Бухгалтерская отчетность организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерская отчетность организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
Общие правила составления бухгалтерской отчетности по ПБУ 4/99
Входящая в структуру ПБУ отчетность имеет различия в порядке заполнения, однако есть общие правила для всех видов отчетных документов и форм.
Перечислим их:
- заполнять отчетные формы следует с применением только русского языка;
- в качестве валюты отчетности применяется только российский рубль;
- бухгалтерские документы должны отвечать критериям полноты и достоверности;
- если у организации есть филиалы или обособленные подразделения, то следует формировать с ними общую отчетность;
- все сведения за отчетный период предоставляются только в связке с аналогичными данными за предшествующий;
- в качестве основного отчетного периода по умолчанию принят один календарный год;
- если отчетность составляется в промежуточном формате ежемесячно или ежеквартально, то представить готовый документ следует не далее чем через 30 дней после завершения периода;
- составленная отчетность должна находиться в свободном доступе, чтобы к ней могли получить доступ заинтересованные лица;
- все данные учитываются на основании инвентаризации.
Виды бухгалтерской отчетности
Бухгалтерскую отчетность организации можно классифицировать по периодичности составления и представления в контролирующие инстанции:
- Промежуточная, или внутригодовая отчетность. В соответствии с внутренними правилами ведения БУ на предприятии, может формироваться на основе данных за день, неделю, месяц, квартал, 6 месяцев;
- Итоговая, или годовая. Содержит данные о финансовых показателях организации за весь отчетный период.
Сводные отчеты формируются на основе первичных – документов, письменно фиксирующих факты осуществления какой-либо хозяйственной деятельности организации.
По назначению бухгалтерская отчетность разделяется на внутреннюю и внешнюю:
- Внешняя, или публичная отчетность предназначена для контролирующих служб и инстанций, подлежит обязательной публикации, информирует пользователей о результатах финансовой и деятельности предприятия, о его имущественном положении;
- Внутренняя бухгалтерская отчетность предназначена, в первую очередь, для менеджмента и служит для принятия управленческих решений.
Внесене исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:
- бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;
- отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
- отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
- пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
VIII. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:
- динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- политика в отношении заемных средств, управления рисками;
- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020-2021 годах
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020-2021 годах, представлены следующим перечнем:
- ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
- ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
- ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
- ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
- ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
- ФСБУ 5/2019 (до 2021 года — ПБУ 5/01) — регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
Какие нюансы следует учитывать, применяя новый стандарт, узнайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
- ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
ПБУ 6/01 отменяют с 01.01.2022. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре, посмотреть который можно бесплатно, получив пробный доступ к К+.
- ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
- ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
- ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
Что изменилось в ПБУ 18/02 с 2020 года и как применять его обновленную редакцию, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.
- ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
- ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
- ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
- ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
- ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
- ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
- ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
- ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
- ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
- ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
- ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
- ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
- ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
- ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.
ФСБУ 25/2018 «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, начнет применяться с отчетности за 2022 год. Почитать о нем можно здесь.
Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:
- динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- политика в отношении заемных средств, управления рисками;
- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.
Пользователи бухгалтерской отчетности
Бухотчетность должна иметь нейтральный характер, то есть удовлетворять интересы всех групп ее пользователей (п. 7 ПБУ), которых можно разделить на внешних и внутренних.
К внутренним относятся собственники бизнеса, руководящие лица, внутренние службы и сотрудники компании. Например, топ-менеджерам важны итоговые финансовые показатели для стратегического планирования деятельности и корректировки действующего плана; специалистов отдела продаж заинтересует информация о дебиторской задолженности контрагентов с целью дальнейшего ее взыскания.
Для внутренних целей бухгалтерский баланс может:
- составляться на определенную дату;
- иметь сокращенную форму;
- формироваться по каждому виду экономической деятельности фирмы;
- предстать в виде текущего прогноза, предварительного и промежуточного отчета.
Внешним пользователям финансовая информация может быть необходима для разных целей:
- налоговым органам — для проверки правильности и полноты уплаты налогов и сборов;
- кредитным организациям — для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости организации, к примеру, при принятии решения о выдаче кредита или ссуды;
- инвесторам и спонсорам — для перспективной оценки своих финансовых вложений в коммерческое дело и получения финансовой отдачи;
- контрагентам — для уверенности в надежности своего делового партнера по бизнесу.
Для правильного анализа показателей отчетности применяются различные методы, о которых вы узнаете из нашего материала «Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса».
Что представляет собой нормативный акт ПБУ 4/99?
Рассматриваемый источник права введен в оборот Приказом Минфина РФ № 43н, который был издан 06 июля 1999 года. Данный нормативный акт классифицируется как Положение. Полное его наименование — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Для чего нужен соответствующий источник права? Данный нормативный акт определяет структуру, а также методические основы ведения предприятиями бухгалтерской отчетности.
Юрисдикция рассматриваемого источника права распространяется на всех юридических лиц, кроме банков, а также государственных и муниципальных структур. Также ПБУ 4/99 может не применяться, если финансовая отчетность формируется предприятием для внутренних нужд, в целях предоставления статистической отчетности и бухгалтерской документации хозяйствующими субъектами для заинтересованных лиц в порядке, который прямо не регулируется Приказом Минфина № 43н.
VII. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).
33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»).
34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто — оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 — 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
38. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
VIII. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.
Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.
При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.
Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2021 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2021 N 83н.
Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.
В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2021 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.
Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:
1) для организаций государственного сектора;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.
Кто подписывает бухгалтерскую отчетность
После подписания бухгалтерской отчетности руководителем она считается составленной (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Следовательно, подписание отчетности руководителем является обязательным. Какие-либо иные требования в отношении подписания бухгалтерской отчетности Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ не установлены. Как разъяснил Минфин России в Информационном сообщении от 19.05.2015 N ИС-учет-2, полномочия по подписанию бухгалтерской отчетности устанавливаются учредительными документами экономического субъекта или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. В частности, наряду с руководителем организации бухгалтерская отчетность может подписываться главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В связи с изложенным, если учредительным документом организации или решениями ее органа управления установлено, что бухгалтерская отчетность подписывается в том числе лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (и это лицо не является руководителем организации), то в формах бухгалтерской отчетности организации целесообразно предусмотреть соответствующее место для его подписи. Руководитель вправе передать на основе доверенности свои полномочия на подписание бухгалтерской отчетности (если иное не предусмотрено уставом организации) без сообщения об этом органам управления организации (Письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569).
Новые ПБУ в 2021–2023 годах
Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
№ п/п | Название проекта ПБУ | Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения |
Разработка новых федеральных стандартов | ||
1.1 | Запасы | 2021 |
1.2 | Нематериальные активы | 2021 |
1.3 | ОС | 2021 |
1.4 | Незавершенные капвложения | 2021 |
1.5 | Документы и документооборот | 2021 |
1.6 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.7 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2022 |
1.10 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.11 | Долговые затраты | 2022 |
1.12 | Расходы | 2023 |