Расчеты с подотчетными лицами в 1С:ERP

25.06.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчеты с подотчетными лицами в 1С:ERP». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Вернувшись из командировки, сотрудник обязан отчитаться о потраченных командировочных. Срок отчета – три дня после возвращения из командировки. Отсчитывать надо рабочие дни. Если сотрудник вернулся из поездки в выходной день или в праздник, то трехдневный срок считают с того дня, когда он вышел на работу. Такой порядок следует из пункта 26 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, и пункта 6.3 указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.

Контроль подотчетных сумм на командировку

Работник представляет в бухгалтерию:

  • авансовый отчет (по унифицированной форме АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55, либо по самостоятельно разработанной организацией форме);
  • первичные документы, подтверждающие расходы.

Система нормативного регулирования учета расчетов с подотчетными лицами

Мухина Е.Р.

  • Старший преподаватель,
  • Пермский национальный исследовательский политехнический университет
  • Система нормативного регулирования учета расчетов с подотчетными лицами
  • Аннотация

В статье приведены основные нормативно-правовые документы в области регулирования учета расчетов с подотчетными лицами. Охарактеризована сфера действия данных документов.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, подотчетные лица, учет расчетов, закон, постановление.

Mukhina E.R.

  1. Senior lecturer,
  2. Perm National Research Polytechnic University
  3. THE REGULATORY SYSTEMS ACCOUNTING PAYROLL
  4. Abstract

The paper presents the basic legal documents in the field of regulation of accounting Payroll. The scope of these documents is characterized.

Keywords: regulatory framework, accountant, accounting calculations, laws, regulations.

В процессе осуществления своей деятельности предприятия зачастую сталкиваются с необходимостью оплаты материальных ценностей или различного рода работ, услуг наличными денежными средствами, т.е. через подотчетные суммы.

  • Несмотря на то, что в бухгалтерском учете отражение данных операций не представляет сложности с точки зрения проводок, в то же время постоянно меняющаяся законодательная база предъявляет довольно жесткие требования, касающиеся порядка оформления и методов ведения первичных учетных регистров, способов группировки и отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций с подотчетными суммами, а также правильности начисления всех налогов по этим операциям.
  • Рассмотрим нормативно-правовую базу в области регулирования учета расчетов с подотчетными лицами (таблица 1).
  • Таблица 1 – Нормативная база в области регулирования учета расчетов с подотчетными лицами
№ п/п Нормативно-правовой акт Сфера регулирования
1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. Регулирует правила отражения операций по учету расчетов с подотчетными лицами в бухгалтерском учете предприятий
2 Гражданский кодекс РФ 1) Регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.
3 Налоговый кодекс РФ 2) Определяет отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов [1]
4 Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31 октября 2000 г. N 94н Устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета
5 Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации №318-П от 24.04.2008 Регулирует порядок ведения кассовых операций
6 Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” Регулирует порядок ведения кассовых операций

Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для обобщения информации о расчетах с подотчетными лицами по суммам, выданным им на административно-хозяйственные, операционные, командировочные расходы, используется активно-пассивный счет 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, дебетовое сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенного перерасхода и вновь выданных под отчет средства на основании расходных кассовых ордеров, кредитовое – суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные в кассу по приходным кассовым ордерам.

Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер № 7 – комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. Аналитический учет ведется по отдельно выданным под отчет суммам и осуществляется позиционным способом.

По каждой отдельной строке отражаются выданный аванс, суммы расхода на основе утвержденного авансового отчета, а также возвращенная сумма неиспользованного аванса или возмещенная сумма перерасхода (против выданного аванса). Таким образом, операции по одному авансовому отчету должны найти отражение только по одной строке.

Трата подотчетных денег в рамках конкурсного производства

В соответствии с п. 1 ст. 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с ГК РФ, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе № 127-ФЗ.

Если подозрительная сделка была совершена в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия этого заявления, то для признания ее недействительной достаточно обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 61.2 Закона № 127-ФЗ.

Установление факта безвозмездности совершения сделки (отсутствия реальной оплаты) при наличии признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества у должника в момент ее совершения дает основание предполагать наличие цели причинения вреда имущественным правам кредиторов и, таким образом, влияет на вывод о признании сделки недействительной в силу п. 2 ст. 61.2 Закона № 127-ФЗ.

