Патронаж над дееспособными гражданами: опека и попечительство
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Патронаж над дееспособными гражданами: опека и попечительство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Вопросы опеки и попечительства над детьми является одной из важных тем в российском законодательстве. Разрешение опеки и попечительства над ребенком получают с учетом его мнения, назначить опекуна над несовершеннолетним ребенком в возрасте свыше 10 лет можно только с его согласия. В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина. Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).
Опекун/попечитель, который был назначен временно исполняющим обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, обладает всеми правами и обязанностями опекуна/попечителя, однако он не имеет права распоряжаться имуществом подопечного от его имени, в том числе, давать согласие на совершение каких-либо сделок с имуществом самим подопечным.
Патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей редакции ст. 41 ГК РФ. Патронаж — самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.
Какие документы необходимо подготовить для оформления опекунства
Для того, чтобы подтвердить свое желание стать опекуном, необходимо предоставить в орган опеки и попечительства такие документы:
- Заявление.
- Автобиографию.
- Паспорт либо другой документ, подтверждающий личность.
- Медицинская справка о состоянии здоровья.
- Справка с места работы либо иной документ, отражающий уровень доходов.
- Справка об отсутствии судимости.
- Справка от нарколога.
- Документ, подтверждающий наличие жилплощади.
- Согласие лиц, проживающих с заявителем на одной жилплощади.
- Заключение МСЭК о присвоении группы инвалидности.
- Решение суда о признании лица недееспособным.
Это общий пакет документов. Следует учесть, что в каждом конкретном случае заявителю могут понадобиться дополнительные справки.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.
Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
Наряду с общими способами защиты гражданских прав, перечисленными в ст. 12 ГК, для некоторых видов нематериальных благ гражданское законодательство предусматривает и специальные способы их защиты. Так, специальные способы установлены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц (ст. 152 ГК), для защиты права на имя (ст. 19 ГК), защиты интеллектуальной собственности (часть четвертая ГК) и др. При этом следует иметь в виду, что зачастую для защиты нематериальных благ используются как общие, так и специальные способы защиты, поскольку субъект права может выбрать один или одновременно использовать несколько способов защиты.
Как правило, способы защиты нематериальных гражданских прав в различных своих комбинациях направлены на охрану имущественной сферы, неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ управомоченного лица. В отличие от защиты имущественных прав, которые могут осуществляться всеми способами, указанными в законе, защита личных неимущественных прав имеет свою специфику. Согласно п. 2 ст. 150 ГК нематериальные блага защищаются настоящим Кодексом и другими законами в предусмотренных ими случаях и порядке, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Достаточно распространенными способами защиты нематериальных благ выступают следующие общие способы:
– признание права (например, признание за гражданином права на созданное им изобретение);
– восстановление положения, существовавшего до нарушения права (например, опровержение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица, тем же способом, которым они были распространены);
– пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (например, запрет опубликования произведения, содержащего подробности личной жизни гражданина без согласия последнего);
– возмещение убытков (например, при защите чести, достоинства или деловой репутации лица);
– компенсация морального вреда. При этом согласно ст. 151 ГК под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При определении размеров компенсации такого вреда, суд наряду с обстоятельствами, имеющими значение для дела, принимает во внимание степень вины нарушителя, а также степень физических и нравственных страданий.
Для организации патронажа, нуждающееся лицо должно обратиться в управление министерства социального развития населения. Гражданин предоставляет заявление о назначении помощника и пакет документов:
- Документ, удостоверяющий личность (копия);
- Справку с места жительства или с места регистрации;
- Полис медицинского обязательного страхования;
- Страховое свидетельство;
- Пенсионное удостоверение (при наличии);
- Справку об инвалидности, о назначении индивидуальной программы реабилитации.
Заявитель вправе указать в заявлении потенциального помощника. Если таковой отсутствует, то органы попечительства самостоятельно подбирают кандидатов в помощники.
Требования к помощникам:
- совершеннолетие;
- дееспособность;
- добросовестность.
Они состоят в следующем:
- Данная разновидность опеки действует не на всей территории РФ, а исключительно в регионах, в которых после 1.09.2008 г. издавались или переиздавались законодательные акты по регулированию создания патронатных семей. Примером являются Московская область с Пермским краем.
