Какие карты нужны для тахографов — их виды
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие карты нужны для тахографов — их виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует несколько видов тахокарт: ЕСТР и СКЗИ. Первый тип – европейский образец, который используется за пределами России. Второй необходим для функционирования устройств, в основе работы которых заложена система криптографической защиты информации.
Карта СКЗИ: правила пользования
Для корректной работы контрольного устройства на борту автомобиля водитель, получающий карточку, должен быть осведомлен о правилах ее использования.
Личная карта водителя СКЗИ вставляется чипом вверх в специальный слот на тахографе после запуска двигателя машины. Без электронного ключа применение тахографа теряет свой смысл, а также запрещается законом. Одному водителю разрешено использовать только свою смарт-карточку СКЗИ и не разрешается передавать её третьим лицам.
Выдача водительской карты производится на три года, по истечении которых следует подать заявление на получение другого экземпляра. При краже, утере либо получении предметом повреждений личная карточка обязательно меняется.
Какие еще карты нужны для получения информации с тахографа?
-
Карта предприятия – выдается владельцу организации или ИП. Она предназначена для того чтобы считывать сведения или закрывать доступ к данным тахографа.Она выдается сроком на 5 (ЕСТР) или 3 года (СКЗИ). Получать данные с устройства с её помощью рекомендуется раз в 56 дней.
Какие данные представлены на КП?
-
Название организации;
-
ФИО руководителя;
-
Время, когда была открыта карта;
-
Срок окончания действия КП;
-
Название органа, выдавшего её;
-
Непосредственный номер карты;
-
Личная подпись владельца;
Как получить данную карту?
Следует собрать и предоставить следующие виды документов:
-
Ксерокопия свидетельства оформления ООО, ЮЛ или ИП.
-
Копия паспорта.
-
Согласие на обработку своих личных данных.
-
Карта мастерской предназначена устанавливать оборудование, изменять настройки и выгружать информацию. Она оформляется на техников, сотрудников специальных авто-мастерских, которые имеют доступ к тахографам. Срок её действия – 1 год.
-
Её подлинность можно проверить в специальном реестре. Карта выдаётся в одном экземпляре. Её защита осуществляется специальным личным кодом, который может знать только её владелец.
-
Карта контролера предназначена для того чтобы контролировать работу автомобиля и водителя ТС. Она выдаётся сроком на 5 лет инспекторам, которые занимаются проверкой её данных. Исключительно её наличие может дать возможность посмотреть информацию, которая содержится на устройстве. С 2015 года такими картами располагают сотрудники ГИБДД, чтобы иметь возможность осуществлять контроль за происходящим на дороге.
Отличие карты водителя СКЗИ от ЕСТР
ЕСТР – это единая система технического регулирования, которая также представляет собой блок для записи информации и используется в паре с картой с одноименным названием. ЕСТР являются своеобразным аналогом СКЗИ, но применяются в европейских приборах тахографического контроля.
Тахокарты формата ЕСТР используются только для международных перевозок. Кроме этого, у такого пластика есть различия в нанесении шрифта и водяных знаков.
Важно! На карточке российского формата надписи только на русском языке, а на европейском дополнительно дублируются на английском.
Также есть разница в серийных номерах: на ЕСТР он начинается с латинской аббревиатуры RUD, а на карта водителя для тахографа СКЗИ в виде нулей. Для карт, используемых за рубежом, не требуется введение пин-кода при открытии очередной смены.
Кроме этого, отличия есть в стоимости оформления: российские карточки обходятся дешевле международных. Связано это с тем, что карточки выдают под контролем различных ведомств. СКЗИ тахокарты можно оформить в частных фирмах и мастерских, которые самостоятельно устанавливают цену, с учетом затрат на производство. На осуществление деятельности у них имеется официальная лицензия, которая получена в ФСБ. Пластик формата ЕСТР можно получить только в территориальном подразделении ФБУ «Росавтотранс».
Наиболее часто задаваемые вопросы по карте водителя СКЗИ
Водители транспортных средств обязаны:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.
Водителям запрещается:
1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;
2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
Отличия карт для самописцев СКЗИ и ЕСТР
Основное отличие между электронными чипами СКЗИ и ЕСТР заключается в их назначении. Первая разновидность работает с тахографами, которые устанавливаются на машины в РФ (с блоком НКМ), вторая – с самописцами европейского образца. Цифровые ключи не являются взаимозаменяемыми, потому водителю, выполняющему внутренние и международные рейсы, нужно оформлять две карточки.
Есть и другие отличия:
- Текст на карточке СКЗИ — только на русском языке, на тахокарте ЕСТР – на английском с дублированием на русском.
- Отличается дизайн, включая цветовую гамму, шрифты и водяные знаки.
- В начале номера карты ЕСТР обязательно присутствует буквенная аббревиатура (RUD).
Кроме того, для работы с тахографом СКЗИ нужно вводить PIN-код, а вот для использования самописца ЕСТР он не требуется.
Оформить карту СКЗИ к тахографу нужно до того, как срок, указанный на действующем документе, подойдет к концу. Процедура изготовления может занять до двух недель, и потому заблаговременное обращение за новым электронным ключом позволит избежать простоев в работе.
Можно ли ездить на автомобиле с тахографом , но без карточки пока ее изготовят?
Нет. Эксплуатация тахографа без карты водителя запрещена. Но законодательством предусмотрены случаи, когда водителю можно продолжать рейс без карты водителя для тахографа.
Кого закон обязывает получать карту?
На волне ажиотажа некоторые автовладельцы оснащают личные легковые машины тахографами и спешат обзавестись чип-картами. Однако, согласно требованиям закона, оформлять тахокарту нужно только водителям определенных категорий автотранспорта. Например, такая процедура считается обязательной для водителей большегрузных авто.
Речь идет о крупнотоннажном транспорте категорий N2 и N3, который эксплуатируется для транспортировки опасных и неопасных грузов. |
Кому и зачем нужна карта водителя?
В связи с нововведением в законодательстве о коммерческом транспорте, грузовые и пассажирские автомобили используемые в предпринимательской деятельности должны быть оборудованы специальным устройством – тахографом. Каждый кто эксплуатирует такой транспорт, обязаны иметь карту водителя. Без неё эксплуатация такого транспорта запрещена. Заказать карту водителя для тахографа в Балашихе, теперь не составляет никакого труда.
Тахограф – специально устройство, устанавливаемое в коммерческий грузовой и пассажирский автотранспорт, который регистрирует:
- среднюю скорость движения;
- скоростной режим;
- период работы.
Основное его предназначение:
- предотвращение нарушения ПДД;
- регулирование время отдыха и поездки;
- источник данных, которые могут быть вещественными доказательствами в случае преступления или правонарушения.
Карта водителя – пластиковый чип, идентифицирующий личность шофера. Выдается лишь в единственном экземпляре на оного человека, сроком на 3 года. Купить карту водителя для тахографа должен каждый человек управляющий коммерческим транспортом. Она необходима для взаимодействия с тахографом и фиксации данных.
Существуют такие разновидности:
- без криптографической защиты – для тахографов старого образца, встречаются все реже;
- с криптографической защитой – наиболее популярная, используется для коммерческих поездок по территории России, имеет средство защиты информации (большинство шоферов решает купить карту водителя именно такого типа);
- международного образца (ЕСТР) – взаимодействует с европейскими тахографами, необходима для поездок по Евросоюзу.
Цена, в которую обойдется их выпуск, может различаться не только от типа (СКЗИ и ЕСТР), но и от субъекта, оказывающего данный вид услуги. Также, субъектами хозяйственной деятельности могут предоставляться скидки, для клиентов, заказывающих изготовление карт в массовом порядке.
На сегодня, средняя цена на выпуск карт СКЗИ колеблется от 2000 до 3000 рублей. При этом цена на карты ЕСТР выше и её оформление обойдется в сумму от 3000 до 4500 рублей.
Для транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предоставление услуг в сфере перевозок, важно определиться в каких пределах будет осуществляться предоставление этих самых услуг. При этом, не маловажную роль играет и стоимость.
Важно отметить, что устройства с СКЗИ, предназначены для использования исключительно на внутреннем рынке перевозок. В то время как устройства с ЕСТР адаптированы как для внутренних, так и для международных перевозок.
Характерные особенности карты предприятия для тахографа
Согласно приказа №36 МинТранса от 13.02.2013, тахокарта организации выполняет функцию цифрового ключа, выполненного в виде пластиковой карты с чипом. На ней приведена следующая информация:
-
период действия электронного ключа;
-
название предприятия;
-
индивидуальный номер;
-
название фирмы, выдавшей документ;
-
данные ответственного лица (руководителя компании, начальника транспортного отдела);
-
скан-копия подписи ответственного лица.
Правила выдачи водительских удостоверений в 2022 году
Причиной того, что водительская карточка была отменена в начале XXI века, является начинавшаяся цифровизация документооборота, которая сопровождалась изменением законодательства. Если раньше сведения о водителе хранились лишь в том подразделении, в котором он получал права, то теперь они попадают в единую электронную базу ГИБДД.
Внедрение новых технологий привело к тому, что водителю достаточно лишь раз предоставить все необходимые документы, например, свидетельство об окончании автошколы. После этого все сведения будут храниться в базе ГИБДД в электронном виде.
В Постановлении Правительства РФ № 1095 и Приказе МВД № 995, устанавливающем Административный регламент, к числу необходимых документов отнесены:
- заявление;
- паспорт;
- медицинское заключение по форме 003-В/у (в случае первоначального получения прав, открытия новой категории, замены удостоверения в связи с истечением срока действия);
- свидетельство об окончании автошколы (после обучения в автошколе);
- водительское удостоверение (при наличии).
Как получить карту водителя
Выдачей карт занимаются организации, аккредитованные в Ространснадзоре. При обращении нужно предоставить следующие документы:
- действующие водительские права категории C, D или E;
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- заявление на получение карты, присоединение к регламенту, регистрацию и создание сертификата физического лица.
Стоимость карты СКЗИ для физического лица составляет от 2 до 3 тыс. руб. Карта ЕСТР обойдется в 3-4 тыс. руб. Конкретная цена устанавливается организацией, аккредитованной в Ространснадзоре.
Виды карты |
Срок действия |
Периодичность считывания информации |
Штраф за отсутствие |
Водителя СКЗИ |
3 года |
28 дней |
3-5 тыс. руб. |
Водителя ЕСТР |
3 года |
28 дней |
3-5 тыс. руб. |
Предприятия СКЗИ |
3 года |
56 дней |
7-10 тыс. руб. для должностных лиц, 15-25 тыс. руб. для ИП, 20-50 тыс. руб. – для юридических лиц |
Предприятия ЕСТР |
5 лет |
56 дней |
7-10 тыс. руб. для должностных лиц, 15-25 тыс. руб. для ИП, 20-50 тыс. руб. – для юридических лиц |
Мастерской |
1 год |
— |
— |
Инспектора |
5 лет |
— |
— |
Криптографическая защита информации, полученной с тахографа, основана на программном методе её защиты, что предусматривает применение специальной программы для шифровки, кодирования или другого вида преобразования данных до такого их состояния, которое становится недоступным без ввода ключа (цифровой подписи). Дешифровка возможна лишь при предъявлении специальной цифровой подписи, которая является основанием для расшифровки информации. При этом защищённым становится массив информации, а не доступ к базе данных.
Главная особенность криптозащиты СКЗИ заключается именно в том, что расшифровать информацию, полученную с тахографа не может ни авто предприятие, которому принадлежит автомобиль, ни водитель транспортного средства. Доступ к данным блока СКЗИ может быть осуществлён лишь одновременным вводом цифровых подписей контроллёра, а также представителей ремонтной мастерской и владельца автомобиля. Когда вводится цифровая подпись одного из перечисленных представителей, то происходит лишь съём информации без её дешифровки.
Получение изделия производится подачей документов в уполномоченные органы. При себе нужно иметь пакет документов и заявление, которое оформляется непосредственно в офисе. Оформление происходит при наличии:
- Копия паспорта гражданина РФ.
- Копия вод. удостоверения.
- Фотография чёрно-белая, размеров 3.5 на 4.5.
- Справка с места нынешней работы.
- СНИЛС (страховой номер индивидуального лиц. счёта).
- Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) работодателя.
Также сейчас появилась возможность зарегистрировать карту водителя в интернете онлайн. Процесс получения в целом не отличается. Вам также необходимо указывать данные. Только для подтверждения используется ваш телефон, на который приходит СМС оповещение.
Как говорилось ранее, водитель может иметь только одну карточку. Пользоваться чужой запрещено и карается законом. Карта не должна быть повреждена или с истёкшим сроком действия.
При наличии проблем с ней (повреждения или сбои в работе, потерялась, украли), то владелец должен обратиться в местный орган выдачи таких изделий для создания новой. На выдачу уходит около 5 рабочих дней.
При заявлении на обновление карты необходимо учесть, что подавать его нужно до окончания срока действия. Комиссия сделает новую водительскую карточку в течение 15 дней (если обновление происходит не позднее, чем истечение даты действия).
Для получения также необходимо подходить по определенным требованиям:
- Водительское удостоверение на право управлять автомобилем должно быть категории С, D, E.
- Возраст для водителей, перевозящих прицепы и полуприцепы с массой до 7.5 тонн – от 18 лет, для других транспортных средств – не моложе 21 года. Водители, которые работают в сфере перевозки пассажиров – от 21 года и старше (также иметь один год стажа вождения грузовых транспортных средств с массой 3.5 тонн и выше).
- Не иметь других водительских карт (при наличии необходимо утилизировать в той же компании, где и получаете новую).
- Проживать в Российской Федерации от 185 суток и более в году.
Что такое карточка водителя
Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).
Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.
Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.