Пример 4

Систематическое получение денежных средств в качестве подотчетных сумм с нарушением установленного порядка их предоставления (при отсутствии доказательств расходования ранее полученных в качестве подотчетных денежных средств на нужды компании либо обязанности их возврата) не отвечает принципам добросовестности.

При этом конкурсный управляющий не мог не осознавать, что в отсутствии оправдательных документов своими действиями причиняет вред кредиторам, поскольку влечет уменьшение размера имущества должника, за счет которого кредиторы должника вправе были рассчитывать на удовлетворение своих требований.

Подотчетное лицо обязано предъявить авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Но никаких документальных доказательств, подтверждающих расходование конкурсным управляющим полученных им в подотчет денежных средств на нужды компании (доказательства составления авансовых отчетов с подтверждающими расходы документами) либо их возврат должнику, предъявлено не было.

В силу п. 1 ст. 61.6 Закона № 127-ФЗ все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с главой III.1 «Оспаривание сделок должника» Закона о банкротстве, подлежит возврату в конкурсную массу. Поэтому, с учетом разъяснений, приведенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», суд применил последствия недействительности сделки в виде взыскания с конкурсного управляющего денежных средств.

(Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 № А65-4689/2016)

Документальное оформление выдачи денег в подотчет на карточку сотрудника

Перечисленные на карту сотрудника подотчетные денежные средства проверяющие инспекторы из ФНС, ПФР и ФСС могут легко отнести к его заработной плате. Итогом станет доначисление зарплатных налогов, страховых сборов и штрафных санкций. Чтобы избежать этих неприятностей, необходимо изначально зафиксировать в документальной форме обоснованность выдачи подотчета на карту сотрудника.

Читайте также:  Как выписать из квартиры не собственника жилья без его согласия?

В первую очередь в учетную политику или в инструкцию по использованию подотчетных сумм надо внести следующие положения:

«Выдача денежных средств под отчет может производиться как в наличной, так и в безналичной форме.

При безналичной форме расчетов с подотчетными лицами денежные средства перечисляются на их зарплатные или личные карты с расчетного счета организации.

Возврат неиспользованных подотчетных средств может быть осуществлен в безналичной форме — в виде перевода с карты подотчетного лица на расчетный счет организации — или в наличной форме — в виде передачи наличных денежных средств в кассу организации».

Затем нужно ввести в действие приказ о подотчетных лицах и зафиксировать в нем список должностных лиц, которые могут получить денежные средства в подотчет. При небольшом рабочем штате удобнее будет указать просто перечень должностей без личных данных сотрудников. В таком случае не придется переделывать приказ при смене сотрудников.

С образцом приказа можно ознакомиться в нашей статье «Составляем приказ о подотчетных лицах — образец».

Следующим документальным обоснованием предоставления подотчетных средств на карту будет личное заявление сотрудника или приказ руководителя о выдаче денежных средств под отчет. Законодательство разрешает оформлять только один из этих документов.

К обязательным реквизитам заявления (приказа) о выдаче подотчета на карту относятся:

  • цель получения подотчетных денег;
  • сумма запрашиваемого подотчета;
  • банковские реквизиты карты, на которую производится выдача подотчета;
  • период, на который предоставляются подотчетные деньги;
  • разрешительная подпись руководителя (или лица, которое может подписывать подобные документы по доверенности от руководителя);
  • подпись подотчетного лица;
  • дата составления.

На какие цели можно выдать наличные денежные средства под отчет?

Основным документом, регулирующим наличные денежные расчеты в организациях, является Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение N 373-П).

Согласно п. 1.1 Положения N 373-П нормы документа распространяются на юридических лиц, которые ведут бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Банка России). Кроме того, действие документа распространяется на юридических лиц, перешедших на УСНО, и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

До 2012 г. цели, на которые организации могли расходовать денежные средства путем выдачи их под отчет, были указаны в п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40. Напомним, что данный пункт предписывал учреждениям выдавать средства под отчет либо на хозяйственно-операционные расходы, либо на расходы, связанные со служебными командировками.