- В семью патронатного воспитателя помещают и детей, когда они нуждаются в реабилитации в семье или им временно требуется замещающая семья.
- Требования к кандидатам являются менее жесткими, нежели во время усыновления, но более строгими, чем при обычной опеке.
- Патронатный воспитатель должен проходить специальное обучение.
- Соглашение может включать разовые выплаты, дополнительные льготы. Но может предусматривать и некоторые ограничения.
- Предусматривается работа в соответствии с планами, диктуемыми органами опеки. Над воспитателем устанавливается строгий контроль, он детально отчитывается за расходование средств, получаемых на детей.
- Контакты с родителями и другими родственниками ребенка обычно считаются обязательными, они регламентируются соглашением сторон.
Далее будет изучено и второе из рассматриваемых понятий.
Порядок установления патронажа
Патронаж над дееспособными гражданами должен устанавливаться в порядке, который определяется действующим законодательством. В первую очередь обеим сторонам для этого необходимо предоставить:
- Заявление лица, нуждающегося в патронаже по состоянию здоровья. Оно регистрируются в специальном журнале.
- Согласие лица, у которого есть желание установить патронаж над этим гражданином. Оно обязательно оформляется в письменной форме.
- Документы, подтверждающие их личность.
- Выписка из домовой книги. Гражданин, нуждающийся в дополнительном уходе, должен доказать, что имеет постоянное место жительство.
- Медицинские справки, которые могут подтвердить факт того, что гражданин действительно нуждается в патронаже.
- Справки от врачей-специалистов, подтверждающие, что лицо, желающее установить патронаж, не состоит на учете у нарколога и может осуществлять свои обязанности.
- Автобиография помощника, а также справка с его места работы.
- Согласие на патронаж членов семьи будущего помощника дееспособного лица.
- Договор, который заключают между собой стороны.
К помощнику всегда предъявляются достаточно высокие требования. Он проверяется достаточно тщательно, особенно его личные качества. Также происходит определение возможностей патрона выполнять свои задачи. При этом орган власти, который занимается установлением патронажа, имеет право запрашивать любые документы из любых учреждений для подтверждения личности помощника.
Важно знать, что патроном не может быть лицо, которое обслуживает гражданина по поручению других социальных организаций. Помощником редко назначают лиц, которые проживают слишком далеко от своего подопечного.
Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином
Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.
Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.
Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.
Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.
Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.
Существует несколько видов такого рода патронажа в зависимости от возраста и состояния человека, нуждающегося в помощи. По этой же причине будут различаться и услуги, предоставляемые патронажной службой.
Различают следующие типы:
- патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
- уход за новорожденным;
- детский патронаж;
- уход за людьми пожилого возраста;
- помощь людям с ограниченными возможностями;
- наблюдение за психически больными пациентами;
- соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.
Патронаж над гражданами старше 80 лет
Время, затрачиваемое на попечительство долгожителей старше 80 лет, может быть компенсировано. В данном случае выплата осуществляется помощникам, не имеющим официального дохода. Сумма выплаты составляет 1200 рублей. Если под опекой находится несколько нетрудоспособных граждан, то денежное вознаграждение положено за каждого подопечного. В зависимости от региона, например, на севере (из-за тяжелых погодных условий), могут предоставляться немного другие льготы и размер компенсации. Оплатой услуг занимается подопечный, так как озвученная сумма выплачивается в виде надбавки к его пенсии. Если пожилой человек признан недееспособным, то опекун получает средства самостоятельно.
Законом предусмотрено начисление стажа за патронаж над людьми старше 80 лет. Интересующая информация приведена в п. 6 ст. 11 ФЗ. Если возраст опекаемого человека не достигает указанной отметки, то даже при полной опеке трудовой стаж не будет идти.
Служа по ведению социального патронажа, работает на основании следующих принципов:
Принцип системности, заключающийся в необходимости построения всех процессов патронажа. Социальный патронаж должен выглядеть как совокупность действий, которые пребывают в тесной взаимосвязи между собой и дополняют друг друга, являясь единой программой. Следуя этому принципу, проблемы, которые возникли в определенной семье следует рассматривать, используя контекст взаимосвязей.
