Мировые религии

БУДДИЗМ
ИСЛАМ
ИУДАИЗМ
ХРИСТИАНСТВО
КАТОЛИЦИЗМ
ПРАВОСЛАВИЕ

БУДДИЗМ
Буддизм — религиозная система, названная так по имени ее основателя, индийского принца Гаутамы (624 — 544 гг. до н. э.), получившего имя Будды, т. е. Просветленного.
Буддизм распространился по всей Азии, прочно утвердившись в Китае, Японии, Корее, Бирме, Камбодже, Лаосе, Таиланде, Индонезии, Ланки. Заметное влияние приобрели буддистские монастыри, сосредоточившие у себя значительные богатства и строившие прекрасные храмы.
Буддизм привлекал людей тем, что отрицал святость кастовых разделений, отстаивал идеи всеобщего равенства, ненасилия, нравственного совершенствования. Так, например, индийский царь Ашока, став буддистом, перестал воевать с соседями, начал строить больницы и приюты.
Сложились три главных направления буддизма. Первое – это юго-восточный индо-буддизм (Тхеравада), имеющий явно выраженную социальную ориентированность, предполагающий поклонения всему, что связано с жизнью Гаутамы-Будды и требующий, чтобы верую-щие стремились не столько к просветлению, сколько к приумножению своих заслуг.
Второе – это центрально-азиатский буддизм (Ваджраяна), утвердившийся в XII – XV вв. в форме ламаизма. Он предписывает почитать ламу как живого бога и практиковать путь йоги под руководством учителей-гуру.
Третье — дальневосточный дзен-буддизм (Махаяна), в основе которого находится идеал бодхисатвы — мудреца, ведущего учеников к «истинной цели» — спасению.
В России утвердился центрально-азиатский буддизм. Он начал распространяться в XVII – XVIII вв. среди монгольских народов на территориях Бурятии, Калмыкии, Тывы и землях со-временных Иркутской и Читинской областей. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала указ, признававший законность «ламайской», т. е. буддистской веры.
Самым тяжелым периодом в истории российского буддизма стала эпоха сталинизма, когда были ликвидированы все буддийские монастыри и храмы и подвергнуты жестоким репрессиям 25 тысяч лам.
В настоящее время буддизм с характерным для него типом духовности и культуры активно возрождается. К концу XX в. в России было зарегистрировано уже около 170 буддистских общин и организаций.

ИСЛАМ
Ислам — монотеистическая религиозная система, возникшая в арабском мире в VI — VII вв., изгнавшая примитивное идолопоклонство, духовно объединившая всех арабов. Слово «ислам» означает «предание себя Богу», «покорность».
Возникновение ислама связано с именем пророка Магомета (по арабски Мухаммад), создателя Корана и великого реформатора арабского мира. Он родился в Мекке в 570г. и был выходцем из знатного, но обедневшего рода. В двенадцать лет вместе с дядей он совершил путешествие в Сирию. В зрелом возрасте стал работать управляющим у одной богатой вдовы Хадиджи, которая впоследствии стала его первой женой. Семейное окружение Хадиджи оказало большое влияние на любознательного и энергичного Магомета. Он любил слушать истории из Библии, усваивая их по-своему. Нередко он удалялся в пустыню для размышлений.
Согласно исламскому преданию, когда Магомету исполнилось сорок лет (610 г.), он пережил видение ангела. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ангел повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Когда он, очень взволнованный произошедшим, вернулся домой и рассказал обо всем жене, то она поддержала его и укрепила веру в то, что он пророк.
Вначале проповедь Магомета была обличительной, основное внимание в ней уделялось будущему воскресению мертвых и Страшному Суду. Она не понравилась жителям Мекки, и они из¬гнали Магомета. Он переселился в Медину (622 г.). Впоследствии это переселение было названо Хиджрой. Хиджра стала считаться началом исламского летоисчисления.
Содержание проповеди Магомета в Медине было уже религиозно-политическим. Его деятельность имела основополагающее значение для истории арабов.
Магомет:
•    провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя вселенной и справедливого Судьи мира;
•    объявил войну идолопоклонству своих соотечественников;
•    организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, то есть преданных (Аллаху);
•    организовал войско, и в результате завоевания Мекки (630 г.) добился объединения всех, до тех пор разъединенных, арабских племен.
У Магомета было 11 жен и несколько дочерей (рождавшиеся сыновья умирали в младенчестве). Магомет умер в 632 году.
Священная для Ислам книга — это Коран. Коран считается небес¬ной книгой, которая была дана Магомету ангелом Гавриилом в месяце Рамадан. Коран разделен на 114 глав, которые называются «сурами». Распределены суры не по смысловому принципу, а по количественному: открывается книга самой длинной сурой, а заканчивается самой короткой. В них излагается множество разнообразных предписаний религиозно-этического характера. В Коран вошли многие религиозные идеи и образы из Ветхого и Нового Заветов, с содержанием которых Магомет был хорошо знаком. На страницах Корана встречаются имена Мусы (Моисея), Харуна (Аарона), Ибрахима (Авраама), Дауда (Давида),  Исхака (Исаака), Исы (Иисуса) и др.
Основу учения, содержащегося в Коране, составляют пять главных заповедей:
1)    нет Бога, кроме Аллаха, а Магомет — пророк его;
2)    молись пять раз в день, сопровождая молитву умыванием;
3)    соблюдай месяц Рамадан, когда нельзя есть днем;
4)    давай деньги бедным;
5)    соверши хотя бы раз в жизни паломничество (хадж) в Мекку.
Аллаху, как благой силе, источнику добра и света, противостоит главный джинн-демон, носитель сил тьмы, зла, разрушения — сатана (шайтан) Иблис. Некогда Иблис был ангелом, слугой Аллаха, но нарушил обет верности господину и за это был низвергнут с небес. С тех пор Иблис занят преимущественно тем, что совращает людей, толкает их на зло, заставляет совершать действия и поступки, которые оцениваются как грехи и преступления.
В Коране присутствует еще одно олицетворение зла — чудовище Даджжал. Это страшное существо пребывает на одном из необитаемых островов в океане. Там его,  прикованного к скале, охраняют и снабжают пищей джинны. В будущем, незадолго до конца света, это чудовище заявит о себе тем, что установит свое господство на земле. Не ведающее милосердия и справедливости, оно будет жестоким и кровавым. Спасет человечество от этой злой силы пророк Иса ибн Мариам (Иисус, сын Марии), который спустится с небес, восстановит авторитет ислама и утвердит справедливость.  А Иблис будет низвержен в ад вместе с его демонами.
Важное место в Коране занимает идея религиозного братства всех мусульман, требующая, чтобы в общении между  единоверцами строго соблюдались  моральные и правовые нор-мы. Что касается тех, кто не верует в Аллаха, то по отношению к ним Коран суров и непреклонен, призывает к «священной войне» с ними, грозит «неверным» всеми муками ада. Вместе с тем, Коран предписывает быть терпимым к «народам Книги» — иудеям и христианам, чьи верования опираются на Библию.
На территории России ислам пережил несколько исторических этапов:
1)    существование в X – XVI вв. исламских государств – Волжской Булгарии, Золотой Орды, Сибирского, Казанского, Астраханского и Крымского ханств;
2)    существование мусульманских народов под властью православной государственности;
3)    существование  мусульман в советском государстве;
4)    распространение ислама в постсоветской России.
В настоящее время в России проживает около 20 млн. чел., этнические корни которых уходят в ислам. Они расселены фактически по всей стране. Наибольшее число их сосредоточено в регионах Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья, Сибири, а также в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Ульяновске. Так, в одной только Москве число мусульман приближается к 1 млн.  В девяти республиках, входящих в состав Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Дагестан и др.), ислам является доминирующим вероисповеданием.