В соответствии с п. 4.1 Положения N 373-П наличные денежные средства можно выдавать под отчет на расходы, которые связаны с ведением деятельности. Однако данная норма не означает, что учреждение вправе тратить наличную выручку на что угодно.

Перечень целей, на которые можно направлять наличные средства, приведен в Указании Банка России от 20.06.2007 N 1843-У. В соответствии с данным документом поступившую в кассу наличную выручку можно расходовать:

  • на выдачу заработной платы, осуществление иных выплат работникам (в том числе социального характера);
  • на выплату стипендий;
  • на оплату командировочных расходов;
  • на оплату товаров, работ и услуг;
  • на возврат ранее полученных наличных средств в оплату товаров, работ и услуг.

Таким образом, цели, на которые можно выдать денежные средства под отчет, в принципе остались теми же: это командировочные и хозяйственно-операционные расходы.

Как выдать денежные средства под отчет?

Порядок выдачи денежных средств под отчет регламентирован п. 213 Инструкции № 157н, Указанием № 3210-У. Из данного пункта следует, что денежные средства выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего:

  • назначение аванса;

  • расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается.

Обратите внимание: выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег (п. 214 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 06.12.2016 № 02-07-10/72408).

Выдача денежных средств под отчет осуществляется двумя способами:

1) через кассу учреждения с оформлением расходного кассового ордера (ф. 0310002). При оформлении выдачи из кассы денежных средств под отчет нескольким лицам применяется ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).

Ведомости (ф. 0504501) составляются раздельно по видам (основаниям) выплат:

  • на заработную плату;

  • на хозяйственные расходы;

  • на командировочные расходы;

  • на другие нужды.

Какую сумму наличных денег учреждение вправе выдать под отчет на хозяйственные нужды?

В соответствии со ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты, связанные с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности, ведутся в безналичном порядке. Кроме того, данные расчеты могут производиться наличными деньгами, если иное не установлено законом. Напомним, что в настоящее время предельный размер расчетов определен Указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У и составляет 100 000 руб. Предельный размер расчетов наличными деньгами установлен для расчетов в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельного размера расчетов наличными деньгами (Письмо Банка России от 02.07.2002 N 85-Т).

Таким образом, учреждение вправе выдать даже 100 000 руб. под отчет на приобретение товаров, работ, услуг при осуществлении расчетов в рамках одного договора. Разумеется, на практике такие суммы редко выдаются под отчет работникам учреждения на хозяйственные нужды, как правило, подобные расчеты осуществляются в безналичном порядке.

Обратите внимание! Несоблюдение предельного размера расчетов наличными денежными средствами является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на учреждение — от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Как выдать деньги под отчет по новым правилам в 2021 году

На сегодня приказ о подотчетных лицах не имеет единого стандартного образца, обязательного к применению, так что организации и предприятия имеют полное право писать его в произвольном виде или по шаблону, разработанному внутри фирмы и утвержденному в ее учетной политике. При этом как любой другой распорядительный документ, он должен включать в себя ряд определенных данных, в частности:

  • номер и дату составления;
  • наименование компании;
  • полный перечень подотчетных лиц с указанием их должностей, ФИО;
  • максимально допустимые к выдаче под отчет суммы;
  • цели и сроки, на которые можно выдавать деньги.
Читайте также:  Помощь многодетным семьям в 2023 году

Аванс, выдаваемый работнику для осуществления необходимых организации служебных поручений, о расходе которого нужно отчитаться признается подотчетом.

Проводки по авансовому отчету

Когда бухгалтеру сдан АО, он должен сформировать необходимые проводки. Денежные средства, выдаваемые в подотчет и в случае возмещения перерасхода по АО, отражаются по дебету 71 счета «Расчеты с подотчетными лицами» в корреспонденции со следующими счетами:

  1. Счет 50 «Касса».
  2. Счет 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета».

Денежные средства, потраченные подотчетным лицом списывают с 71 счета на:

  • счета учета затрат;
  • счета, на которых учитывают купленные ценности;
  • иные счета исходя из характера расходов.