Принцип комплексности. Программа социального патронажа должна быть сформированная и реализованная на основе не одиночных действий и принятых мер, а их комплексности. То есть социальный патронаж должен проводиться на основе предоставления социальных услуг, которые объективно в полной мере отвечают требованиям клиента.
Оптимизация в использовании резервов социальных, производственных и семейных ресурсов. Патронажная служба должна выявить и задействовать в работу единомышленников и союзников, которые находятся в окружении патронируемого человека. Ними могут быть родственники, друзья, коллеги, знакомые которым не безразлична его судьба. Так же служба по проведению социального патронажа может воспользоваться помощью и задействовать иные службы, которые обязаны заниматься делами по вопросам семей и детей, а так же предоставлять им необходимую помощь.
Принцип предполагающий укрепление потенциала патронируемого для того что бы в будущем появилась возможность самостоятельно решать свои проблемы. Основная задача службы социального патронажа здесь заключается в том, что бы помочь клиенту получить определенные знания, способствовать его развитию, что даст возможность в ближайшее время решить собственные проблемы без посторонней помощи. Ведь бездействие человека в основном является результатом отсутствия знаний.
Принцип профилактической направленности
Социальные службы должны регулярно обращать внимание на негативные тенденции, касающиеся социального здоровья и в случае их появления — препятствовать их развитию и распространению.
Принцип пропаганды единства семьи и личности, которая непосредственно получает помощь. Человек имеет полное право на свободный выбор рода деятельности и интересов, если они не несут угрозы здоровью и жизни окружающих
Положительный результат от взаимодействия со службой патронажа может быть достигнуто только тогда, когда работа проводиться над семьей в целостности. Патронажная служба может изъять с семьи определенного члена, но только при условии, что всевозможные проведенные мероприятия не дали результата.
Принцип объективности оценки касающейся реальных потребностей личности или семьи, а так же предоставление им помощи в необходимом объеме. Патронажная служба должна настроить клиента на возложение на себя ответственности за собственную жизнь, принятие решений и поиск выхода из собственных проблем без посторонней помощи. При этом специалисты службы должны ставить перед патронируемым человеком исключительно реальные требования и задачи, а так же сроки их реализации.
Принцип дифференцированного подхода, представленный разными группами детей и семей. Работа службы социального патронажа должна заключаться в выявлении определенных трудностей и проблем, с которыми столкнулась определенная семья или конкретный человек, определении степени их запущенности и опасности для окружающих.
Принцип адресного подхода заключается в том, что социальный патронаж будет адресован и предоставлен конкретной семье или человеку, опираясь на характер проблем, которые образовались.
Принцип взаимодействия и содействия заключается в поиске условий, которые смогут охарактеризовать позицию патронируемого по отношению к патронажной службе, от чего зависит их дальнейшее сотрудничество.
Принцип разделения ответственности между патронажной службой и патронируемым, результатом которого должна стать поэтапная передача этой ответственности патронируемому человеку.
Понятие опеки и попечительства
Опека и попечительство — это комплексный раздел семейного и
гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами. которые
нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту
их личных и имущественных прав. Данный правовой институт охватывает широкий
круг вопросов, связанных как с семейным, так и гражданским законодательством.
Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих
случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы,
регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же
законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные
органы — опеки и попечительства. Общим для этих институтов является и порядок
выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин,
должен обладать правосубъектностью . Она складывается из двух составляющих:
правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это способность
индивида иметь права и нести обязанности. Дееспособность — это способность
своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и
исполнять их. Дееспособным гражданин признается по достижении определенного
возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого
возраста вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей,
закрепленный в законе. Существует также понятие частичной дееспособности.
Частично дееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.
Дееспособность гражданина, достигшего 18-ти лет, может быть
ограничена решением суда. Причиной этому может послужить злоупотребление
гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами. в том случае,
если из-за подобных действий в тяжелое материальное положение ставится его
семья. Над ним устанавливается попечительство. Такой гражданин вправе
самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком
и другими доходами он может лишь с согласия попечителя. Если основания,
способствовавшие ограничению дееспособности отпали. суд признает гражданина
полностью дееспособным, попечительство отменяется.
