Отказ в страховании ОСАГО — что делать, если страховая нарушает закон
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в страховании ОСАГО — что делать, если страховая нарушает закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наличие у страхователя ТС старше 2012 г. выпуска, по мнению ряда страховщиков, предполагает дополнительные риски, поскольку вероятность возникновения неисправности в ходе эксплуатации у таких авто гораздо выше. Это означает, что и страховые риски здесь возрастают, ведь всегда есть шанс, что машина ввиду внезапной поломки попадет в аварию. Однако отказ СК заключать договор страхования по такой причине является неправомерным.
То есть российские компании не страхуют старые автомобили по ОСАГО незаконно. Однако такой отказ далеко не редкость. Застраховать автомобиль старше 30 лет для некоторых автовладельцев становится невозможным.
Почему не страхуют старые автомобили ОСАГО и что делать
Что касается КАСКО, то приобрести такую страховку для старых автомобилей тоже сложно. И даже если это удастся сделать, то стоить она будет в разы дороже. Маркетплейсы не производят предварительные расчеты для машин старше 7 лет. У многих страховщиков онлайн-калькуляторы тоже не позволяют это сделать. Например, в некоторых СК невозможно рассчитать цену КАСКО для ТС Хонда Аккорд старше 2012 г. выпуска.
В других СК после ввода данных сообщили о невозможности подобрать подходящий тариф по указанным параметрам. Что фактически говорит о невозможности застраховать автомобиль 2010 г. выпуска и в рамках добровольного страхования.
В третьих СК напрямую отклоняют заявку, указывая в качестве причины именно возраст авто — старше 10 лет.
Таким образом, старые машины сейчас практически не страхуют ни в рамках обязательного, ни в ходе добровольного автострахования, даже если это неправомерно
Как пытались устранить проблему
Границы минимального и максимального значения базовой ставки полисов – иными словами, тарифный коридор – расширили на 10% вверх и вниз для легковушек физлиц, на 4,9% – для общественного транспорта и на 30% для других категорий транспортных средств, в том числе для такси. Эта мера должна была снизить количество отказов за счет повышения стоимости страховки для категорий, представляющих большие риски. Но этого не произошло.
Решить проблему с отказами не удалось и за счет повышения коэффициента по возрасту и стажу водителя: для водителей в возрасте от 16 до 25 лет ОСАГО стало ощутимо дороже. Для водителей старше 40 лет или со стажем более 10 лет полис, напротив, подешевел.
В апреле 2022 года ожидается введение нового расчета коэффициента безаварийного вождения (бонус-малус). Пока что ни одна из этих мер не помогла решить проблему с отказами – автомобилисты продолжают жаловаться.
На сегодняшний день страховщики могут сами изменять стоимость ОСАГО в небольших пределах. Чтобы найти наиболее подходящий по стоимости вариант, обратитесь в несколько страховых фирм по телефону. Страховщики перечислят Вам основные ставки страховых тарифов. Если Вы желаете приобрести полис по наиболее выгодной цене, то выбирайте ту компанию, основная ставка которой меньше, чем у остальных.
Оформление полиса ОСАГО обычно занимает пару минут. Кроме того, пролонгация страхового полиса возможна без личного визита к страховщику (через Интернет). Однако эта опция введена недавно, поэтому не все страховые корпорации успели добавить эту функцию в перечень услуг, предоставляемых интернет-ресурсами.
Обратимся к классическому способу приобретения страховки. При покупке полиса в офисе рекомендуется обратить внимание на его цену, которую надо самостоятельно подсчитать заранее. Напоминаем, что кроме самого документа страховки Вам обязаны передать 2 пустых бланка для извещений о дорожно-транспортных происшествиях. Они нужны будут Вам в том случае, если Вы примете решение оформлять ДТП без ГИБДД (при помощи Европротокола).
Причины отказа в оформлении полиса
Оформление ОСАГО – это обыденность для любого водителя. Те же, кто столкнулся с отказом, хотят знать причину и устранить ее. Но причины зачастую не называются страховщиками, выглядят неубедительно и вызывают резонные сомнения в законности.
Одна главная причина отказов – это заведомая убыточность по конкретному договору. В настоящее время обязательное страхование становится невыгодно организациям. Тарифы невысокие, а выплаты с каждым годом растут и СК стараются сократить количество договоров ОСАГО. Или вообще закрывают представительства в самых неблагополучных по статистике ДТП и величине выплат регионах. Поэтому страховщики отказывают в оформлении под видом неполного пакета документов, больших очередей, неработающих программ или приводя иные подобные «аргументы».