Если подотчетное лицо возвращает неизрасходованные деньги, то это отражается по дебету счетов учета денег и кредиту 71 счета. Аналитический учет 71 счета осуществляется по каждой сумме денежных средств, выданных в подточит.

Важно! Денежные средства в подотчет могут выдаваться наличными или по безналу. В первом случае они выдаются из кассы организации на основании РКО. А во втором – перечисляются на карточный счет подотчетного лица.

Рассмотрим основные проводки

Хозяйственная операция Проводка
Д К
Сотруднику под отчет выдана расчетная банковская карта 71 50 (субсчет «Денежные документы»)
Сотрудником получены наличные 71 50
Подотчетным лицом возвращена расчетная банковская карта 50 (субсчет «Денежные документы») 71

На что тратить деньги в подотчет

Не всегда расходы организации оплачиваются средствами со своего расчетного счета. В некоторых случаях может потребоваться выдать денежные средства работнику в подотчет. К таким случаям относят:

  • Хознужды организации (например, покупка товаров, работ либо услуг);
  • Командировка (когда сотруднику выдаются суточные, а также деньги на проезд и проживание);
  • Представительские расходы.

Основанием для выдачи из кассы подотчет денежных средств является один из следующих документов:

  • заявление работника, на котором стоит виза директора, содержащая размер выдачи, а также срок, на который разрешено выдать;
  • приказ руководителя о выдаче средств подотчет.

Для того, чтобы в документах, которые выдаются подотчетнику при покупке товаров в качестве покупателя была указана организация, помимо подотчетных средств сотруднику нужно выдать доверенность.

Трата подотчетных денег в рамках конкурсного производства

В соответствии с п. 1 ст. 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с ГК РФ, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе № 127-ФЗ.

Если подозрительная сделка была совершена в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия этого заявления, то для признания ее недействительной достаточно обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 61.2 Закона № 127-ФЗ.

Установление факта безвозмездности совершения сделки (отсутствия реальной оплаты) при наличии признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества у должника в момент ее совершения дает основание предполагать наличие цели причинения вреда имущественным правам кредиторов и, таким образом, влияет на вывод о признании сделки недействительной в силу п. 2 ст. 61.2 Закона № 127-ФЗ.

Пример 4

Систематическое получение денежных средств в качестве подотчетных сумм с нарушением установленного порядка их предоставления (при отсутствии доказательств расходования ранее полученных в качестве подотчетных денежных средств на нужды компании либо обязанности их возврата) не отвечает принципам добросовестности.

При этом конкурсный управляющий не мог не осознавать, что в отсутствии оправдательных документов своими действиями причиняет вред кредиторам, поскольку влечет уменьшение размера имущества должника, за счет которого кредиторы должника вправе были рассчитывать на удовлетворение своих требований.

Подотчетное лицо обязано предъявить авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Но никаких документальных доказательств, подтверждающих расходование конкурсным управляющим полученных им в подотчет денежных средств на нужды компании (доказательства составления авансовых отчетов с подтверждающими расходы документами) либо их возврат должнику, предъявлено не было.

В силу п. 1 ст. 61.6 Закона № 127-ФЗ все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с главой III.1 «Оспаривание сделок должника» Закона о банкротстве, подлежит возврату в конкурсную массу. Поэтому, с учетом разъяснений, приведенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», суд применил последствия недействительности сделки в виде взыскания с конкурсного управляющего денежных средств.

(Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 № А65-4689/2016)

НДФЛ в части неподтвержденных подотчетных сумм

Итак, срок, на который выдаются наличные деньги под отчет, устанавливается руководителем организации, и не позднее трех рабочих дней по истечении этого срока, работник обязан сдать в бухгалтерию неизрасходованные денежные средства и представить авансовый отчет об израсходованных суммах (п. 6.3 Указания № 3210-У).

А если работник не отчитался в установленный срок и не представил авансовый отчет, возникнет ли облагаемый НДФЛ доход?

По общему правилу при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 НК РФ).

В силу подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным работником в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями (или ИП) товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Что касается наличных денежных средств, выдаваемых под отчет для оплаты товаров (работ, услуг), эта транзакция осуществляется в интересах организации (покупателя, заказчика), а не в интересах работника. Поэтому у подотчетного лица не возникает экономической выгоды и полученные им суммы не признаются объектом обложения НДФЛ (п. 1 ст. 41 НК РФ, ст. 209 НК РФ), если работник документально подтверждает произведенные расходы. Иначе полученные денежные средства будут квалифицированы как доход работника и облагаются НДФЛ (постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12).

Следует отметить, что арбитражная практика в части необходимости удержания НДФЛ с невозвращенных подотчетных сумм, противоречива.

Пример 8

В соответствии с приказом компании «Об утверждении сроков выдачи денег под отчет и предоставлении авансового отчета» максимальный срок выдачи денег под отчет на хозяйственные расходы составляет 365 дней. Не позднее указанного срока подотчетному лицу в течение трех дней следует представить авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих расходование подотчетных сумм.

С учетом приказа компании, установившего максимальный срок отчета по подотчетным суммам, срок исковой давности по первым подотчетным суммам, полученным работником в 2013 г., заканчивается в январе 2017 г.

Подотчетные денежные средства не относятся к доходам для целей обложения НДФЛ, если не израсходованы работником либо израсходованы не полностью, они образуют задолженность физического лица перед организацией и подлежат возврату. И только по истечении срока исковой давности невозвращенные суммы будут являться доходом физического лица и облагаться НДФЛ, а компания будет обязана исчислить с данных сумм НДФЛ.

(Постановление АС Северо-Кавказского округа от 02.10.2017 № А63-7414/2016)

Суды отмечают, что налоговый орган не вправе переквалифицировать денежные средства, выданные работникам под отчет, в доходы этих работников, тем более что не истек срок давности для взыскания этих сумм в судебном порядке.

Читайте также:  Можно ли Забрать Единственное Жилье за Долги по Алиментам 2023

Документами, подтверждающими материальные затраты подотчетного физического лица, могут служить товарные чеки, накладные с приложением кассовых чеков или квитанции к приходным ордерам, подтверждающие оплату данного товара (работы, услуги).

Приказом по организации утверждается перечень лиц, которые имеют право на получение денежных средств под отчет. В приказе должны быть установлены, в частности, сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, и их предельный размер и порядок представления авансовых отчетов.

Сложившаяся судебная практика поддерживает приведенные выводы, указывая на то, что подотчетные денежные средства не являются доходом работников, поскольку сотрудниками представлены авансовые отчеты с приложением кассовых, товарных чеков и других документов бухгалтерского учета (постановления Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 № 11714/08, ФАС Поволжского округа от 13.03.2014 № А65-15313/2013, Северо-Западного округа от 02.08.2012 № А05-7569/2011).

Если же подотчетное лицо не отчитается о целевом использовании выданных ему средств или не вернет их неиспользованный остаток компании в установленный срок, средства, выданные на хозяйственные расходы, квалифицируются как доход физического лица, подлежащий налогообложению НДФЛ (письмо Минфина России от 01.02.2018 № 03-04-06/5808).

Пример 9

Работник своевременно не представил в бухгалтерию авансовый отчет по расходованию выданных ему денежных средств, а работодатель не предпринял никаких действий по взысканию с работника образовавшегося долга. При этом доказательства расходования работником подотчетных денежных средств и оприходования компанией ТМЦ не было.

Представленные компанией документы в подтверждение расходования денежных сумм в соответствии с целевым назначением, не содержали сведений о том, какие именно хозяйственные расходы оплачены, какие ТМЦ приобретены.

Приходные кассовые ордера не содержали ссылок на номер и дату расходного кассового ордера. Также не было информации о том, на какие цели были взяты физическим лицом денежные средства, впоследствии возвращенные по приходным кассовым ордерам компании, поскольку качестве основания возврата денежных средств указано «возврат подотчетной суммы».

Представление одних только приходных кассовых ордеров не является подтверждением фактического внесения работником наличных денежных средств в кассу компании. Необходимо отразить внесенные денежные средства в кассовой книге, а также сдать выручку в банк в соответствии с лимитом остатка денежных средств в кассе организации. Сдача наличных денежных средств из кассы предприятия в банк подтверждается выпиской банка о внесении наличных денежных средств на расчетный счет организации с назначением платежа «возврат подотчетной суммы».