Частично дееспособный гражданин в соответствии с ГК РФ
вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком или другими доходами.
совершать мелкие бытовые сделки, вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими, а также осуществлять другие действия, предусмотренные
законом. Более серьезные сделки они могут совершать с согласия своих законных
представителей, к которым относятся родители, усыновители и попечители. Лица,
не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными.
Гражданский закон выделяет в данном периоде два промежутках с рождения до 6-ти
лет и с 6-ти до 14-ти лет. Дети, чей возраст соответствует первому промежутку,
признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте от 6-ти до 14-ти
лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и распоряжаться
средствами, предоставленными его законными представителями.
Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным
условием признания его дееспособным. Для того, чтобы максимально полно
реализовывать свои права и исполнять обязанности гражданин должен быть
психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина
недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица
гражданина. признанного недееспособным осуществляют его опекуны. Возможна также
ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее не в
состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию
здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено
попечительство в форме патронажа.
Существует несколько основных видов или направления социального патронажа:
- К первому направлению можно отнести действия патронажной службы по отношению к семьям или детям, которые находятся в зоне риска. К этому направлению можно отнести следующие виды социального патронажа:
- Медицинский- социальный патронаж, основной задачей которого является обслуживание патронируемого, что по состоянию здоровья не может сам это сделать. Социальный работник должен помочь патронируемому человеку доставить лекарства, помочь их принять, провести гигиенические процедуры, позаботиться о питании, восстановлении патронируемого и уборке помещении, где он пребывает.
- Социально — психологический патронаж проводится над семьями в виде оказания психологической и социальной помощи. Во время проведения социально — психологического патронажа, специалист должен уметь вместе с патронируемым человеком искать пути решения и выхода с конфликтных ситуаций, быть посредником в решении проблем и взаимодействии патронируемого и его окружения, направить свои действия на снижения тревожности человека находящегося под патронажем.
- Социальный патронаж направлен на изучение сложившейся ситуации, учитывая социальный и психологический настрой патронируемого человека.
- Социально — педагогический патронаж базируется на предоставлении помощи нуждающимся семьям, используя силы специалистов социальных служб.
- Основой второго направления является характеристика патронируемых объектов, которые можно классифицировать:
- Согласно возрасту (ребенок, подросток, пожилой человек).
- Принадлежности по половым признакам (мужчина, женщина, мальчик, девочка).
- Исходя с медицинских показателей потенциальных патронируемых (инвалид, беременная).
- Социальным статусом (безнадзорный ребенок, жертва насилия).
- Характером проблем сложившихся в данной семье (неблагополучная семья, семьи в которых есть зависимые).
Помощь патронажной сиделки
Какие конкретно обязанности закрепляются за опекуном? В основной их перечень входят:
-
приготовление пищи и оказание помощи по ее приему;
-
проведение гигиенических процедур;
-
сопровождение на прогулку, в клинику, другие запланированные места;
-
организация досуга для больного (чтение книг, просмотр телевизора, общечеловеческое общение);
-
организация посильных бытовых занятий;
-
оказание медицинской помощи (перевязка, инъекции, прием лекарств. ЛФК);
-
психологическая поддержка.
В каких случаях прекращаются опека, попечительство и патронаж?
Особая забота и защита, предлагаемые государством в отношении несовершеннолетнего или недееспособного гражданина, могут быть прекращены. Причиной этому служат несколько случаев, установленных законом, которые происходят без непосредственного участия опекуна/попечителя. Кратко о них:
- достижение подопечным 14 лет (тогда статус опеки меняется на попечительство);
- вступление в зарегистрированный брак;
- возвращение ребенка к родителям;
- смерть кого-либо из участников отношений;
- истечение срока опекунства, если таковой был указан в акте при установлении опеки;
- перемещение подопечного в специализированное учреждение.
Патронат, как форма заботы над дееспособным совершеннолетним человеком, чаще всего прекращается из-за утраты доверия со стороны государственных органов соцзащиты, в связи с серьезным недугом или смертью, а также в связи с нарушением взаимосвязи с помощником. Для расторжения патронатной связи требуется лишь письменный отказ или просьба замены попечителя.
Обязанности помощника
Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.
Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.
Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.