Образец заполнения путевого листа

22.06.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец заполнения путевого листа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

4. Сведения о транспортном средстве включают:

3) показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня);

5. Сведения о транспортном средстве должны включать:

5) показания одометра (полные километры пробега):

при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства (далее — Парковка);

при заезде транспортного средства на Парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя;

при приеме-сдаче транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно транспортное средство).

Изменения затронули ситуацию, когда транспортным средством по очереди управляют несколько водителей. С 1 марта 2023 года при передаче автомобиля следующему водителю показания одометра (пробег) должны быть записаны в новое поле путевого листа.

Новая отметка о прохождении медицинского осмотра

15. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен«.

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

12. Даты, время проведения предсменного, предрейсового медицинского осмотра, проводимого перед началом рабочего дня (смены, рейса), и послесменного, послерейсового медицинского осмотра водителя, проводимого по окончании рабочего дня (смены, рейса), должны быть проставлены медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации (далее — УНЭП) в случае формирования электронного путевого листа, с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) медицинского работника, наименования медицинской организации (если медицинский работник состоит в штате медицинской организации), серии, номера, даты выдачи и срока окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

Результатом проведения предсменного, предрейсового медицинского осмотра водителя является отметка «прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен«, проставляемая медицинским работником в путевом листе при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Результатом проведения послесменного, послерейсового медицинского осмотра водителя является отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр», проставляемая медицинским работником в путевом листе при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Читайте также:  Сроки ухода в декретный отпуск в 2023 году, необходимые документы

Во-первых, в случае оформления путевого листа в электронной форме медицинский работник должен заверить результаты обследования усиленной (квалифицированной или неквалифицированной) электронной подписью.

Во-вторых, при заполнении традиционных бумажных путевых листов вводится новый формат штампа медицинского работника.

Вместо фразы «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» используется фраза «прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».

На практике данное нововведение приведет к тому, что всем медицинским работникам, проводящим предрейсовые осмотры водителей, придется изготовить новые штампы.

Отметки о медосмотре в путевом листе

Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.

Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.

Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.

Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.

Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.

Риски по НДФЛ и страховым взносам

Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.

Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).

Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.

Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).

Действующий перечень реквизитов в 2023 году

Несмотря на то, что бланк путевого листа никак не упорядочиваются законом, обязательный перечень реквизитов описан в приказе Минстранса №368 от 11.09.2020. На сегодняшний день реквизиты должны быть такие:

  • наименование формы, номер по порядку;
  • период действия;
  • сведения о владельце ТС;
  • информация о транспортном средстве;
  • данные водителя;
  • информация о перевозке (вид сообщения, тип перевозки).

Если в путевом листе указаны ложные сведения или информация предоставлена не полностью, водитель должен оплатить штраф: от 500 до 100 000 рублей для должностных, юрлиц и ИП.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Когда составлять путевой лист и сколько он действует

    Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

    Время оформления

    Срок действия

    Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня

    До начала первого рейса

    На один день

    Рейс превышает продолжительность смены

    До начала рейса

    На срок, соответствующий длительности рейса

    или

    На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

    Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

    Путевой лист грузового автомобиля скачать бесплатно от 1 марта 2023 г

    Какой формат использовать для индивидуальной разработки:

    • 4-С – типовой, межотраслевой подойдет практически всем;
    • 4-П – повременной, если работа водителя оплачивается сдельно за доставку груза в определенную точку, когда заполняется отрывной талон заказчиком. Так как их только 2, то и пункты, куда отвозят товар, не должны превышать это количество.
    • ПГ-1 – упрощенная форма для индивидуального предпринимателя.

    В интернете можно найти новые формы путевого листа грузового автомобиля. Чем они отличаются от унифицированных стандартных бланков госкомстата:

    1. Отсутствует место для печати организации в шапке, данные о стандарте формы от Постановления №78 в правом верхнем углу путевого листа.
    2. Место стоянки, гараж заменено парковкой.
    3. Есть специальное поле для записи пройденного предрейсового, иногда послерейсового медконтроля.
    4. Блок размещения сведений о техосмотре грузового автомобиля до и после рейса: день, время до минут, данные одометра.
    5. В остальном можно использовать имеющиеся блоки, если информация в них актуальна для конкретного перевозчика. Если добавите что-то, чего нет в оригинале, руководствуясь внутренней необходимостью компании, ошибки не будет. Это разрешено.

    Путевой лист, составленный из таких блоков подойдет транспортной организации. Принимается к списанию горючего, учитывается налоговыми службами, что подтверждает Письмо Минфина №03-03-06/2/161 (25/08-09 г).

    Зачем нужен путевой лист грузового автомобиля ИП

    Наболевшая тема, о бесполезности оформления путевки грузового авто индивидуальным предпринимателем. Сам себе ее выписывает, сам заполняет, учет ГСМ не ведет. Не говоря уже, что п/л – это красная тряпка для сотрудников ДПС, лишний повод придраться, выписать штраф или спровоцировать на дачу взятки. Возмущениям нет предела. Зачем, кроме обеспечения финансового благополучия работников ГИБДД, нужен путевой лист?

    Прежде всего необходимо помнить, что этот документ служит ни только для отчета или учета, но используется, как допуск водителя к управлению автотранспортом. Поэтому требуется удостовериться, что авто исправно, а водитель здоров.

    К сведению: До введения обязательного предрейсового медосмотра, ДТП по вине пьяного водителя, совершались почти на 60% чаще, чем после прохождения медосмотра.