В НК РФ прямо не указано, облагаются ли НДФЛ подотчетные средства, если сотрудник не представил документы, подтверждающие целевое расходование подотчетных сумм, или представил их несвоевременно. Однако суд счел, что подотчетные денежные средства облагаются НДФЛ в случае, когда сотрудник не представил документы, подтверждающие целевое расходование подотчетных сумм, или представил их несвоевременно.

Судом установлено и подтверждено (карточкой счета 71.1, расходными кассовыми ордерами, показаниями самого работника), что на протяжении двух лет у работника в личном пользовании находились денежные средства компании, а именно, средства дольщиков, полученные по договорам целевого финансирования, договорам долевого участия, которые направлены не на строительство квартир, а на неустановленные траты финансового директора.

Вышеуказанные установленные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что у работника возник объект налогообложения по НДФЛ, в виде полученных денежных средств в подотчет и своевременно не возвращенных в кассу компании.

(Решение АС Самарской области от 29.09.2017 № А55-19518/2015)

Президиум ВАС РФ в свое время высказался по данному вопросу так: при отсутствии первичных учетных документов, которые подтверждают расходование средств по целевому назначению и оприходование работодателем ТМЦ, приобретенных работниками на подотчетные суммы, такие суммы являются доходом сотрудников и, следовательно, облагаются НДФЛ (постановления Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12 и № 13510/12, письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Аналогичная позиция выражена в постановлениях АС Северо-Западного округа от 09.06.2014 № А26-5684/2013, Западно-Сибирского округа от 19.02.2014 № А45-25321/2012, от 23.12.2013 № А27-1862/2013.

На какие цели можно выдать наличные денежные средства под отчет?

Основным документом, регулирующим наличные денежные расчеты в организациях, является Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение N 373-П).

Согласно п. 1.1 Положения N 373-П нормы документа распространяются на юридических лиц, которые ведут бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Банка России). Кроме того, действие документа распространяется на юридических лиц, перешедших на УСНО, и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

До 2012 г. цели, на которые организации могли расходовать денежные средства путем выдачи их под отчет, были указаны в п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40. Напомним, что данный пункт предписывал учреждениям выдавать средства под отчет либо на хозяйственно-операционные расходы, либо на расходы, связанные со служебными командировками.

В соответствии с п. 4.1 Положения N 373-П наличные денежные средства можно выдавать под отчет на расходы, которые связаны с ведением деятельности. Однако данная норма не означает, что учреждение вправе тратить наличную выручку на что угодно.

Перечень целей, на которые можно направлять наличные средства, приведен в Указании Банка России от 20.06.2007 N 1843-У. В соответствии с данным документом поступившую в кассу наличную выручку можно расходовать:

  • на выдачу заработной платы, осуществление иных выплат работникам (в том числе социального характера);
  • на выплату стипендий;
  • на оплату командировочных расходов;
  • на оплату товаров, работ и услуг;
  • на возврат ранее полученных наличных средств в оплату товаров, работ и услуг.

Таким образом, цели, на которые можно выдать денежные средства под отчет, в принципе остались теми же: это командировочные и хозяйственно-операционные расходы.

Необходим ли утвержденный список лиц на выдачу денежных средств под отчет?

Отметим, что прямого указания на установление списка лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, Положение N 373-П не содержит. Тем не менее из п. 4.4 Положения N 373-П следует, что учреждения могут выдавать наличные деньги под отчет на расходы, которые связаны с ведением деятельности, с письменного распоряжения руководителя. Следовательно, с целью осуществления контроля руководитель должен утвердить список лиц, которые могут получать денежные средства под отчет на хозяйственно-операционные расходы. Перечень лиц, которым выдаются наличные денежные средства на данные расходы, сроки и цели использования этих средств утверждаются приказом руководителя. Срок, на который выдаются денежные средства под отчет, может устанавливаться в зависимости от конкретного случая либо для отдельных видов операций, что закрепляется отдельным нормативным актом учреждения. Целесообразно прописать данные положения в учетной политике.


Похожие записи: