов. Состоит из одной, двух или трёх камер, соответственно. Внимательный водитель, увидев нужный сигнал, может перестроиться в соседний ряд, не нарушая правил. Выучить сигналы несложно.

Особенности реверсивного движения

Дорога с реверсивным движением — это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей. Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей. При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа. Такая мера наказания в 2021 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.


Похожие записи: