Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

20.05.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

При суброгации право требовать возмещения убытков после ДТП переходит от пострадавшей стороны к страховщику. Владелец поврежденного автомобиля не может претендовать на компенсацию ущерба, так как она уже выполнена страховой компанией. Если для авто был оформлен полис КАСКО, автовладельцу полностью оплатят восстановительный ремонт. Далее страховая компания компенсирует связанные с этим затраты, использовав право суброгации при подаче регрессного иска. Обычно страховщики предпринимают такие меры с большой задержкой, незадолго до того, как истечет трехлетний срок давности. Чтобы увеличить сумму претензии, дополнительно страховые компании включают в список требований выплату ответчиком процентов за использование чужих денежных средств.

Преимущества франшизы

После ознакомления с подобной услугой у многих автомобилистов возникает вопрос — зачем включать такую опцию в полис? Зачем добровольно отказываться от части денег, которые можно было бы получить от СК? На то есть несколько причин.

  • Удешевление полиса — полис каско стоит довольно дорого, а даже минимальная сумма франшизы способна понизить цену на 15% и более.
  • Уменьшение бумажной волокиты — на практике водители не обращаются за выплатами при мельчайших повреждениях машины (это просто не стоит затраченных усилий), и если вы все равно не собираетесь бегать в страховую за оплатой мелкого ремонта, выгоднее включить в полис франшизу.
  • Снижение количества обращений — если автовладелец много раз обращается за компенсацией, то продление полиса будет производиться уже по завышенной цене; автовладельцу это невыгодно, а так получается, что страховая компенсирует только крупный урон и обращений за выплатами меньше.

Возврат франшизы напрямую с виновника

Если у водителя, спровоцировавшего ДТП, не оформлена «автогражданка», процесс взыскания усложняется. Обращаться в свою страховую по ОСАГО будет бесполезно. Но не стоит отчаиваться, так как вернуть франшизу по каско с виновника ДТП все же возможно.

Для начала вам нужно проделать те же шаги, что и в предыдущей инструкции, — обратиться за возмещением по каско, оплатить свою часть суммы, дождаться завершения ремонта и забрать из страховой документы.

Далее начинается сложная часть, где события могут развиваться по трем сценариям.
1. Соглашение сторон. Вы связываетесь с виновником и обрисовываете ему ситуацию. Человек идет навстречу и добровольно отдает вам деньги. Лучше зафиксировать этот факт распиской, чтобы не было разногласий и ложных обвинений.

2. Досудебная претензия. Этот документ составляется в том случае, если первый метод не сработал и виновная сторона не идет навстречу.

Сделайте копии документов о ДТП, приложите чеки, подтверждающие оплату, и изложите свои требования к виновнику. Шаблона для такого документа не существует, можно излагать требования в свободной форме или обратиться за помощью к профессиональным юристам. Обратите внимание, что подобную претензию можно направлять только в том случае, когда вы уже понесли расходы. Заблаговременно взыскать франшизу не получится.
3. Обращение в суд. Если досудебная претензия не привела к возврату франшизы, нужно обращаться в суд. Все перечисленные документы вы должны приложить к исковому заявлению.

Дополнительно можно приложить документ, подтверждающий факт отправки досудебной претензии (например, если она отправлялась заказным письмом или с курьером). Если вы решили вручить претензию лично, проследите, чтобы виновник сделал отметку на вашей копии. В противном случае вы никак не докажете, что претензия действительно была вручена. А этот факт говорит об отказе виновника сотрудничать и может повлиять на решение суда.

Помимо франшизной суммы закон разрешает вам взыскивать с ответчика судебные расходы (госпошлину, стоимость услуг адвоката и пр.).

Важно: если виновником аварии признаны дорожные либо коммунальные службы города, пропускайте этап устной договоренности и досудебной претензии и обращайтесь сразу в суд. С них вы тоже можете взыскать не доплаченную по каско сумму.

Обязательно ли делать экспертизу?

Да эта процедура обязательна, если конечно вы хотите взыскать деньги на ремонт!

Видите ли, размер причиненного ущерба необходимо подтвердить, на глаз его сложно определить, так как у вас нет знаний, да и эксперты не могут определить размер ущерба на глаз, так как это не реально. Это первый момент, а второй момент, это то, что если виновник ДТП отказывается вам возмещать ущерб, то вы должны обратиться в суд, а суд обязательно запросит документальное подтверждение размера ущерба, а такое подтверждение может сделать только эксперт и отразить свое заключение в отчете, как раз по отчету судья и будет видеть, сколько он должен будет взыскать с причинителя вреда. А если у вас не будет экспертизы, то суд вам просто откажет и все же отправит вас делать экспертизу. Как видите без нее никуда.

Отказ в выплате по КАСКО

Не секрет, что страховщики ищут любые возможности для отказа в выплатах. Однако они могут это сделать на законных основаниях, если:

  • зафиксировано серьезное нарушение ПДД. Правда, в договоре должен быть перечень ДТП по вине страхователя, которые не признаются страховыми случаями;
  • после наступления страхового случая страхователь не действовал в соответствии с ПДД и не оформил требуемые документы;
  • отсутствуют претензии страховщика в протоколе ДТП;
  • водитель управлял ТС без прав, сбежал с места ДТП или был пьян;
  • вред причинен умышленно, нарушены условия договора;
  • авто отремонтировано до оценки ущерба.

Оспорить решение страховщика по КАСКО можно только в гражданском суде.

Водитель не был вписан в полис КАСКО при ДТП

По этому вопросу было выпущено официальное разъяснение Верховного суда. В нём говорится, что компенсация КАСКО после аварии выплачивается в любом случае. Не важно, кто именно находится за рулём к этому моменту, вписан ли водитель в полис КАСКО при ДТП или нет. Данное положение стало законным ещё в 2014 году. Любые возмещения выплачиваются тому, кто официально числится в качестве владельца ТС.

Суд считает, что при заключении договора страхуется сам автомобиль, а не сам человек, который им владеет или управляет.

Но в случае с КАСКО чаще всего сразу отказывают в компенсации, если обнаружится, что водитель при ДТП не был вписан в страховые документы. Для доказательства разбирательства в деле, и учитывая индивидуальность случаев, лучше проконсультироваться с юристом.

Регресс в автостраховании

Приведенный выше анализ норм ГК РФ и судебной практики указывает на невозможность возникновения регрессных требований в рамках договора страхования КАСКО.

Однако это не означает, что право регресса не возникает в других случаях причинения ущерба автовладельцу. Регрессным требованиям, которые возникают ввиду причинения ущерба в ДТП, посвящена статья 1081 ГК РФ.

Право регресса, согласно пункту 1 указанной статьи, возникает у лица, которое возместило причиненный ущерб вместо виновника аварии. При этом приводятся 2 основания для возникновения регрессных требований:

  1. Возмещение работодателем (гражданином или организацией) ущерба, который был причинен его работником при исполнении служебных либо трудовых обязанностей.
  2. Возмещение вреда собственником транспортного средства вместо лица, которое непосредственно им управляло и стало виновником аварии.

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП: судебная практика

Что такое регресс по ОСАГО с виновника ДТП судебная практика, и каков срок давности? Страховая организация ОСАГО обязана компенсировать лицу, которое пострадало при дорожном происшествии вред, причинённый её клиентом.

Это не только имущественный ущерб машине или конструкциям, которые были деформированы по вине застрахованного человека. Кроме этого, необходимо компенсировать вред, который был причинён здоровью и жизни человека, т. е.

траты на излечение или похороны.

Чаще всего после оплаты страховая организация выставляет регрессное требование к виновнику ДТП. Данная процедура проводится в суде, из-за этого требуется помощь квалифицированного юриста. При тщательном исследовании требований истца, можно отыскать огрехи в законодательстве, и предотвратить регресс.

Если страховщик требует доплату по КАСКО?

Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.

В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.

Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.

Что такое регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО?

Регресс по ОСАГО — право страховщика взыскать с виновника ДТП денежные средства, выплаченные потерпевшей стороне. Компания может направить иск в суд. Он представляет собой обратное требование по возмещению причинённого ущерба. Страховщик может воспользоваться правом на регресс после предоставления выплаты потерпевшей стороне. Дополнительно с виновника аварии взыскиваются денежные средства, затраченные на ведение дела и осуществление экспертиз.
Страховщик по ОСАГО имеет право потребовать возмещение понесенных затрат с виновника ДТП в строго установленных законом случаях. Они отражены в статье 14 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года «Об ОСАГО».

Читайте также:  Какие маневры выполняются на экзамене 2023?
Ситуация, при которой возможен регресс Пояснение
1. Лицо, виновное в аварии, скрылось с места происшествия. Статья 12.27 КоАП РФ предусматривает наказание за оставление места ДТП. Причём гражданина могут посчитать незаконно покинувшим место аварии, если происшествие не было оформлено в соответствии с действующим законодательством, и стороны просто договорились между собой.
2. Виновник происшествия не предоставил необходимый пакет документации по Европротоколу. В случае оформления европротокола, закон обязывает подготовить необходимые бумаги в течение 5 дней с момента аварии (статья 11.1 ФЗ №40). В иной ситуации производить возмещение ущерба придётся из личных денежных средств.
3. Авария была совершена умышленно. В некоторых случаях в действиях виновника аварии могут быть выявлены черты иных правонарушений. Так, если гражданин умышленно разбил автомобиль потерпевшего, возбуждается уголовное дело по признакам порчи имущества.
4. Виновник ДТП был пьян. Факт должен быть подтвержден экспертным заключением.
5. ДТП было совершено лицом, не имеющим прав. Срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет. После этого документ подлежит замене. Если действие не было выполнено своевременно, у страховщика возникает право выдвинуть регрессное требование к виновнику ДТП по ОСАГО. Аналогичное правило действует в случае, если у лица, управлявшего машиной в момент аварии, вовсе не было прав.
6. Лицо, ставшее виновником происшествия, не было вписано в страховой полис при оформлении ОСАГО. Заключая договор страхования, владелец транспортного средства обязан перечислить всех граждан, которые будут иметь доступ к автомобилю. Чтобы сэкономить, многие лица указывают только себя, а затем предоставляют возможность управлять автомобилем другому гражданину. Если он совершает аварию, страховщик может выдвинуть репрессивные требования. Правило не действует, если страховка не предусматривает ограничение количество лиц на управление автомобилем.
7. Нарушена сезонность эксплуатации авто. Водитель указывает во время составления договора период, когда будет эксплуатироваться машина. Так, если в полисе ОСАГО указывается летнее время, ездить на машине осенью нельзя. Если в это время произошла авария, страховщик может истребовать выплаты с виновника происшествия.
8. Виновник начал ремонт автомобиля, не получив согласие страховщика. Правило действует в течение 15 дней с момента аварии. Аналогичная ситуация возникает, если виновник происшествия отказывается проводить экспертизу транспортного средства.
9. Завершился срок действия диагностической карты. Во внимание принимается состояние документа на момент ДТП.

Какие действия следует предпринять, если водитель не вписан в полис?

Например, в полис КАСКО вписан только автовладелец, а по факту им могут управлять два человека.

Раньше в подобных ситуациях СК отказывали в выплате компенсации, если за рулем ТС в момент ДТП был человек, не вписанный в страховку. Однако в январе 2013 года Верховный суд РФ разъяснил права страховщиков. Постановление гласит, что СК обязаны выплачивать компенсации водителям, которые указаны в договоре автострахования, даже тогда, когда в аварию попало лицо, не имеющее к страховке никакого отношения.

Суд посчитал, что СК осуществляют страховку ТС, а не водителя, который имеет доступ к его управлению. Это означает, что возмещение убытков страховщику необходимо производить в обязательном порядке.

Однако риск того, что СК будет выдвинуто требование регресса по КАСКО к виновнику, не вписанному в страховку, все же остается.

Можно ли водителю будет избежать выплат, если страховщик потребует регресс? Такой вопрос волнует многих автолюбителей. Ответ на него прост. Подобного права у них нет. Однако снизить расходы можно, при покупке страхового полиса от риска собственной халатности. Это значит, что водителю придется дополнительно приобрести ДСАГО, для того чтобы полис смог покрыть его ответственность до 1 млн. рублей.

В случае, если подобный вариант существует, то водителю придется доказать суду свою невиновность, или по крайней мере уменьшить степень вины. В такой ситуации с него не будет взыскано 100% от компенсационных выплат.