ИУДАИЗМ
Иудаизм с течением времени претерпевал существенные изменения и, хотя эта религия возникла задолго до Рождества Христова, под иудаизмом правильно следует понимать веру ев-рейского народа на протяжении последних двух тысяч лет.
История отношений еврейского народа с Богом и откровения Бога через пророков запе-чатлевались в течение веков в священ¬ных книгах, составивших Ветхий Завет. В иудаизме эти книги называются Танах и делятся на Закон (Тора), Пророки и Писания. Современный иудаизм принял в свое учение в основном первую часть Ветхого Завета — Закон  Моисеев.
Главные особенности иудейской веры:
•    Бог един. Он сотворил мир и избрал отцов Израиля, которым помогал во всех трудно-стях.
•    Бог в своем единстве беспределен, не имеет образа и непостижим, безначален, дает о Се-бе знать всему живому.
•    Бог говорил с людьми через пророков, из которых величайшим был Моисей. Моисею дан весь Закон, и другого Закона никогда не будет.
•    Вера в первую очередь проявляется в исполнении Закона, а потом уже в добрых делах.
•    Зло существует в мире настолько, насколько это ему позво¬ляет Бог. Бог награждает пра-ведника и карает злодея.
•    Бог создал человека отличающимся от всех остальных творений мира. Человек состоит из души и тела.
•    Иудаизм, в отличие от христианства, не считает, что последствием грехопадения стало повреждение человеческой при¬роды, ограничиваясь указанием на потерю человеком бессмертия.
•    Кроме избранного народа Израиля, существуют другие народы. Эти народы могут быть оправданы, только если они примут за истину положения иудаизма.
•    Центром жизни общины является синагога (греч. — собрание).
•    Награда за исполнение заповедей воздаётся не только конкретному человеку, но и отра-жается на судьбе всего народа.
В конце времен Бог будет судить каждого по его делам.

ХРИСТИАНСТВО
Христианство возникло на окраине античного мира, став важнейшим духовным средст-вом преодоления кризисного состояния эллинско-римской  цивилизации. Оно указало народам путь выхода из состояния духовного упадка, придало их духовной жизни новый мощный им-пульс.
Недоверие, поначалу испытываемое по отношению к христианству большинством жите-лей Римской империи, а также преследования официальными властями стали постепенно ме-няться признанием.
Христианство  провозглашает одну из главнейших своих истин которую открыл Сам Бог, что Он – Един. Он един по своей сущности, по своей природе. Однако Единый в Своей природе Бог существует в трех ипостасях, или трех Лицах: Отце, Сыне и Святом духе. Истину о троичности Бога невозможно исследовать рационально. Эта истина запечатлена в Священном Писании. В Ветхом Завете – в недвусмысленных прообразах, а в Новом Завете – совершенно явно. Обнаружилось, что идея единого Бога созвучна официальной идеологии цезаризма и в гораздо большей степени способствует централизованному управлению Римской империей, чем традиционное многобожие.
Христианство не является обычной системой воззрений, стоящей в одном ряду с дру-гими религиями. Его место совершенно особое: это вершина религиозности, открывшаяся чело-веческому духу. К ней он долго пробирался сквозь различные формы верований. Отпала необ-ходимость в дальнейших мучительных исканиях. Христианство позволило множеству людей увидеть то, чего не замечал античный языческий мир, — уходящую ввысь духовную перспекти-ву человеческой истории. Христианство принесло человеческому духу  невиданную дотоле свободу.
Христианство состоит из трех крупных ветвей: католицизм, православие и протестан-тизм.