    Пьяных за рулем стало намного меньше, зато число водителей, употребляющих наркотики возросло. Поэтому медконтроль – это необходимая мера предотвращения аварий, особенно с тяжкими или смертельными последствиями. К сожалению Россия по этим показателям отстает от европейских стран.

    Интересный факт: Например, в Швейцарии мало нарушителей, потому что штрафы там не такие, как у нас. Их величина не фиксированная, а зависит от доходов лица, не соблюдающего ПДД. Рекордной суммой за превышение скорости стал – 1 миллион франков.

    В случае ДТП отсутствие п/л станет обвиняющим фактом для ИП. Страховая компания откажет в возмещении убытков. Если обнаружится, что предрейсовый медосмотр и технический контроль не проводится вообще, выпишут штраф по ст. 12.31.1 КоАП РФ – по 30 тыс. р. за каждый из пунктов.

    Чтобы этого не случилось, кроме путевого листа, рекомендуют возить с собой копии договоров с механиком, медорганизацией + лицензия, чтобы на месте подтвердить действительность отметок медика и контролера. С одной стороны нонсенс, с другой – временная мера. Пока нет единой базы всех организаций, оказывающих услуги мед- и техконтроля, чтобы быстро проверить сведения в п/л, лучше иметь доказательства при себе.

    Заключение: Особое внимание уделяют контролю за техническим состоянием грузового автотранспорта и за осуществлением предрейсового медконтроля. Результаты которого вносят в журнал, храня его на территории транспортной организации, чтобы предъявить по требованию контролирующим органам.

    Закон не учитывает случаи, когда мед. осмотр проводится за пределами компании на основе заключенного с лицензируемым медучреждением договором. Журнал, который ведут – их собственность, поэтому в организации придется создавать копию. Но как выполнить требования, если документ необходимо прошнуровать и пронумеровать, непонятно.

    Очевидно сведения о результатах медосвидетельствования медики отправляют в электронном виде, которые отказываются брать во внимание ФНС. Значит придется просто распечатывать ксерокопию…, и надеяться, что это недоразумение вскоре разрешится с выходом очередного приказа Минтранса.

    Впереди ожидают реформы, где учтут несоответствия нынешних нормативов, разрабатывая новые правила проведения удаленного мед. контроля водителей. Будут развивать направление для внедрения возможностей телемедицины.

    Отмена обязанности ведения журнала регистрации путевых листов

    Вплоть до 1 марта 2023 г. собственники (владельцы) транспортных средств обязаны были регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

    Журнал можно было вести на бумажном носителе или в электронной форме.

    Новый НПА об обязанности ведения такого регистра не упоминает, следовательно, отказаться от него или продолжать заполнять — решать самой организации или ИП.

    Если журнал больше не ведется, не торопитесь от него избавляться: срок хранения журналов, баз данных учета путевых листов — 5 лет (п. 554 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

    Независимо от формы (бумажный или электронный) с 1 марта 2023 года путевой лист должен содержать следующие сведения:

    • срок действия путевого листа;
    • лицо, оформившем путевой лист;
    • транспортное средство;
    • водитель (водители) транспортного средства;
    • вид перевозки;
    • вид сообщения.

    Указывать номер путевого листа уже не обязательно. Оставить номер и другие реквизиты компания может по своему усмотрению. В этом случае форму путевого листа нужно утвердить локальным актом, например, в составе учетной политики.

    Юрлица-собственники ТС в путевом листе должны будут указать:

    • полное наименование,
    • адрес в пределах местонахождения,
    • номер телефона,
    • ОГРН.

    Индивидуальные предприниматели (ИП) в путевом листе указывают:

    • фамилию, имя, отчество (при наличии),
    • адрес регистрации по месту жительства,
    • номер телефона,
    • ОГРН.

    Приказом вводится классификация видов перевозки:

    • коммерческие перевозки;
    • перевозки для собственных нужд;
    • передвижение и работа специальных транспортных средств.

    Время действия и сроки заполнения путевого листа

    Поскольку это документ, у него есть свои правила. То, сколько действует путевой лист и когда он заполняется, зависит от особенностей рейсов. Если рейс или рейсы укладываются в рамки одного дня, то путевой лист заполняется перед первым выездом и действует как раз в течение этого самого дня. Но есть и другие ситуации, когда поездка слишком долгая, поэтому захватывает более длительный период. В таком случае путевой лист оформляется тоже до первого выезда, но действует уже дольше — столько календарных дней, сколько вмещается в долгую смену.

    Разобраться с тем, как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля по срокам, несложно. Логика в этой схеме предельно простая, заполнять по несколько листов на разные дни в рамках одной перевозки не требуется.

    • Путевой лист (ПЛ) должны заполнять все юридические лица, включая ИП, которые используют автомобиль в рабочих целях.
    • Журнал учёта ПЛ можно вести в бумажном и электронном виде с 2021 года.
    • Если путевые листы не ведутся или оформлены неправильно, можно получить штраф.
    • Строгой формы для ПЛ нет, но есть данные, которые нужно обязательно указывать. Можно разработать свой бланк и закрепить в учётной политике компании.
    • Путевой лист выписывается на один рабочий день или рейс, если он превышает продолжительность смены.
    • Можно выдать ПЛ на каждого работника, даже если все они перемещаются на одном автомобиле.
    • Важно правильно рассчитывать рабочее время водителя и всегда ставить отметки в ПЛ.
    • Для учёта топлива лучше руководствоваться нормами Минтранса, но необязательно.
    • Путевые листы хранятся в бухгалтерии не менее пяти лет.


    Похожие записи: