Какие финансовые показатели нужно считать собственнику
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие финансовые показатели нужно считать собственнику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коэффициенты – это показатели, которые рассчитываются на основе финансовой отчетности. У каждого коэффициента есть нормативный показатель. Сравнивая свои показатели с нормативными или с отраслевыми, можно понять, насколько платежеспособной и финансово устойчивой является компания.
Дебиторская задолженность
Показатель задолженности перед вашим бизнесом — когда вам уже должны деньги, но на счете их еще нет. Актуально для компаний, которые делают что-то без предоплаты или без расчетов день в день. Для небольшой кофейной точки расчет дебиторской задолженности часто не нужен — покупатели платят сразу, денежный поток не останавливается.
Другая ситуация может быть в условной компании по ремонту — заказ нашли, стройматериалы купили, работу выполнили, а деньги заказчик переводит только через неделю. Или компания выиграла тендер: работу нужно выполнить сегодня, а оплата поступит через несколько месяцев.
Дебиторскую задолженность обычно отслеживают в виде графика: на временной линии отмечают, когда должны прийти деньги. И считают общую сумму. Большая задолженность не всегда хорошо — иногда это парализует работу компании и может вовсе привести к банкротству и невыполнению обязательств.
Например, ремонтная компания довела «дебиторку» до нескольких миллионов. Нужно платить налоги и зарплаты, но денег на счетах нет, и появятся они только к концу месяца. Новые заказы фирма тоже взять не может — чтобы сделать новый ремонт, нужно купить стройматериалы на свои, а деньги появятся потом. Выход в такой ситуации — привлекать чужие средства, например, кредит. Но это снижает доходность компании, поэтому по возможности «дебиторку» лучше не наращивать.
Коэффициентов существует огромное множество, каждая компания считает что-то свое. Но есть общепризнанные показатели, которые нужно рассчитывать в любом бизнесе:
- Коэффициент текущей ликвидности. Показывает способность компании погашать краткосрочные обязательства за счет оборотных активов. Оборотные активы – это запасы или деньги, которые компания использует в течение года.
- Коэффициент абсолютной ликвидности. Показывает, какую долю краткосрочной задолженности компания может погасить за счет денежных средств.
- Коэффициент финансовой устойчивости. Говорит о способности компании оставаться платежеспособной в долгосрочной перспективе.
- Коэффициент финансовой независимости. Характеризует независимость предприятия от заемных средств.
- Рентабельность активов. Показывает, насколько эффективно компания использует свои активы и сколько прибыли на них зарабатывает.
- Рентабельность собственного капитала. Показывает, какой процент годовых бизнес приносит собственнику.
В таблице ниже найдете рекомендуемое значение каждого коэффициента и формулы для расчетов.
Финансовый коэффициент | Рекомендуемое значение | Как рассчитать |
1. Коэффициент текущей ликвидности | 1,5-2 | (Запасы + Деньги + ДЗ) / (КО + КЗ) |
2. Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2-0,5 | Деньги / (КО + КЗ) |
3. Коэффициент финансовой устойчивости | >0,6 | СК + ДО / Валюта баланса |
4. Коэффициент финансовой независимости | >0,5 | СК / Валюта баланса |
5. Рентабельность активов квартальная | Зависит от отрасли | Чистая прибыль за квартал / Ср. значение активов за квартал * 100% |
6. Рентабельность собственного капитала квартальная | Не менее 10% | Чистая прибыль за квартал / ср. значение СК за квартал* 100% |
Характеристики ликвидности
Наличие у компании достаточного количества ресурсов, позволяющих исполнять долговые обязательства — один из ключевых факторов с точки зрения поддержания стабильности. Понятие «ликвидных активов» охватывает имущество, которое может быть реализовано достаточно оперативно, и по цене, соответствующей рыночному уровню. В соответствии с принятой классификацией скорость продажи делится на высокую, быструю и среднюю, при этом часть собственности может характеризоваться как низколиквидная, или даже неликвидная. Для отечественной бухгалтерской практики характерно ранжирование, основанное на убывании сроков реализации.
С точки зрения оценки состояния организации финансовой деятельности предприятия, анализ ликвидных показателей — это инструмент, позволяющий охарактеризовать уровень платежеспособности субъекта. Чем выше коэффициент — тем меньше вероятность неисполнения долговых обязательств. Подобная информация представляет значимость для инвесторов, поставщиков и кредиторов, оценивающих собственные риски при планировании сотрудничества с новыми контрагентами.
Показатели рентабельности
Говоря о том, как правильно проводить финансовый анализ предприятия, нужно делать особый акцент на данных, характеризующих доходность совершаемых торговых и хозяйственных операций. Прибыль — ключевой критерий оценки эффективности использования всех ресурсов, имеющихся в распоряжении бизнеса. Индикатором того, насколько рентабельной является организация, является соотношение чистого дохода к сумме активов, за счет которых он был сформирован. Источником информации служат сведения, представленные в первой и второй формах бухгалтерской отчетности. Чем больше результирующее значение — тем лучше для собственников и акционеров, поскольку высокий уровень доходности позволяет не только получать дивиденды, но и инвестировать в дальнейшее развитие.
Рентабельность можно считать отдельно по каждой продаже, активу, маркетингу или инвестициям. Но здесь мы поговорим о рентабельности всей компании.
Представьте, что вы хотите похвастаться своим бизнесом и сообщаете своим друзьям, что ваш оборот за прошлый год — 50 млн рублей. Но вот приходит еще один друг и говорит, что у него — 500 млн рублей. Но только к концу встречи вы узнаете, что у него рентабельность 2%, а у вас — 50%, значит вы сильно круче.
Рентабельность показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность = (чистая прибыль / себестоимость) х 100%
Какие бывают виды рентабельности:
-
Рентабельность активов (ROA)
-
Рентабельность продаж (ROS)
-
Рентабельность инвестиций (ROI).
-
Рентабельность собственного капитала (ROE).
-
Рентабельность основных средств (ROFA).
-
Рентабельность оборотных активов (RCA).
Как влиять:
Показатель рентабельности — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Чтобы повысить рентабельность, необходимо либо увеличить числитель, либо уменьшить знаменатель. Например: повысить стоимость товара, снизить себестоимость производства.
Как использовать:
-
сравнивать показатели от месяца к месяцу
-
следить за убыточными проектами и останавливать их
-
всеми способами повышать показатель рентабельности
Что такое ключевые показатели деятельности компании
Финансовый анализ предполагает наличие большого количества экономических показателей, которые позволяют оценить эффективность работы, финансовую устойчивость, платежеспособность и т.д. Однако, рассчитывать их все достаточно трудоемко, да и зачастую не имеет смысла. Поэтому и выделяют ключевые показатели эффективности деятельности компании. Следя за их динамикой и изменениями, мы можем делать выводы о работе предприятия в целом, о каждом сегментах отдельно.
Для начала определимся, что такое ключевой показатель деятельности? Иначе его называют KPI (или Key Performance Indiсatоrs) – показатель деятельности, который дает максимально точно оценить работу предприятия, подразделения, сегмента компании в достижении стратегических целей развития. С их помощью руководитель ставит реальные цели развития, может корректировать бизнес-процессы оперативно, мотивировать персонал, повышать качество продукции, увеличивать обороты и многое другое.
Мониторинг ключевых показателей – процесс постоянный. Его целью является соответствие целям, которое предприятия поставило для достижения запланированных результатов работы. Это результат текущей деятельности предприятия. Грамотный мониторинг ключевых показателей позволяет разрабатывать эффективную политику управления предприятием и план мероприятий по достижению поставленный руководством целей.
Например, для повышения оборачиваемости активов следует увеличить производственные мощности, корректируется или полностью меняется технология производства товара, закупается новое оборудование или модернизируется уже имеющееся, анализируются запасы, проводится работа с дебиторами и т.д. Для увеличения доходов следует расширить производство, выйти на новые рынки сбыта, увеличить число контрагентов-покупателей.
Рентабельность– относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активовРентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле.
Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.Рентабельность продаж = Чистая прибыль / ВыручкаРентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.
Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.Помимо приведенного выше расчета (рентабельность продаж по валовой прибыли; англ.:
Gross Margin, Sales margin, Operating Margin), существуют и другие вариации расчета показателя рентабельности продаж, но для расчета всех их используются только данные о прибылях (убытках) организации (т.е. данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», не затрагивая данных Баланса). Например:рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая прибыль на рубль выручки от продаж (англ.:
Рентабельность активовВ отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Т.е. показатель из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» делится на среднее значение показателя из формы №1 «Бухгалтерский баланс».
Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов— индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:Ra = P / Aгде:Ra — рентабельность активов;P — прибыль за период;A — средняя величина активов за период.
Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала):
Рентабельность собственного капитала (ROE) | Отношение чистой прибыли (в годовом выражении) к средней величине собственного капитала. |
Рентабельность инвестированного капитала (ROCE) | Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) (в годовом выражении) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам. |
Рентабельность производственных фондов | Отношение прибыли от продаж (в годовом выражении) к средней стоимости основных средств и материально-производственных фондов |
Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие.
Финансовые показатели деятельности организации
Каждый полученный результат рассматривается отдельно, а затем составляется общая картина, определяющая положение компании. Для отчета используются бухгалтерские документы, налоговые декларации, договоры с поставщиками и партнерами.
1. Выручка
Это деньги, которые поступили на счет фирмы от реализации произведенной или ранее приобретенной продукции, за уже выполненные работы, оказанные услуги. В общую сумму не нужно включать средства, полученные в качестве предоплаты, так как покупатель в результате может отказаться от покупки, что приведет к потере прибыли. Предоплата вносится только после выполнения всех обязательств или подписания акта.
2. Операционные расходы
Основные финансовые показатели деятельности компании включают операционные расходы, которые рассчитываются по факту выполненных обязательств. Например, если организация закупила сырье для производства продукции, и оно находится на складе, то это ― актив. Сырье нельзя считать расходами, поскольку его можно продать и вернуть деньги назад. Это собственность компании, в которую вложены деньги. К расходам сырье относится только тогда, когда продается продукт, изготовленный из него.
Также к операционным расходам относятся все расходы предприятия: оплата за коммунальные услуги и техническое обслуживание, аренду и заработную плату, за рекламу, налоги и др. Эти финансовые показатели фирмы делятся на две категории:
- Переменные расходы, которые изменяются одновременно с выручкой. С расширением производства увеличивается количество используемого сырья, соответственно, растут и расходы.
- Постоянные расходы, не зависящие от выручки: зарплата, покупка канцтоваров, аренда, связь, административные и коммерческие затраты.
Любые расходы, зависящие от выручки, нужно вносить в переменные. Например, если зарплата сотрудников состоит из оклада и премии (процент от продаж), то оклад ― это постоянные расходы, а премия ― переменные.
3. Прочие расходы
Они тоже относятся к финансовым показателям и влияют на прибыль. Важно их не просто отслеживать, а контролировать, чтобы по сумме они не превышали доходы.
К прочим расходам относятся:
Кредит. Здесь важно правильно разделить платеж по кредиту, поскольку он не весь идет в прочие расходы. В эту статью записываются только проценты по кредиту. Основной долг не учитывается совсем, поскольку ранее эта сумма была использована компанией, стала ее активом.
Налоги на прибыль. Те налоги, которые платятся за сотрудников, вносятся в операционные расходы.
Амортизация. Это материальные вложения в бизнес: покупка оборудования, ремонт, недвижимости для расширения. Данные расходы нельзя вносить в статью за конкретный месяц, поскольку пользоваться купленным оборудованием компания будет длительное время. Расход вносится по сроку службы техники. Если это ремонт, то затраченная сумма делится на количество месяцев, оставшихся до нового ремонта (примерно).
4. Чистая прибыль
В показатели финансовой эффективности включают чистую прибыль. Чтобы ее рассчитать, нужно из выручки вычесть операционные и прочие расходы.
Оценка чистой прибыли важна, прежде всего, для владельцев бизнеса. Результат позволяет увидеть, есть ли в организации заработок, насколько он стабилен. Если значения отрицательные, либо прибыль идет на убыль при стабильной выручке, то искать причину следует в операционной деятельности бизнеса.
5. Рентабельность капитала
Рентабельность ― это финансовый показатель эффективности компании. Он позволяет понять прибыльность бизнеса и способы его финансирования. Рентабельность бывает нескольких видов. Есть возможность узнать эффективность как всей организации, так и отдельных ее активов.
При расчете рентабельности получается число в процентном эквиваленте. Коэффициент ниже нуля говорит о низкой рентабельности, выше ― о хорошей.
Виды рентабельности:
- Маржинальная. Для расчета нужно из выручки вычесть переменные расходы и все разделить на выручку.
- Операционная. Формула: маржинальная прибыль минус постоянные расходы, разделенные на выручку.
- По чистой прибыли. Для расчета нужно чистую прибыль разделить на выручку.
Все виды рентабельности как финансовые показатели деятельности компании нужно рассматривать в динамике. Только так можно делать выводы о том, насколько эффективно предприятие управляет расходами.
Если маржинальная рентабельность упала, то можно судить об увеличении переменных расходов. Такое происходит при повышении стоимости сырья и сохранении отпускной стоимости конечного продукта.
Падение рентабельности по операционной прибыли говорит о снижении эффективности организации и увеличении затрат ресурсов. Еще данные коэффициенты иногда используются в сравнительном анализе с конкурентами для оценки рисков.
Life Time Value (LTV) — пожизненная ценность клиента.
Показатель помогает спрогнозировать будущий доход от увеличения числа постоянных клиентов и понять, насколько эффективна стратегия удержания клиентов в бизнесе.
Считают так: ARPU нужно умножить на время активного использования клиентом вашего бизнеса. Например, средний доход от каждого клиента в студии танцев за месяц — 5 000 руб. Выводы делают по аналитике за год, клиент обычно занимается около полугода, то есть LTV — 30 000 руб.
Есть еще один способ посчитать LTV, который больше подходит товарному бизнесу, — средний чек умножить на частоту повторных сделок, а затем умножить на срок вашего активного взаимодействия с клиентом. Например, средний чек — 500 руб., покупает человек обычно дважды в месяц, активно пользуется вашим бизнесом полгода. Итого: 500 × 2 × 6 = 6 000 руб.
LTV хорошо работает для бизнесов, финансовая модель которых построена на длительном общении с клиентами. Например, вы развиваете студию танцев. Посчитав маркетинговые показатели, вы выяснили, что стоимость привлечения клиента для вас — 10 000 руб. Учитывая, что абонемент на месяц стоит 5 000 руб., бизнес кажется убыточным, но это не так.
Вы посчитали, что LTV у компании выходит 30 000 руб. — если клиент доволен первым месяцем, он платит в среднем еще 5 раз, но на эти сделки вы уже не тратите деньги. Получается, бизнес становится прибыльным, если какое-то количество клиентов будет платить по полгода.
Важная задача для бизнеса — поддерживать лояльность постоянных покупателей. Мы для этого используем бонусные программы.
Перед её запуском посчитайте, не будет ли в итоге LTV меньше затрат на удержание покупателя. Ведь расходы на каждого клиента не должны превышать доходы от него.
Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io
Return On Investment (ROI) — окупаемость инвестиций.
Сначала нужно вычесть из выручки все расходы на продажу продукта, а затем получившееся число разделить на сумму расходов и умножить на сто. Получится показатель возврата инвестиций в процентах. Считают в целом по всем продажам и по конкретным каналам привлечения клиентов.
Так можно понять, что вложенные 100 руб. в рекламу через Instagram принесут 150 руб. Если ROI отрицательный, значит, будет убыток.
Показатель ROI помогает в выборе — куда эффективнее вложить ресурсы, где усилия принесут максимум прибыли. Как правило, хороший ROI в бизнесе — 20–30 %, то есть на 100 руб. вложений будет 20–30 руб. прибыли. Если ROI больше 100 %, это отличный канал привлечения денег.
Чистая прибыль – это разница между EBITDA и прочими расходами. Показатель измеряется для управления компанией, для объективной оценки ее успешности. Ведь именно достаточное количество чистой прибыли позволяет владельцу компании вкладывать в ее развитие или повышать свой личный уровень жизни. Если не измерять чистую прибыль, можно столкнуться с убытками. Например, на счету компании много денег, поэтому создается иллюзия ее успешности. Но после уплаты налогов и кредитов почти ничего не остается.
Чистую прибыль особенно важно подсчитывать и закладывать в стоимость товаров малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям. Начинающие производители не считают чистую прибыль и берут на личные расходы деньги прямо из оборота. Но однажды оборудование выходит из строя или требуется другое вложение, а у бизнесмена нет денег. Чтобы производство не останавливалось, ему приходится брать кредит, что снова приводит к росту расходов.
Денежный поток, кэшфлоу, или движение денежных средств, – это показатель, по которому можно оценить состояние компании не в моменте (как при помощи выручки и рентабельности), а в динамике. Денежный поток – это сложный показатель, который можно оценивать в целом или разделить на составляющие.
Чтобы вычислить движение денежных средств, необходимо составить таблицу, в которую будут записаны все доходы и расходы. Каждую новую операцию необходимо вносить в таблицу, указывая суммы и даты. Так руководитель всегда будет понимать, сколько денег приходит в компанию, как часто бывают поступления, какие суммы поступают. Например, на счету компании значительная сумма, но при взгляде на таблицу движения денежных средств оказывается, что поступлений не так много и каждый поступивший платеж невелик.
Таблицу ДДС удобно интегрировать в платежный календарь. Если поступления средств компания не всегда может прогнозировать, то даты платежей по кредитам, зарплатам всегда известны заранее.
Кроме того, движение денежных средств полезно микробизнесу и частным предпринимателям, чтобы разграничить личные и рабочие расходы. Например, частному предпринимателю сложно платить самому себе зарплату, ведь вся прибыль уходит в дело. Тогда в платежном календаре можно обозначить день, когда предприниматель будет переводить с рабочего счета на свой личный определенную сумму – зарплату. Всё, что компании удалось заработать сверх, будет считаться чистой прибылью и вкладываться в развитие.
Те предприниматели, которые не отслеживают ДДС, сталкиваются с нехваткой денег. Например, не были учтены затраты на покупку сырья, из оборота были взяты деньги на личные нужды – и в следующем месяце уже не хватает денег на оплату аренды или выплату зарплат сотрудникам.
Этот показатель особенно важен небольшому или начинающему бизнесу. Еще его называют точкой рентабельности или «нулевой точкой». Проще говоря, это ситуация, когда бизнес работает в ноль — не приносит убытков, но и не генерирует чистую прибыль. Обслуживает сам себя.
Точку безубыточности считают в двух видах:
- в деньгах — выясняют, сколько всего выручки нужно для нулевой работы;
- в единицах продукта — сколько нужно продать товаров и услуг, чтобы не генерировать убытки.
Вот как посчитать ТБУ:
- Сначала выяснить маржинальность = (Выручка − Переменные расходы) / Выручка × 100 %
- Затем посчитать в деньгах. ТБУ в деньгах = Постоянные расходы / Маржинальность × 100 %
- И посчитать ТБУ в единицах = ТБУ в денежном выражении / Стоимость продукта