Стараются не страховать автомобили, возраст которых перешагнул отметку в 10 лет, из-за изношенности механизмов, ведь ремонт такого авто обойдется дороже при наступлении страхового случая. Владельцев таких транспортных средств ставят в заведомо невыгодные для них условия при заключении сделки. Повышают тарифы, занижают товарную стоимость авто путем расчета больших процентов на износ и др.
Почему страховая отказывается страховать машину
ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.
Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Базовая ставка в 2021-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.
Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2020-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2021-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.
Что делать, если отказали в оформлении полиса ОСАГО?
Российская судебная система довольно неповоротлива. На рассмотрение даже самого простого дела уходит несколько месяцев, а то и полгода. Понятно, что далеко не каждый готов выдержать длительные судебные прения, и точно никто не имеет возможности жить без страховки, ожидая принуждения страховщика к заключению договора ОСАГО. Если обязывают купить полис ОСАГО вместе с дополнительным страховым продуктом, порядок действий достаточно простой.
- Пригласите свидетеля и в его присутствии попросите представителя страховой компании составить письменное несогласие в оформлении «автогражданки» без нагрузки.
- На основании этой бумаги пишите претензию в адрес страховщика с требованием расторжения навязанного дополнительного договора страхования и возврата полной выплаченной суммы премии.
- В случае отказа подавайте исковое заявление в суд.
Если вам не продают полис, то есть весьма сомнительный путь. Отчаянные могут пойти по нему.
- Так как по закону договор страхования ОСАГО публичный, то сам факт письменного обращения потенциального страхователя может рассматриваться как факт заключения договора. Для этого заявление-оферту следует отправить страховщику по почте.
- Если автомобиль попадет в ДТП, то на основании этого заявления и уведомления о вручении следует взыскать ущерб со страховой компании.
Очевидные минусы такой «самодеятельности».
Цена за подобное нарушение довольно высока, именно поэтому страховые компании предпочитают не ввязываться в разбирательства. Согласно КоАП РФ, за отказ в оформлении полиса или навязывание услуг должностное лицо оштрафуют на 20-50 тысяч рублей, а юридическое лицо (страховую компанию) – на сумму от 100 до 300 тысяч. Кроме того, страховщика обяжут всё-таки заключить с вами договор.
Не сомневайтесь в том, может ли агент отказать в ОСАГО. Если вы предоставили все нужные документы, а серверы базы данных РСА работают в штатном режиме – компания обязана оформить полис. Поскольку сами страховщики в курсе этого, а размер штрафов за нарушение довольно большой, в большинстве случаев вам будет достаточно дать понять: вы знаете свои права и готовы их отстаивать.
Если же разговоры никуда не привели, необходимо сделать следующее:
- Зафиксировать отказ на аудио, видео либо в письменной форме
- Отправить жалобы в РСА, Центробанк, прокуратуру, ФАС и суд по месту жительства, прикрепив к ним доказательства отказа
В результате вы добьетесь справедливости, а возможно, даже получите дополнительную компенсацию.
Если вам нужно застраховать машину без отказов, то заполните форму ниже, после расчета выберите страховую компанию и оплатите полис. Страховка придет вам на почту через несколько минут.
Вы пришли в привычную для вас страховую компанию и готовы заплатить ежегодную обязательную сумму, для того, чтобы ездить на любимой машине. Да, сумма небольшая, тем не менее, мы выбираем комфортную и удобную для нас страховую компанию. Но в этом году новый менеджер вдруг ни с того ни с сего вам отказала. Можно ли адекватно объяснить необоснованный отказ страховщика?
Давайте взглянем на сложившуюся ситуацию с точки зрения владельца страховой компании. Естественно, цель деятельности любой коммерческой фирмы – получение прибыли. Как только деятельность начинает приносить убытки, встаёт актуальный вопрос о сокращении собственных расходов.
Одна из убыточных статей страховой фирмы – продажа полисов ОСАГО. Страховая пытается выкрутиться и остаться наплаву, повышая цену на полис. Но эта мера не всегда приносит ожидаемый результат. Руководитель прибегает к крайним мерам, и сотрудники начинают отказывать клиентам. Многим наверняка знакома фраза: «У нас нет бланков для печати полиса», или же ссылают на недостаточное количество документов, иногда требуют ещё раз проверить автомобиль на наличие неисправностей. Оправданий и причин можно услышать миллион.
Хорошо, что в наше время можно без проблем найти в свободном доступе правовые акты, и по запросу в интернете выплывет наиболее актуальный для нас. Так вот, в законе написано, что страховая обязана продать заинтересованному клиенту полис ОСАГО.
Отказ от компании может последовать только по одной из веских причин, которые мы разберем ниже. Отсутствие прибыли от этого рода деятельности не является веским доводом для отказа клиенту. Страхователь по своему усмотрению и желанию выбирает компанию-страховщика. Если все требуемые документы в порядке, то клиент может приобрести страховку.
Правила выдачи полюсов ОСАГО регулирует два закона:
- ст. 426 Гражданского кодекса;
- ст. 1 Закона «Об ОСАГО».
Любой гражданин РФ может воспользоваться правом получения полиса в той компании, которая ему понравится по известным только ему обстоятельствам.
Законодательство на этот счет
На первый взгляд может показаться, что рынок страхования – это отдельным мир, со своими правилами и законами. При этом правила пытаются устанавливать сами организации. Однако на самом деле государство жестко контролирует деятельность страховщиков.
Что касается закона, то в нем четко прописано, что страховщики не могут отказывать в предоставлении обязательной услуги страхования. Если компания имеет лицензию, то она обязана продать страховку без дополнительных услуг.
Также важно учитывать, что оформить продукт организация должна именно в день обращения, если клиент подготовил все необходимые документы.
Конечно, если в компании проблемы технического характера, то можно принять у клиента документы, сделать копию написанного им заявления и указать, что защита будет оформлена в течение 3 рабочих дней. Такое в рамках закона допускается, поскольку в компании могут быть сбои или неполадки, в результате которых невозможно проверить скидку по базе РСА или бланк технического осмотра.
Перед каждым водителем встаёт необходимость покупки ОСАГО, но не у всех она проходит успешно. Нередко бывают случаи отказа со стороны страховщика, тогда водители сталкиваются с проблемой: без полиса ездить нельзя, но и СК препятствует его приобретению. Для отказа существует лишь несколько весомых причины для этого, в остальных же случаях такое действие страховщика считается неправомерным и подлежит обжалованию.
Подготовив все необходимые документы оспаривайте решение страховой организации, обратившись в один из компетентных органов.
Судя по отзывам, жалоб от клиентов, столкнувшихся с трудностями при покупке страховки ОСАГО, огромное количество. Суды встают на сторону потребителей и наказывают штрафами страховщиков. Поэтому отстаивайте свои права и помните, что закон будет на вашей стороне.
А как проходил Ваш процесс оформления ОСАГО? Удалось ли без проблем купить полис?
Незаконный отказ страховой
Хорошо, что в наше время можно без проблем найти в свободном доступе правовые акты, и по запросу в интернете выплывет наиболее актуальный для нас. Так вот, в законе написано, что страховая обязана продать заинтересованному клиенту полис ОСАГО.
Отказ от компании может последовать только по одной из веских причин, которые мы разберем ниже. Отсутствие прибыли от этого рода деятельности не является веским доводом для отказа клиенту. Страхователь по своему усмотрению и желанию выбирает компанию-страховщика. Если все требуемые документы в порядке, то клиент может приобрести страховку.
Правила выдачи полюсов ОСАГО регулирует два закона:
- ст. 426 Гражданского кодекса;
- ст. 1 Закона «Об ОСАГО».
Любой гражданин РФ может воспользоваться правом получения полиса в той компании, которая ему понравится по известным только ему обстоятельствам.
Тем не менее, иногда бывают реальные проблемы с выдачей страховок. Но проблема имеет суточный характер, а иногда устраняется в течение часа. И скорее всего, опытный честный менеджер попросит вас подождать, чтобы не было необходимости возвращаться на следующий день.
Российский союз автостраховщиков установил только 4 веских повода для отказа по автострахованию. К ним относятся в основном форс-мажорные обстоятельства, такие как:
- система оформления полисов ОСАГО неисправна на данный момент времени;
- представитель фирмы не имеет собственной именной доверенности;
- автовладелец принёс не все документы;
- транспортное средство не проходило обязательный осмотр.
Любые другие причины нарушают действующее законодательство.
В соответствии с положениями КоАП РФ, отказ гражданам в страховании без законных оснований является административным правонарушением. Также, неправомерным считается навязывание дополнительного продукта, как условие приобретения основного. За подобные действия компании могут получить штраф.
Необходимо понимать, что страховщик не может отказывать в предоставлении услуги. Страховщикам, которые нарушают закон, применяется штраф, в размере 50 000 рублей.
Такие штрафы, как правило, взимаются, если отказано в покупке из-за того, что клиент не хочет покупать дополнительные продукты или предоставлять машину на визуальный осмотр.
Большинство юристов, имевших дело со страховыми компаниями, утверждают, что 99% СК стараются снизить количество выплат по страховым случаям, ищут всякую зацепку, чтобы переложить вину на клиента.
Мы собрали перечень так называемых «лазеек», которые используют недобросовестные СК:
- водитель, якобы, умышленно причинил вред транспортному средству;
- пострадавший не имел при себе водительских прав;
- истек срок действий ТО автомобиля, попавшего в аварию;
- отсутствие дополнительной добровольной страховки, например страхования жизни или ДОСАГО.
Что делать в таких ситуациях?
Если отказали в выплате и возникновении вреда в результате умысла и форс-мажора обязанности по его возмещению возлагаются на потерпевшего.
В исключительных случаях (военные действия, радиационные аварии и пр.) возможны какие то госпрограммы поддержки и компенсации.
Ущерб в случаях, когда событие не является страховым, возмещается виновником или страховщиком, осуществившим страхование рисков по другим договорам. В любом случае общий порядок действий таков:
- Фиксация события компетентными органами или в установленном законом и иными, чем ОСАГО, правилами страхования порядке, в т. ч. в зависимости от обстоятельств:
- вызов ГИБДД и оформление происшествия;
- составление актов, заполнение специальных норм (о несчастном случае, факте ущерба и т. д.);
- фиксация физических повреждений в медучреждениях и т. д.
- Обращение к страховщику, застраховавшему риски по основанию иному, чем ОСАГО, формулировка требований к причинителю вреда.
- При не урегулировании вопроса добровольно — обращение в суд с соблюдением претензионной процедуры, если это предусмотрено законом или договором.
Порядок действий, если страховая не выплатила возмещение
Если страховой случай не подпадает под пункты, которые являются основанием для отказа, то страховая обязана рассмотреть заявление и выплатить определённую сумму. Если отказали в выплате по ОСАГО, но причины нет в правилах обязательного страхования гражданской ответственности, то владелец транспортного средства может смело составлять претензию, а при отказе компании решать дело мирным путем подавать исковое заявление на организацию.
В правилах содержится множество пунктов и они довольно исчерпывающие, поэтому любое отклонение от них и отказ в выплате страхового возмещения по другим причинам является незаконным.
При поддержке грамотного адвоката можно составить письмо-претензию к компании. По ОСАГО претензию можно подать в течение 3-х месяцев после образования спорной ситуации. Если страховая компания прислала отказ в выплате денежных средств, то владелец машины может составить досудебную претензию, которая рассматривается в течение 30 дней.
Образец досудебной претензии в страховую компанию оформляется в соответствии с нормами ст. 16.1 Закона об ОСАГО от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.
Перед каждым водителем встаёт необходимость покупки ОСАГО, но не у всех она проходит успешно. Нередко бывают случаи отказа со стороны страховщика, тогда водители сталкиваются с проблемой: без полиса ездить нельзя, но и СК препятствует его приобретению. Для отказа существует лишь несколько весомых причины для этого, в остальных же случаях такое действие страховщика считается неправомерным и подлежит обжалованию.
Подготовив все необходимые документы оспаривайте решение страховой организации, обратившись в один из компетентных органов.
Судя по отзывам, жалоб от клиентов, столкнувшихся с трудностями при покупке страховки ОСАГО, огромное количество. Суды встают на сторону потребителей и наказывают штрафами страховщиков. Поэтому отстаивайте свои права и помните, что закон будет на вашей стороне.
А как проходил Ваш процесс оформления ОСАГО? Удалось ли без проблем купить полис?
В зависимости от проблемы, ее решение будет разным:
Технические сбои, проблемы с введением кодов и капчи
Подождите 1–2 часа и повторите попытку, обратитесь в офис СК.
Завышение стоимости ОСАГО, навязывание дополнительных услуг
Попросите дать расшифровку стоимости полиса и поставьте в известность РСА.
Требуют дополнительные документы
Запросите перечень необходимых документов для оформления ОСАГО и подавайте жалобу.
Не можете посетить офис СК из-за его графика работы
Оформите электронный полис на сайте компании.
Если в выдаче полиса отказали незаконно, дальнейшие ваши действия могут быть следующими:
Если вы не хотите нервничать или полис нужен срочно, переходите в другую страховую компанию.
Почему отказывают в страховании
Многие собственники подержанных машин интересуются, почему не страхуют старые автомобили по ОСАГО и что в этом случае нужно делать. На самом деле отказ в оформлении автогражданки является неправомерным действием со стороны компании. В соответствии с законом, страховщик должен заключить договор и предоставить полис вне зависимости от возраста автомобиля. Несоблюдение этой обязанности считается грубым нарушением.
Каждое предприятие по-разному разъясняет причину отклонения заявки водителей. Далеко не всем известно, имеет ли право страховая компания отказать в страховке ОСАГО, и таким автомобилистам крайне сложно отстаивать собственные интересы.
В число распространенных оснований входят следующие:
- Выявленные при техническом осмотре поломки.
- Случаи ДТП с участием страхователя.
- Многократный ремонт ТС.
На самом деле в страховании ОСАГО авто старше 10 лет отказывают из-за того что такая сделка убыточна для компании. Транспортное средство с большей вероятностью станет причиной происшествия, из-за чего у предприятия возникнет необходимость возмещения ущерба. Очевидно, что страховщикам не выгодно выплачивать деньги пострадавшим, поэтому водителям ненадежных старых автомобилей отказывают.
Информация к размышлению
- Внимательно заполняйте электронный полис ОСАГО, если после ДТП (или без такового) страховая компания обнаружит недостоверные данные, то вам придется доплатить полную стоимость полиса и вернуть страховое возмещение (если оно уже было получено от компании).
- Страховые компании объясняют свое нежелание продавать ОСАГО онлайн, ссылаясь на участившиеся случаи мошенничества. Недобросовестные автоюристы перекупают у простых граждан право требования выплаты от страховщика.
- Попробуйте оформить полис в ночные часы (по Москве). В это время система РСА менее загружены, как и официальные сайты страховых компаний.
- Для автомобилей «моложе» трех лет оформлять диагностическую карту (техосмотр) не нужно.
- Позаботьтесь о продлении уже имеющейся страховки заранее. Не факт, что вы сможете сделать это за один день.
- Не все сотрудники ГИБДД доверяют распечаткам электронного ОСАГО, и проверить действительность предъявленного документа не всегда имеется возможность.
Страховщики объяснили, кому полис ОСАГО обойдется дороже
Ваш комментарий опубликован.
Провокационные или оскорбительные комментарии запрещены.
Стоимость страховки на любой автомобиль рассчитывается по формуле:
T = TБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН
Т – это тариф, который мы заплатим за страховой полис на год.
ТБ – базовый тариф, который устанавливает страховая компания.
Затем идут коэффициенты безаварийной езды, территориальные, возраста и стажа водителей, допущенных к управлению авто и другие.
Особое внимание в этой формуле обратим на КМ – коэффициент мощности автомобиля. Его значение можно посмотреть в таблице ниже.
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
до 50 | 0,6 |
50-70 | 1 |
70-100 | 1,2 |
100-120 | 1,2 |
120-150 | 1,4 |
свыше 150 | 1,6 |
Как мы видим, в этой таблице учитывается только мощность автомобиля — неважно, какого он возраста. Представим два авто одинаковой мощности: при прочих равных стоимость страховки ОСАГО на старый автомобиль и на новый автомобиль будет абсолютно одинаковой, даже если первый старше второго на 10 лет.
Вывод: в законодательстве нет ограничений по возрасту транспортного средства, на которое оформляется страховой полис. Также не предусмотрены повышающие коэффициенты, связанные с возрастом авто. Если вас в страховой компании заверяют в обратном, во избежание конфликта можете оформить полис в режиме онлайн. У нас на сайте есть калькулятор, который в течение нескольких минут сделает расчет стоимости ОСАГО в ведущих страховых компаниях.
Другое дело добровольное страхование по КАСКО. Не все страховщики желают оформлять полис КАСКО на машину, чей возраст свыше 10 лет.