БИБЛИЯ – священная книга христиан
Библия (от греч. biblia — книги) представляет собой собрание священных книг Ветхого и Нового Заветов. Христиане верят в то, что они были созданы богоизбранными пророками и апостолами, действовавших по наитию Святого Духа. Поэтому они называют Библию Священ-ным Писанием.
Ветхий Завет
Ветхий Завет включает 39 книг богословского, пророческого, учительного, исторического, религиозно-поэтического содержания, создававшиеся на протяжении нескольких столетий, начиная с 13 в. до Рождества Христова. Эти книги возникли в процессе интенсивных религиозно-нравственных прозрений древнееврейского народа. Написанные на древнееврейском языке, они были переведены на греческий язык. Существует предание о том, как по приглашению правителя Египта, царя Птолемея в Александрию приехали из Иерусалима 72 знатока Священного Писания. Им было предложено перевести его на греческий язык. Каждый работал самостоятельно, но когда переводы были готовы и сопоставлены, то обнаружилась их  абсолютная тождественность. Это было воспринято всеми не только как доказательство верности сделанных переводов, но и как чудо.
Содержание Ветхого Завета оказалось гораздо шире национальных интересов и при-страстий тех людей, которые были непосредственно причастны к его созданию. Сила религиоз-ных чувств, глубина мысли, яркость образов, создали поистине беспредельное смысловое про-странство, заполненное богатым духовным содержанием, имеющим значение для всей мировой культуры. В книгах Ветхого Завета сосредоточен богатейший  материал по социальной и духовной истории древнего мира, свидетельствующий о развитии таких социальных институ-тов, как религия, семья и брак, право и  государственность, политика и др.
Новый Завет
Новый Завет — вторая, следующая за Ветхим Заветом, часть Библии. Он включает 27 произведений — 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Книгу Деяний святых апосто-лов, двадцать одно апостольское послание и Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Появившиеся в период с 50 г. по 120 г., эти произведения были впоследствии канонизированы и обрели статус священных книг христианства.
В текстах евангелистов и апостолов предстают смысловые очертания нового, христиан-ского миросозерцания. Эти тексты нельзя поставить в один ряд с историческими сочинениями, философско-этическими трактатами или художественными повествованиями. Теми, кто их соз-давал, руководили не обычные человеческие чувства, которые руководят летописцами, филосо-фами, писателями. Их пером водил Дух Святой и через них облеклось в слова и тексты то, что Бог хотел поведать людям.
Для православных, католиков и протестантов Библия – не обычный текст, а Слово Бо-жье. Все христиане, несмотря на существующие разногласия, признают, что мир, который со-творен Богом и в котором живет человек, — грандиозное проявление созидательной силы Твор-ца. Бог любит свое творение и печется о своих чадах. Сокрушаясь, что мир и люди с их поврежденной грехом природой погрязли во зле, Творец пошел на невиданную жертву – отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, а имел бы жизнь вечную (Ин. 3, 16). Вся история христианства является убедительным свидетельством того, что человечество с полной серьезностью отнеслось к этому событию и что миллионы людей считают его ключевым в мировой истории.

КАТОЛИЦИЗМ
Понятие католицизма (греч. katholikos — универсальный, всеохватный, всецелый) обозначает христианскую церковь как единое, вселенское целое.
После 1054 г., когда произошло разделение христианской церкви на Западную и Восточную, римско-католическая ветвь существует как самостоятельное вероисповедание. Оно опирается на собственные церковно-организационные структуры, имеет свои культоворитуальные особенности, отвечающие социальным, культурным особенностям западного сознания. Католическая церковь имеет строгую иерархическую структуру с папой римским во главе и всемирным центром в Ватикане. Для католиков папа — наместник Иисуса Христа на земле, непогрешимый в делах веры и нравственности. Даже решения вселенских соборов не властны над его авторитетом.
Основанием католического вероучения служит их толкование Священного Писания, Священного Предания, постановления вселенских соборов и послания (энциклики) пап. Важное место занимает почитание Девы Марии и многочисленных святых, а также почитание мощей и реликвий. Широко распространены монастыри, развита сеть монашеских орденов.
Особенностями  католического культа являются пышность ритуалов и церемоний. Среди великолепного убранства храмов много скульптурных и живописных изображений. Храмовым богослужениям, которые до середины ХХ в. совершались на латинском языке, сопутствует музыкальное (органное) сопровождение.
Странами, где католицизм доминирует, являются Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Аргентина, Чили, Бразилия, Куба, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.
В России первые католические общины стали появляться в конце XVII в. При Петре I в России проживало около 2-х тысяч католиков. В XVIII в. после присоединения Польши к Российской империи в составе последней оказалось несколько миллионов католиков.
В начале ХХ в. в России проживало 10,5 млн. католиков, действовало более 5 тысяч католических церквей и часовен, в которых служили более 4 тысяч священников.
В СССР в начале 1920-х гг. проживало более 1,5 млн. католиков. В результате сталинских репрессий к началу 1940-х гг. остались по одному действующему храму в Москве и Ленинграде. Они сохранились лишь потому, что находились под юрисдикцией посольства Франции.
В настоящее время на территории России проживают приблизительно 2 млн. католиков, существуют около 250 католических приходов, действуют колледжи и семинарии, готовящие католических священнослужителей, издаются журналы и газеты.

ПРАВОСЛАВИЕ
Православие сформировалось в Византии, получило развитие и распространение преимущественно в странах Восточной Европы, Балкан и Ближнего Востока. Православие было господствующей религией Восточной Римской (Византийской) империи. Власть патриарха Константинопольского над церковью никогда не была абсолютной. Авторитет патриарха считался ниже авторитета Собора.

Византийское православие разошлось с католицизмом по следующим вопросам:

1)    отрицало приоритет папы римского по отношению к епископам, пребывающим за пределами юрисдикции Рима;

2)    отрицало догматическое положение, признававшее полноту Церкви Христовой только за Римско-католической церковью;

3)    признавало полноценность любой поместной церкви, сохраняющей традицию апостольского преемства и чистоту христианской веры;

4)    проповедовало идею соборности, в соответствии с которой дары Святого Духа распространяются на всех членов церкви и др.

Перемены, происходившие в отношениях древних славян с Византией, привели к тому, что военные действия уступили место торгово-купеческим контактам. Культура великой и древней цивилизации стала оказывать облагораживающее воздействие на сознание северных варварских племен.

В IX веке православие из Византии проникло в Болгарию и Сербию, в X веке — в Киевскую Русь.

Церкви этих стран со временем стали независимы от Константинополя. Очень важным было то, что с самого начала допускалось богослужение на местных языках.

В настоящее время патриарх Константинопольский носит титул Вселенского Патриарха, однако национальные церкви вполне независимы по отношению к нему. Сегодня существует 15 автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей: Константинопольская (главным образом православные греки, проживающие в Турции), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Кипрская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Элладская (Греция), Польская, Словацкая, Американская и Албанская.

Все православные церкви объединены единым вероучением, характером и последовательностью проведения богослужений, внешним видом священнослужителей, убранством храмов, пением без музыкального сопровождения и др. Каждую автокефальную церковь возглавляет патриарх, митрополит или архиепископ, избираемые Поместным собором. Ему подчиняются епископы, стоящие во главе епархий — церковных провинций. Епископа могут поставить (рукоположить) только другие епископы. Епископы, в свою очередь, рукополагают священников.

Княгиня Ольга приняла крещение во время своего посещения Константинополя. О крещении князя Владимира существуют различные предания. В одних говорится, что он крестился в Киеве. Другие указывают на городок Василев под Киевом, где был один из теремов князя. Третьи гласят, что он принял крещение в Крыму, в византийском городе Корсун (ныне Херсонес в черте Севастополя).

Вместе с константинопольским духовенством, приехавшим в Киев, Владимир крестил народ на берегах Днепра. Кумиры старых богов были повергнуты и брошены в реку, а на их месте воздвиглись церкви. Так было и в других городах. Летописи свидетельствуют, что новая вера, за редким исключением, распространялась мирно.

Крещение Руси не было простой переменой одной веры на другую. Оно открыло для страны возможность продуктивных взаимодействий со всем христианским миром, с его духовным наследием. Вместе с христианством на Русь пришла древняя культура с глубочайшими корнями, богатыми традициями. Возник новый социальный институт, которого прежде не было, — церковь, с самого начала ставшая выполнять много разнообразных общественных задач и функций: от участия в государственном управлении и обеспечения международных контактов до социальной помощи больным и нищим. В Киеве расположилась резиденция митрополита, направленного Константинопольским патриархом. В других древнерусских городах было поставлено около пятнадцати епископов, подчиненных митрополиту. В новообразовавшихся епархиях строились церкви и создавались монастыри. С появлением священных и богослужебных книг начали распространяться письменность, грамотность, книжное просвещение. Среди княжеских дружинников и земских людей появились благочестивые христиане, почитавшие Бога и церковь и полюбившие книги. Стали возникать школы с учителями-священниками. В монастырях появились монахи, переписывавшие книги и создававшие первые библиотеки.

Православное христианство отвечало миролюбивости славянского характера. В нем доминировали не идеи свободного самоутверждения личности, как в католицизме, а настроения непротивления и смирения. У славян сложилось понимание религиозного подвига как жертвенности, мученичества за веру, кротости и смирения.

В настоящее время православие исповедует большая часть верующих русских, украинцев, белорусов, румын, молдаван, грузин, удмуртов, чувашей, мордовцев, марийцев, карел, коми, якутов, а также греков, болгар, сербов, македонцев, черногорцев. Последователи православия имеются также в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Финляндии, США, Канаде, арабских странах, Японии, ряде стран Африки.

ПРОТЕСТАНТИЗМ
Протестантизм возник в XVI веке в результате движения Реформации. Его основные вероучительные принципы сформулированы Мартином Лютером и в трудах его последователей.

Исходная посылка протестантского вероучения гласит, что первородный грех лег тяжким бременем на человеческий род и исказил всю социальную и духовную жизнь людей. Единственное средство, позволяющее современному человеку хоть как-то исправить это положение, — искренняя и глубокая личная вера в искупительную жертву Христа. Принцип спасения личной верой является важнейшим в протестантизме.

Каждый христианин-протестант в результате крещения получает право общаться с Богом. Протестантизм утверждает демократическую церковь с правом каждого верующего на священство. Протестанты отвергают целибат (безбрачие духовенства), храмовую живопись, поклонение мощам. Для них важен принцип исключительного авторитета Священного Писания, в котором они видят единственный источник вероучения и из которого черпают все нравственные заповеди и высшие истины.

Протестантизм сыграл важную роль в правовом обеспечении свободы вероисповедания. В Европе значительной исторической вехой на этом пути стал Аугсбургский мир 1555 года, закрепивший право на протестантское вероисповедание в католическом государстве. В результате протестанты обрели свободу в доступе ко всем государственным должностям.

Реформация создала необходимые условия для того, чтобы протестанты разных стран имели возможность читать тексты Библии на родном языке. Появился немецкий перевод Библии, сделанный Лютером, и английский перевод, получивший название «Библии короля Якова» (1611).

Каждый протестант обязан ежедневно читать Библию, изучать ее тексты, вдумываться в их содержание, соотносить их смысл с окружающей его повседневностью, высвечивать суть происходящего в социальной и духовной жизни при помощи библейских истин. Отсюда следует главная задача протестантского богословия — придавать новым теологическим разработкам и открытиям общедоступную, общепонятную форму через книги и публичные проповеди.

Лютеране
Лютеранство — протестантское вероисповедание, которое появилось в результате реформ Марти­на Лютера (1483 -1546), инициатором и лидером движения Реформации.

Богословские положения лютеранства:
1)  за основу вероучения берется Священное Писание как его необходимое и достаточное основа­ние, а Священное Предание признается вторичным;
2)  церковная община возглавляется священником;
3)  грешник может спастись только через веру в Христа;
4)  монастыри и монашество не являются единственным способом религиозного служения; человек должен в миру служить Богу, честно исполняя свой долг труженика — ремесленника, земледельца, учителя, министра, монарха;
5)  из таинств в основном признаются два — крещение и причащение.

В современном мире лютеранство распространено в Германии, в странах Скандинавии и Прибал­тики, а также в США и Исландии. С1947 г. существует Всемирная лютеранская федерация с штаб-квартирой в Швейцарии.

В России первые лютеранские общины появились во второй половине XVI в. При Петре I и Екатери­не II заметно возросла их численность за счёт оставшихся финнов после Северной войны и иммигран­тов лютеранского вероисповедания. В середине XIX в. в Петербургском округе насчитывалось более полумиллиона лютеран — немцев, финнов, эстонцев, латышей, шведов и др. В начале XX в. в России существовало более 70 общин Евангелическо-лютеранской церкви и около 30 общин Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Общее число российских лютеран составляет около 170 тыс. чел.

В каждом лютеранском приходе пастор обычно избирается самими прихожанами или назначается епископом. Из нескольких приходов образуется пробство, а из нескольких пробеге — епархия. Этой организационной структуре соответствует церковная иерархия священнослужителей: пастор — пробст — епископ.

Баптисты
Баптисты (от греч. baptize — «погружаю», имеется в виду в воду) — одна из наиболее крупных про­тестантских деноминаций, насчитывающая в настоящее время во всем мире более 140 млн. верующих. Первая баптистская церковь в Европе была создана в Амстердаме в 1609 г.

Основные принципы баптистского вероучения:
1)  главным и единственным источником вероучения считается Священное Писание;
2)  средством спасения является личная вера, что соответствует словам Иисуса Христа: «Истинно, ис­тинно говорю вам: верующий в Меня, имеет жизнь вечную» (Иоан. 6,47).
3)  необходимость водного крещения в сознательном возрасте, когда верующий понимает всю важ­ность этого акта;
4)  признание священства всех верующих и права каждого из них вести проповедническую деятель­ность;.
5)  неприятие культа святых, монашества, поклонения кресту и иконам, крестного знамения, креще­ния новорожденных;
6)  обязательность участия в еженедельных молитвенных собраниях;
7)  обязательность нравственного поведения для верующего, строгие запреты на блуд, пьянство, сквернословие, рукоприкладство и т. д.

В России первые баптисты стали появляться в конце 1860-х гг. на юге России. Там со времен Екатери­ны II существовали земледельческие колонии немецких переселенцев. Проживавших рядом с ними южно-русских, украинских крестьян привлекало стремление колонистов привносить религиозный настрой в повседневную жизнь, их горячий интерес к Священному Писанию и желание вникать в его явные и тайные смыслы, отыскивать глубинные значения евангельских истин. Жители Херсонской губернии стали получать Новый Завет на русском языке и раздавать их другим крестьянам. Они начали самостоятельно читать и обсуждать Священное Писание. Те, кто не умел читать, обучались грамоте. В результате кресть­яне переставали сквернословить, пьянствовать, начинали вести умеренную, честную, скромную жизнь.

В 1879 г. была признана юридическая законность статуса верующих-баптистов, выходцев из Евро­пы. Однако русские баптисты преследовались Синодом. Несмотря на гонения, в 1884 г. был создан Со­юз русских баптистов. В начале XX в. в России численность баптистов приближалась к 500 тыс. чел. В 1909 г. возник Союз евангельских христиан, развернувший широкую миссионерскую, издательскую, просветительско-образовательную деятельность. Его председатель И. С. Проханов (18691935) был избран вице-президентом Всемирного союза баптистов.

Большевистская революция 1917 г. изменила религиозно-политическую ситуацию в стране. Прави­тельственный Декрет «Об отделении церкви от государства» (1918) разрешал гражданам России при­держиваться любого вероисповедания. Вынашиваемые большевиками планы коллективизации дали возможность уже в 1918 г. начать проводить в жизнь идею евангельских сельскохозяйственных ком­мун, артелей и кооперативных производств разного профиля. Однако власти, ориентированные на со­здание атеистического общества, вскоре поняли опасность христианской подоплеки этих производств для своего режима и запретили их.

В годы сталинского террора баптисты подвергались жестоким гонениям. Их высылали из страны, переселяли на Север и в Сибирь, отправляли в лагеря, расстреливали. Закрывались молитвенные до­ма, а сами здания конфисковывались. На весь Советский Союз осталось по одной баптистской общи­не в Москве и Ленинграде.

Нападение фашистской Германии заставило власти изменить свое отношение к евангельским веру­ющим. В1944 г. правительство дало разрешение на создание Союза евангельских христиан и баптис­тов, который спустя два года был переименован в Союз евангельских христиан-баптистов. Деятель­ность Союза происходила под неусыпным надзором властей. Это заставило значительную часть христиан-баптистов в 1961 г. выйти из его состава и организовать независимую церковно-общественную организацию — Совет церквей евангельских христиан-баптистов, выступавший за невмешательство государства в дела евангельских церквей.

К концу XX в. независимый Совет церквей объединял в своем составе 60 тыс. членов, входящих в 1500 поместных церквей. К этому же времени Российский союз евангельских христиан-баптистов включал около 1200 поместных церквей, в составе которых было более 80 тыс. верующих.

Адвентисты
Адвентисты (от лат. adventus — пришествие) — возникшее в середине XIX в. движение протестантов. В их вероучении доминирует ожидание второго пришествия Христа.

Особенности вероучения и религиозно-общественной позиции:
1)  вера в то, что после второго пришествия Христа мир погибнет в огне, а участь людей будет троя­кой: неверующих в Христа ждет полная погибель, успевшие покаяться грешники воскреснут через ты­сячу лет, а те, кто живет в соответствии с требованиями Священного Писания воскреснут сразу;
2)  отрицание бессмертия души;
3)  отрицание учения о рае и аде;
4)  проповедь “аскезы в миру», включающей строгость и чистоту нравов, запрет на развлечения;
5)  запрет трудиться в субботний день;
6)  запрет на службу в армии и пользование оружием (характерен только для адвентистов-реформистов).

В современной России в состав адвентистских общин входит около 40 тыс. чел.