Для этого необходимо:

  1. Доказать, что на возникновение ДТП повлияли определенные обстоятельства, которые виновное лицо не смогло предотвратить.
  2. Присутствовать в момент осуществления экспертизы автотранспорта пострадавшей стороны, с целью убеждения, что к ущербу не приписали ничего лишнего.
  3. Обжаловать собственную виновность.
  4. Убедиться, что в составленном документе осмотра ТС не указаны повреждения, полученные не в этом ДТП.
  5. Проверить, учтена ли амортизация ТС и правильно ли проведена калькуляция.

Если вы стали виновником аварии, управляя в этот момент служебным ТС, то размер взыскания не может быть выше вашей заработной платы. Остальная сумма должна быть погашена организацией, которой принадлежит автомобиль.

Суброгация по КАСКО с виновника ДТП

Для процедуры суброгации дорожное происшествие подразумевает наличие двух сторон, одна из которых стала виновницей инцидента, а вторая оказалась потерпевшей. При наличии полиса КАСКО пострадавший водитель может чувствовать себя защищенным, а вот виновнику аварии предстоит поволноваться. Именно в его адрес может выставить претензии страховая компания, покрывшая убытки владельцу КАСКО.

Неосторожный автомобилист может столкнуться с ситуацией, когда ему предстоит выплатить из собственного кармана деньги за тот ущерб, который получил по его вине другой участник движения. А причиной переживания для виновника столкновения становится право страховой компании на суброгацию. Многие автовладельцы слышали об этом страховом инструменте, но мало кто действительно знает, что подразумевает этот термин.

Читайте также:  Выплаты при рождении ребенка в 2023 году

Возможности избежать взыскания

Для того чтобы не стать заложником ситуации и не осуществлять денежное возмещение ущерба страховщику самое простое что можно сделать, это оформить дополнительное ОСАГО. Тогда страховщик будет должен покрыть за вас от 0,6 до 3 млн рублей. А этой суммы однозначно хватит, чтобы оплатить ремонт даже дорогого автотранспортного средства.

Как уже было сказано ранее, чаще всего организатор аварии получает претензию в случае наличия у пострадавшего КАСКО. Поэтому если вы столкнулись с кем-то и вина ложится на ваши плечи, то в первую очередь уточните этот момент. Если ответ утвердительный, то следует обезопасить тылы:

  • когда ваша вина не видна невооруженным глазом, не признавайте ее;
  • общайтесь с потерпевшим, вы должны знать, что он планирует предпринять;
  • напишите заявление страховщику, что вы желаете лично наблюдать за ходом экспертизы;
  • если оценка не соответствует истине, то смело оспаривайте их, закажите независимую экспертизу;
  • не выбрасывайте документы об экспертизе и бумаги, подтверждающие все детали в течение 2–3 лет.

Алгоритм действий при ДТП

Гражданин должен знать, как оформить страховой случай по КАСКО без ДТП. К таким ситуациям относятся повреждение транспортного средства злоумышленниками, авария с участием одной машины. Автовладелец обязан зафиксировать нарушение, опросить очевидцев, вызвать сотрудника полиции для составления протокола.

При возникновении аварийной ситуации нужно вызвать сотрудника ГИБДД. При оформленном полисе КАСКО Европротокол не составляется. Для фиксации происшествия следует сделать фото-, видеосъемку места нарушения правил дорожного движения, опросить свидетелей. После приезда инспектора подписываются документы, где отражена информация об аварии, виновной стороной ДТП. На месте происшествия нужно сразу оповестить компанию о наступлении страхового случая.

Срок исковой давности

Получив уведомление с требованием погасить расходы страховщика, следует проверить, не истек ли срок давности по данному делу. Согласно п.2 ст. 966 ГК РФ срок давности по суброгации составляет 3 года после ДТП. Данный факт может помочь водителю, однако чаще всего компания следит за такими моментами, и суд может принять претензию к рассмотрению.

Основное правило при требовании по суброгации – нельзя замалчивать ситуацию. В случае, если водитель не явится на заседание, вопрос может быть решен в пользу истца даже при нарушении срока давности иска. Суд скорее пойдет навстречу, если водитель лично заявит о факте истечения срока давности в процессе рассмотрения дела. Именно поэтому важно сделать это до того, как суд вынесет решение.

Как правильно действовать, когда страховая компания подала иск на возмещение материального ущерба?

Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:

  • Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
  • Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
  • Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
  • Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
  • Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.

Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.


Похожие записи: