Понятие и учет расходов, связанных с производством и реализацией
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и учет расходов, связанных с производством и реализацией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 264 НК РФ содержит перечень прочих производственных расходов организации. Причем, этот перечень является открытым. В комментарии мы остановимся на тех видах расходов, которые претерпели изменения летом прошлого года в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ.
Комментарий к ст. 264 НК РФ
Внимание!
В правоприменительной практике имеют место ситуации, когда хозяйствующие субъекты, имеющие в своем составе обособленные подразделения, осуществляющие функции охраны материальных ценностей и работников хозяйствующего субъекта, обращаются к органам вневедомственной охраны, для оказания услуг по охране последними.
В данной ситуации представляется следующие: касательно возможности учета расходов для целей налогообложения прибыли расходов на услуги вневедомственной охраны, при наличии в организации службы безопасности, финансовое ведомство не высказало своей позиции. Однако, как указано в письме Минфина России от 08.10.2003 N 04-02-05/3/78, включение в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, услуг специалистов возможно при удовлетворении указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ, а также в случае, если функции, выполняемые наемным специалистом, не дублируют обязанности, соответствующие должности специалиста данной организации.
Представляется наиболее вероятным, что налоговые органы на местах будут исходить именно из этой позиции.
В судебной практике имеется позиция, исходя из которой следует, что расходы на оплату услуг вневедомственной охраны учитываются для целей налогообложения прибыли, так как дублирования функций, выполняемых сотрудниками ЧОП, имеющими лицензию на право применения оружия и спецсредств, с сотрудниками организации не происходит, если должностные инструкции сотрудников не устанавливают в качестве обязанностей сотрудников осуществление вооруженной охраны и обеспечение правопорядка.
Данная позиция находит свое выражение в судебной практике.
Суть дела.
По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа. Кроме того, организации предложено уплатить суммы налога на прибыль, пени, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В оспариваемом решении налоговый орган указывает на то, что заявитель в нарушение статьи 252 НК РФ в состав расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения, включил расходы по договору со сторонней организацией на организацию службы контроля, порядка и пропускного режима на вещевом рынке и ярмарке, фактически осуществляя данные функции самостоятельно, тем самым дублируя расходы.
Позиция суда.
Организация является компанией, управляющей рынком, в функции которой в соответствии с договорами входит организация работы рынка и связанные с его деятельностью процессы, обеспечение необходимых условий нормального функционирования рынка и автостоянок.
Организация для организации службы контроля, порядка и пропускного режима на вещевом рынке и ярмарке был заключен договор со сторонней организацией, в соответствии с которым последняя осуществляет следующие функции:
— ежедневный оперативный контроль в дни и часы работы вещевого рынка и ярмарки за соблюдением арендаторами торговых мест, условий договоров, заключенных с заявителем и требований законодательства;
— контроль за соблюдением предпринимателями, торгующими на территории вещевого рынка и ярмарки, и посетителями правил торговли;
— информирование предпринимателей о требованиях заказчика, касающихся функционирования рынка и ярмарки;
— контроль за выполнением предпринимателями распоряжений заявителя (в т.ч. отсутствие товаров, запрещенных к реализации на рынках);
— контроль за размещением торговых мест и мест хранения товара, согласно утвержденным схемам;
— проверка документов на право осуществления торговли (договор аренды, медицинская книжка для продавцов — приказ о приеме на работу и т.п.);
— контроль за соблюдением предпринимателями и посетителями рынка и ярмарки правил техники безопасности, санитарных и противопожарных правил, экологических требований;
— контроль за наличием разметки торговых мест на территории вещевого рынка и ярмарки, техническим состоянием торговых мест и т.д.
Ссылка налогового органа на то, что функции по организации службы контроля, порядка и пропускного режима на вещевом рынке и ярмарке заявитель фактически осуществляет самостоятельно, неправомерна.
Так, в обязанности работников общества (администраторов, сотрудников торгового отдела) не входит осуществление оперативного контроля за соблюдением арендаторами правил торговли, правильностью размещения на территории рынка и ярмарки, наличием на торговом месте, в часы работы рынка и ярмарки, документов, предусмотренных договорами на аренду торговых мест, а в их должностные обязанности входит проверка наличия документов, необходимых для оформления договоров на предоставление торговых мест и оформление самих договоров, на основании которых общество получает доход.
Кроме того, сотрудники заявителя (помощник генерального директора, начальник торгово-договорного отдела, старший администратор, администратор, начальник отдела потребительского рынка, главный специалист по потребительскому рынку) не могут обеспечить службу контроля, порядка и пропускного режима на рынке и ярмарке общей площадью в 8 га с 5400-ми торговыми местами.
При таких обстоятельствах отнесение заявителем расходов на организацию службы контроля в состав расходов является правомерным.
Также в оспариваемом решении налоговый орган указывает на то, что в нарушение статьи 252 НК РФ заявитель в состав расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения, неправомерно включил расходы по договору на оказание охранных услуг с ЧОП, поскольку данные функции заявитель фактически осуществляет собственными силами.
Как учитывать расходы кассовым методом
По общему правилу в бухгалтерском учете расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут использовать кассовый метод учета доходов и расходов. При кассовом методе выручка от продажи товаров (работ, услуг) признается после поступления денежных средств и иной формы оплаты, а расходы — после погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) выручку и расходы для целей бухгалтерского учета можно учитывать без закрывающих документов («по оплате»). С определенными допущениями такой способ учета можно считать кассовым методом. Данный способ доступен только для тех, кто использует следующие специальные налоговые режимы:
- упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом «доходы»;
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- патентную систему налогообложения (ПСН).
Учет расходов в программе без закрывающих документов основан на допущении, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) относятся к тому отчетному периоду, в котором они оплачены. А расчеты с поставщиком производятся в момент приобретения товаров (работ, услуг).
Для применения этого способа в документах Списание с расчетного счета и Выдача наличных (с видом операции Оплата поставщику) достаточно в показателе Расчеты выбрать способ Без закрывающих документов. При проведении документов с указанной настройкой признается расход, который отражается проводкой:
Дебет 44 (26) Кредит 51 (50.01)
— на сумму оплаты поставщику.
В качестве счета затрат подставляется счет, указанный в поле Основной счет учета затрат регистра сведений Учетная политика.
Применяемую методику учета доходов и расходов следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
При применении специальных налоговых режимов налоговый учет ведется только кассовым методом:
- при УСН — согласно пункту 1 статьи 346.17 НК РФ;
- при ПСН — согласно статье 346.53 НК РФ;
- при совмещении ЕНВД с УСН доходы ЕНВД также определяются кассовым методом (письмо Минфина России от 23.11.2009 № 03-11-06/3/271).
Какие настройки требуется сделать в 1С для учета прямых и косвенных расходов
Понятия прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учете отличаются.
В бухгалтерском учете расходы подразделяются на прямые и косвенные в зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции. Под прямыми понимаются те расходы, которые связаны с производством отдельных видов продукции и которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными понимаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов (п. 20 «Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях», утв. Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970).
Порядок учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливается отраслевыми нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 10/99).
Прямые расходы учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Косвенные расходы учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Для целей налогообложения прибыли к прямым расходам могут быть отнесены затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (материальные затраты, расходы на оплату труда персонала, страховые взносы, амортизация основных средств). Перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), организация вправе определить самостоятельно. К косвенным расходам относятся расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде и не отнесенные к прямым или внереализационным расходам (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Прямые расходы можно включить в расходы текущего отчетного (налогового) периода только в размере, приходящемся на реализованную продукцию, работы, услуги, в стоимости которых они учтены. А косвенные расходы в полном объеме включаются в расходы периода, в котором они осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Порядок отнесения расходов к прямым или косвенным должен быть экономически обоснован и обусловлен спецификой технологического процесса, а расходы могут быть отнесены к косвенным только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым (письмо Минфина России от 05.09.2018 № 03-03-06/ 1/63428).
Особенности определения расходов по торговым операциям определены статьей 320 НК РФ. Для торговых операций к прямым расходам относятся:
- стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
- суммы расходов на доставку покупных товаров (транспортные расходы), если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.
К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. (В редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Соглашение о разделе продукции
Речь идет об инвестиционной деятельности. К продукции относятся полезные ископаемые. Так что воспользоваться этой системой налогообложения смогут только горнодобывающие предприятия. Инвестор заключает договорной с муниципальной властью о разделе продукции, т.е. вы добываете ископаемые своими средствами и силами и часть в натуральном или денежном эквиваленте отдаете государству. Тем не менее инвестору придется платить большое количество налогов, могут быть освобождены от местных налогов, по усмотрению властей.
Плательщик – только инвестор (юридическое лицо). Налоговая база подсчитывается под каждый договор о разделе продукции.
В главе 26.4 Налогового кодекса, регулирующий данную систему налогообложения, прописаны условия исчисления размера сопряжённых налогов (налог на добычу полезных ископаемых, на прибыль организации, НДС).
Состав расходов, включаемых в себестоимость
Производственные предприятия определяют два вида себестоимости:
1) себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
2) производственную себестоимость.
При этом производственная себестоимость является частью себестоимости реализации и включает в себя такие расходы ( абзац второй п. 11 П(С)БУ 16):
— прямые материальные расходы;
— прямые расходы на оплату труда;
— прочие прямые расходы;
— переменные общепроизводственные расходы;
— постоянные распределенные общепроизводственные расходы.
Производственная себестоимость продукции уменьшается на:
— справедливую стоимость реализуемой попутной продукции;
— стоимость используемой на предприятии попутной продукции в оценке ее возможного использования.
Таким образом, производственная себестоимость продукции включает только расходы, непосредственно связанные с ее производством, а в части расходов на управление — только распределенные общепроизводственные расходы. Те виды косвенных (накладных) расходов, которые не связаны непосредственно с изготовлением продукции (административные расходы, расходы на сбыт и прочие расходы операционной деятельности предприятия), не включают в состав производственной себестоимости и, следовательно, не распределяют на каждую единицу объекта калькулирования.
По производственной себестоимости оценивают готовую продукцию
Как мы уже указывали ранее, в себестоимость реализации, помимо производственной себестоимости реализованной продукции, также включают нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы и сверхнормативные производственные расходы ( абзац первый п. 11 П(С)БУ 16).
Более наглядно распределение операционных расходов предприятия между производственной себестоимостью, себестоимостью реализованной продукции и расходами периода представлено на рис. 3.1 (см. с. 12).
Что нужно знать о налоговом учете?
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в предусмотренном НК РФ порядке (ст. 313 НК РФ).
Опираясь только на «первичку», составить налоговую декларацию вряд ли удастся, ведь объем информации большой и его нужно систематизировать. Для этого применяются налоговые регистры, которые, как и первичные документы, служат подтверждением данных налогового учета (абз. 9 ст. 313).
Налоговые регистры есть не что иное, как сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, организация должна разрабатывать их самостоятельно и приводить в учетной политике для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).
Налоговый кодекс предоставляет организации право выбирать (абз. 3 ст. 313 НК РФ):
– принять в качестве налоговых регистры бухгалтерского учета, дополнив их необходимыми реквизитами;
– или же сформировать самостоятельные регистры налогового учета.
Конечно, первый вариант проще, им можно воспользоваться, если порядок отражения и группировки операций для целей налогообложения соответствует бухучету. В этом случае налоговую базу можно рассчитать по бухгалтерским регистрам, включив в них при необходимости дополнительные сведения
По нашему мнению, налоговые регистры нужны, особенно предприятиям промышленности, у которых порядок налогообложения отличается от бухгалтерских правил учета. Как же вести эти регистры на практике? Наиболее распространены на сегодняшний момент два способа:
– вести налоговые регистры непосредственно в бухгалтерской программе (кстати, во многих программах предусматривается такая возможность, но не всегда она реализуется на должном уровне);
– использовать отчетные формы бухгалтерской программы, при этом вести регистры в отдельном табличном редакторе (проще говоря, в таблице базы данных, например Excel).
В целях наглядности будем применять второй вариант, используя оборотно-сальдовые ведомости по затратным счетам учета производственного предприятия. В частности, такую ведомость несложно составить по счету 20.
Поступление основных средств
Порядок учета на балансе организации (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Приказами Минфина России от 31.10.2000№94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению», от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету основных средств» ПБУ 6/01 и от 13.10.2003 №91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету „Учет основных средств“. Приказом Минфина России от 12.12.2005 г. №147н „О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств“ ПБУ 6/01 внесены изменения в ПБУ 6/01, вступившие в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г.
Согласно ПБУ 6/01, с учетом внесенных изменений, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
√ объект предназначен для использования в производстве продукции, для выполнения работ или оказания услуг либо для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование;
√ используется или будет использоваться свыше 12 месяцев;
√ организация не предполагает дальнейшую продажу данного объекта;
√ приносит или будет приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
Основные средства, предназначенные исключительно ля предоставления организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода, отражаются.
бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Если имущество приобретается для использования в процессе производства (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд, то оно подлежит учету на счете 01. В дальнейшем учтенное на счете 01 имущество на счет 03 перевести нельзя, даже если организация полностью прекращает его использование в своей деятельности и начинает сдавать в аренду. Если объект приобретается для того, чтобы частично сдавать его в аренду, а частично использовать для производственных (управленческих) нужд организации, то такой объект также нельзя учесть на счете 03. Он принимается к учету на счете 01, согласно Письму Минфина России от 13.05.2005 № 03-06-01-04/249).
Активы, в отношении которых выполняются вышеперечисленные условия и стоимостью в пределах лимита, установленного учетной политикой, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. НДС по приобретенным МПЗ принанимается к вычету в момент оприходования на склад. При оформлении хозяйственных операций сказанными активами в соответствии с Постановлением Госкомстата от 30.10.1997 г. №71а могут использоваться унифицированные формы первичной учетной документации №МБ-2, №МБ-4,№МБ-7, №МБ-8.
Пример, организацией в 2006 году приобретены монитор, процессор и клавиатура. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете приобретение данных средств? Пунктом 6 ПБУ6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. №26н, определено, что инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Монитор, процессор и клавиатура не могут выполнять своих функций самостоятельно и должны рассматриваться в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов (письмо Минфина России от 01.04.2005 № 03-03-01-04/2/54, от 22.06.2004 № 03-02-04/5, от 05.08.2004 № 02-5-11/136@). Таким образом, отдельные предметы, входящие в сосав компьютера, целесообразно учитывать в составе комплекса объекта основного средства, несмотря что стоимость не более 20 000 руб.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости.
Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления объекта основных средств. При приобретение основных средств за плату правила формирования первоначальной стоимости для целей бухгалтерского учета закреплены в п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а для целей налогового учета – в п. 1 ст. 257 НК РФ.
Акцизы (для подакцизных товаров)
Акцизы относятся к разряду специальных косвенных налогов. Устойчивый спрос на отдельные виды продукции и высокие цены позволяют государству применять акцизы в отношении определенных товаров. Этот налог играет важную роль фискальной политике государства.
В настоящее время в перечень подакцизной продукции входят: спирт технический, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, сырая нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо, ювелирные изделия и легковые автомобили с определенным размером pабочего объема двигателя.
Размер ставок дифференцирован от 10 % по легковым автомобилям до 80 % по отдельным видам алкогольной продукции.
Плательщиками акцизов являются все юридические и физические лица, независимо от форм собственности, производящие, ввозящие и реализующие ввозимые подакцизные товар.
Объектом обложения акцизами у товаропроизводителей является стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из цен без учета акцизов.
Формирование цен в случае, если предприятие выпускает только продукцию, облагаемую НДС по ставке 18% (10%), или только продукцию, освобожденную от обложения НДС, не должно вызывать осложнений: в первом случае НДС не включается в цену, во втором — НДС следует включать в размере 18% от плановых затрат на сырье и материалы. Однако в случае, если предприятие выпускает одновременно продукцию, облагаемую НДС по ставке 18% (10%), и продукцию, освобожденную от обложения НДС, то возникают определенные трудности при формировании цен.
II. Основные проблемы учета, группировки и классификации расходов в целях налогообложения
Можно без сомнения утверждать, что, как бы ни были хорошо сформулированы нормы главы 25 НК РФ, проблемы с ее практическим применением все равно бы возникали. Это связано и с неограниченным многообразием видов деятельности и хозяйственных операций, и с особенностями русского языка, допускающего различный смысловой оттенок и даже смысл одних и тех же слов.
Но все это, конечно, не должно давать законодателю повода не стремиться к максимальной точности и ясности законодательства, что не раз подчеркивал и Конституционный суд РФ в своих решениях. К сожалению, глава 25 НК РФ представляет собой очередной пример недостаточно тщательной проработки. В данном разделе мы, конечно, не станем давать рекомендации законодателю, а займемся теми проблемами, которые вызваны несогласованностью норм главы 25 НК РФ и отказом от устоявшихся ранее правил. Несмотря на то, что глава 25 НК РФ далека от идеала, она действует, и на основе ее текста приходится принимать конкретные решения, от которых во многом зависят налоговые обязательства организаций.
Наибольшее количество проблем, связанных с налогом на прибыль, по вполне понятным соображениям всегда вызывает учет расходов. За время действия главы 25 НК РФ в отношении учета расходов сформировалось несколько принципиальных, общих вопросов, на которые законодательство не дает конкретного ответа. Можно сказать, что это фундаментальные, системообразующие проблемы, решения которых требует большинство конкретных ситуаций с расходами налогоплательщиков. Безусловно, ответы на них должны быть четко сформулированы в Кодексе, но до тех пор, пока этого не произойдет, нам, налоговым консультантам, бухгалтерам и аудиторам, придется решать эти проблемы самостоятельно, фактически читая Кодекс между строк.
Следует подчеркнуть, что по объективным причинам все изложенное в этом разделе является личной позицией автора. Она может совпадать или не совпадать с позицией МНС РФ и независимых специалистов, но остается, в то же время, лишь личной позицией. Данные проблемы специалистами, как правило, в системном плане не анализировались, и ответы на эти вопросы не определены законодательно. Будем надеяться, что в дальнейшем эти недостатки главы 25 НК РФ будут устранены.
Итак, выделим три основные проблемы по учету, группировке и классификации расходов.
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Поквартальная уплата авансов
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.